Программа «Говорушки»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
составлена учителем-логопедом МК ДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и содержит:
·задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
·тематические планы;
·содержание НОД по логоритмике;
·ожидаемые результаты на учебный год.
Актуальность. С каждым годом, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, компьютером, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Она полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе и при задержке речевого развития, и при аутистических расстройствах. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. НОД по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Практическая значимость. Программа предназначена для логопедов, музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Подробное тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.
Инновационная направленность. Программа «Говорушки» — программа по логоритмике, полностью соответствующая тематическому планированию ДОУ. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логоритмических упражнений. И эти упражнения с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, память, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развивают речевую функциональную систему и неречевые психические процессы. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя, что свидетельствует о многофункциональных возможностях использования логопедической ритмики в качестве развивающего, коррекционного и профилактического средства воздействия на личность ребенка. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Логоритмические занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 25 минут логопедом и музыкальным руководителем во второй половине дня.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного, слухового внимания и восприятия;
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительно - пространственного и слухо - пространственного гнозиса и праксиса;
- развивать ритмический, тембровый, звуковысотный, динамический слух;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение;
- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
- разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Программа «Говорушки» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи» Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова;
- Сборник методических рекомендаций «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». СПб. Детство-Пресс. 2001.;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
по логоритмике:
- «Логопедическая ритмика» Волкова Г. А;
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой;
- «Логоритмика для детей 5-7 лет» А. Е. Воронова;
- «Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности» Воронова А. Е. Иркутск,2002;
- «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» Новиковская О. А;
-«Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет» Слюсарь К. Н., Москва 2012г;
- «Логопедическая ритмика» Анищенкова Е. С. Москва 2010г;
- Речедвигательная ритмика» Мухина А. Я.2010г.
по оздоровлению детей:
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом, музыкальным руководителем. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда — соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмические занятия включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания;
2. выработка продолжительного речевого выдоха;
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки;
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только коррегировать, но и предупреждать речевые нарушения у дошкольников, способствуя развитию личности в целом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | «Вот какие мы большие» | «День рождения зайчишки» | 1 |
«Осень в гости к нам пришла» | «Осенняя ярмарка» | 1 | |
«Мы туристы» | «Остров сокровищ» | 1 | |
«Дети в музее» | «Что говорят скульптуры?» | 1 | |
Октябрь | «Взрослые и дети» | «Верные друзья» | 1 |
«Музыкальная шкатулка» | «Как дети с феей нотки искали» | 1 | |
«Познай себя» | «Носик-здравствуй, ротик-здравствуй» | 1 | |
«Ребятам о зверятах» | «Путешествие в Простоквашино» | 1 | |
Ноябрь | «Наша страна – Россия» | «Наш общий дом» | 1 |
«Народно-прикладное искусство» | «Матрешка и ее помощницы» | 1 | |
«Олимпийские игры» | «Быстрее, выше, сильнее» | 1 | |
«Вся семья вместе и душа на месте» | «В доме моем, что всего дороже?» | 1 | |
Декабрь | «Архитектурная школа» | «У каждого свой дом» | 1 |
«Красавица Зима» | «Зимовье зверей» | 1 | |
«Школа здоровья» | «Если хочешь быть здоров» | 1 | |
«Дед Мороз шагает по планете» | «Зимние забавы» | 1 | |
Январь | «Народные игры и забавы» | «Иван Иваныч Самоварыч» | 1 |
«Маска, я Вас знаю» | «В гостях у Золушки» | 1 | |
«Загадки природы» | «В гостях у матушки природы» | 1 | |
«Калейдоскоп профессий» | « Откуда берутся вещи» | 1 | |
Февраль | «В стране обычных вещей» | «Веселый хоровод машин» | 1 |
«Мир безопасный, для детей прекрасный» | «Школа светофорных наук» | 1 | |
«Добры молодцы» | «Откуда берется сила» | 1 | |
| «Вернисаж» | «Разноцветная радуга» | 1 |
Март | «Весна – красна» | «Путешествие капельки» | 1 |
«Типография в детском саду» | «Фотопортреты» | 1 | |
«В мастерской скульптора» | «Вот так мастера» | 1 | |
«Маленькие дети в большом спорте» | «Как мышонок стал чемпионом» | 1 | |
Апрель | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | «И без всяких докторов будешь ты всегда здоров» | 1 |
«В гостях у гнома астронома» | «Звездочки зажглись» | 1 | |