Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки"
рабочая программа (младшая группа)
Развитие речи детей посредством использования малых форм русского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nikolaeva_e.p.docx | 249.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения. Потешки развивают чувство доверия к окружающему миру. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.
Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Задачи кружка:
Образовательные:
- учить рассказывать потешку с помощью воспитателя, активизировать словарь за счёт звукоподражаний.
Развивающие:
- развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- прививать интерес к русскому фольклору;
- вызвать эмоциональный отклик на чтение.
Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; инсценировки песен и малых фольклорных форм.
Работа с родителями:
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному творчеству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Учите с нами».
- Информационно-аналитическая-оформление папки- передвижки.
-Познавательная (беседы о значимости устного народного творчества в развитии ребенка).
Ожидаемые результаты:
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
План кружковой работы на 2022-2023 год
в первой младшей группе «Неваляшки»
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Сентябрь | |||
2 неделя | Игра-потешка «Огуречик, огуречек».
| Рассказывание потешки с использованием, наглядного материала. Пищали, как мышка «пи-пи-пи». Игра догонялки «Мышка и огурчики». | Книжка «Потешки». Маски: огурчик и мышка. |
3 неделя | Пение колыбельной «Баю-баю-баиньки!»
| Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла, магнитафон |
4 неделя | Рассказывание заклички «Солнышко-вёдрышко».
| Слушание заклички. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Звукоподражание капающему дождю «Кап-кап». | Наглядность картинка солнышка, зонтик. |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Октябрь | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Водичка-водичка».
| Слушание потешки. Звукоподражание капающей воде пение «Кап-кап-кап». Имитация движений (моем ручки, умываем личико). | Наглядность картинка «Дети умываются». |
2 неделя | Песенка-потешка «Зайка серенький сидит» 1. Формировать умение слушать песенку. 2.Учить повторять игровые действия за воспитателем. | Слушание песенки-потешки на магнитафоне. Выполнение движений в соответствии с текстом ( с использованием маски – шапочки «заяц»). | Маска «Заяц», магнитафон. |
3 неделя | Пение колыбельной «Баю-баюшки-баю!»
| Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла, магнитафон |
4 неделя | Рассказывание потешки «Из-за леса из-за гор».
| Игра «Кто это?» (с домашними животными) Слушание потешки. Звукоподражание домашним животным: лошади, корове, козе, жеребенку, теленку, козленку). | Игрушка лошадь, корова, коза, жеребенок, теленок, козленок, кукла би-ба-бо «дедушка». |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Ноябрь | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Петушок»
| Слушание потешки. Пение, как петушок «Ку-ка-ре-ку». Имитация движений (идти высоко поднимая ногу, махающие движения руками). | Игрушка «петушок» |
2 неделя | Песенка-потешка «Заинька походи».
| Слушание песенки-потешки на иагнитафоне. Выполнение движений в соответствии с текстом (с использованием маски-шапочки «заяц»). | Маска «Заяц», магнитафон |
3 неделя | Пение колыбельной «Баю-бай, ты собачка не лай!»
| Рассматривание игрушек. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла, игрушечная собачка. |
4 неделя | Рассказывание потешки «Как у нашего кота».
| Игра «Кто это?» (рассматривание игрушки кота). Слушание потешки. Звукоподражание котику. | Игрушка «котик». |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Декабрь | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Ладушки, ладушки!» 1. Формировать умение слушать потешку. 2. Повторять игровые действия за воспитателем. | Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений. | Кукла бибабо «Бабушка Маланья». |
2 неделя | Песенка-потешка «Киска к деткам подошла».
| Слушание песенки-потешки. Пальчиковая игра «Мисочка для «Кошки». Дыхательное упражнение «Подуй на бантик». Подвижная игра «Бантик для кошечки». (взрослый берет в руки игрушку «Кошку» и предлагает детям потянуть за бантики, а «Кошка» пытается поймать бантики). | Игрушка «Кошка», муляжи фруктов и овощей. |
3 неделя | Рассказывание потешки «Совушка-сова». 1. Ознакомить с содержанием текста потешки. 2. Формировать умение слушать потешку. 3. Учить повторять игровые действия за воспитателем. | Рассматривание игрушки «сова». Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений. | Игрушка «сова». |
4 неделя | Рассказывание потешки «Зайка серый наряжается».
| Игра «Кто это?». Слушание потешки. Имитация движений. | Игрушка «зайка», мыло, ванночка. |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Январь | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Валенки, валенки».
| Рассматривание игрушки кукла в одежде. Слушание потешки. Учить договаривать, проговаривать слова. Имитация движений. | Кукла Маша. |
2 неделя | Потешка «Как у Яшки у кота».
| Слушание потешки. Выполнение движений в соответствии с текстом (с использованием игрушки «Кошка»). | Игрушка «Кошка», мячик среднего размера. |
3 неделя | Рассказывание потешки «Ой, ты заюшка-пострел».
| Рассматривание игрушки «Зайка». Слушание потешки. Имитация движений. | Игрушка «Зайка». |
4 неделя | Потешка «У киски боли»!
| Рассматривание куколки. Сюжетно-ролевая игра «Доктор». | Кукла. |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Февраль | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Идет коза рогатая».
| Рассматривание игрушки коза. Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений. | Игрушка «коза». |
2 неделя | Потешка «Дай молочка, Буренушка».
| Слушание потешки. | Игрушка «Корова». |
3 неделя | Пение колыбельной «Баю, баю, буси»
| Рассматривание куколки. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла, коляска. |
4 неделя | Рассказывание потешки «А у нас есть ложки».
| Рассматривание игрушек: куколка, игрушечная посуда. Слушание потешки. Имитация движений. | Игрушка «куколка», «посудка». |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Март | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Расти коса до пояса».
| Рассматривание куколки Маши. Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений. | Игрушка «Куколка», расческа. |
2 неделя | Потешка «У котика в чашке».
| Слушание потешки. | Игрушка «Котик». |
3 неделя | Пение колыбельной «Котя-котюшка, коток».
| Рассматривание куколки, игрушечного кота. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла, игрушка кот, коляска. |
4 неделя | Рассказывание заклички «Здравствуй, ветер озорной».
| Слушание заклички. Игра «Подуем на бабочку» | Д/игра «Подуй на бабочку». |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Апрель | |||
1 неделя | Рассказывание потешки «Та-ра-ра ли, та-ра-ра».
| Рассматривание игрушки лошадка. Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений по тексту. | Игрушка «лошадку». |
2 неделя | Потешка «Раз-два-три-четыре-пять».
| Рассматривание куколки в одежде. Слушание потешки. | Игрушка «Куколка». |
3 неделя | Пение колыбельной «Тишина у пруда».
| Рассматривание куколки. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Куколка, коляска. |
4 неделя | Рассказывание заклички «Солнышко, солнышко!».
| Слушание заклички. Подвижная игра «Солнышко и дождик». | Игрушка «Солнышко», зонт. |
Неделя | Тема, Задачи | Совместная деятельность с детьми | Материал |
Май | |||
1 неделя | Потешка «Водичка-водичка». 1. Формировать умение слушать потешку. 2. Учить повторять игровые действия за воспитателем.
| Рассматривание куколки. Слушание потешки. | Игрушка «Куколка». |
2 неделя | Рассказывание потешки «Раным-рано-поутру».
| Рассматривание игрушки «корова», куклы «дедушка». Слушание потешки. Учить договаривать слова. Пальчиковая игра «Подудим на дудке». Имитация движений по тексту. | Игрушка «корова», кукла бибабо «дедушка». |
3 неделя | Пение колыбельной «Байки-побайки».
| Рассматривание куколки. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла. |
4 неделя | Рассказывание потешки «Киска-киска».
| Слушание потешки. Рассматривание игрушечного кота. Звукоподражание «мяу». Игры с котом «Поймай бантик». | Игрушка кот. |
Приложение
N | Сентябрь | N | Октябрь | N | Ноябрь |
1 | Адаптация | 1 | Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! | 1 | Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поёшь, Деткам спать не даешь? |
2 | Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись, Наш малыш по ней пойдет, Через киску упадёт!.. | 2 | Зайка серенький сидит, И ушами шевелит, Вот так, вот так И ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать Вот так, вот так Надо зайке поскакать! | 2 | Заинька походи, Серенький, походи. Вот так-этак походи. Вот так-этак походи. Заинька, покружись, Серенький, покружись. Вот так-этак покружись. Вот так –этак покружись. Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой. Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись. |
3 | Баю-баю-баиньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят, Малым деткам спать велят. | 3 | Маленькие зайки Захотели баиньки, Захотели баиньки, Потому что заиньки. Мы немножечко поспим, Мы на спинке полежим. Мы на спинке полежим И тихонько посопим. | 3 | Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай И в гудочек не гуди – Наших деток не буди. Наши детки будут спать Да большими вырастать. Они поспят подольше, Вырастут побольше. |
4 | Солнышко-ведрышко Выгляни в окошко. Солнышко нарядись, Красное покажись! Солнышко-ведрышко Взойди поскорей Освети, обогрей Телят, да ягнят, И малых ребят! | 4 | Из-за леса, из-за гор, Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Съехали с гор, Развели костер. Кушают кашку, Слушают сказку. | 4 | Как у нашего кота Шубка очень хороша, Мягкая, пушистая, Серенькая, чистая. Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. |
N | Декабрь | N | Январь | N | Февраль |
1 | Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели! | 1 | Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая. | 1 | Идет коза рогатая, За малыми ребятами, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Кто молока не пьет, Того забодаю, забодаю! |
2 | Киска к деткам подошла, Молочка просила, Молочка просила, «Мяу» говорила. Мяу….Мяу…Мяу Угостили молочком Кисонька поела, Кисонька поела, Песенку запела: -Мррр….Мурр…Мурр | 2 | Как у Яшки у кота Шубка очень хороша: На груди манишка, На ногах штанишки, На пушистых лапках Коготки-царапки. Яша-котик озорной, Он веселый и смешной: Любит мячик он гонять, На подушечке лежать. | 2 | Дай молочка, Буренушка! Хоть капельку – на донышко! Ждут меня котята, Милые ребята! Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье. |
3 | Ах ты совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела- Во траву свалилася, В ямку покатилася! | 3 | Ой ты заюшка-пострел, К нам за стол незванный сел. Сел, головкой повертел, Ам! – и все до крошки съел. | 3 | «Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка!» |
4 | Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, Вымыл ротик, Вымыл ухо, Вытер сухо! Надел бантик, стал он франтик. | 4 | У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи. | 4 | А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот-тарелка, вот-еда. Не осталось и следа. |
N | Март | N | Апрель | N | Май |
1 | Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят- Все волосоньки в ряд. Расти, коса не путайся- Маму, дочка, слушайся. | 1 | Ай лады, лады, лады Не боимся мы воды Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | 1 | Водичка-водичка, Умой Настино личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настино личико. |
2 | У котика в чашке Было много кашки. Две тетери прилетели. Две тетери кашку съели. И кричат они котену: «Ротозей, ты ротозей! Если дали тебе кашку Надо есть ее скорей! | 2 | Раз, два, три, четыре, пять- Собираемся гулять, Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Новые сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать | 2 | Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. |
3 | Котя-котюшка, коток, Котя, серенький лобок; Приди котик ночевать, Нашу деточку качать. Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай! Сходит котя на торжок, Купит котя пирожок, Принесет его нам котик, И положит прямо в ротик, Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай! | 3 | Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши. | 3 | Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Начал Миша засыпать. |
4 | Здравствуй, ветер озорной, Летом, осенью, весной Ты прохладу даришь нам И деревьям, и цветам. | 4 | Солнышко, солнышко! Ты всех любишь, ты всех греешь, Всех ласкаешь и жалеешь, Наше Солнышко, наш свет, Вот тебе мы шлем привет! | 4 | Машенька, Маша, Куколка наша. В санки садилась, С горки покатилась. У-у-х!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....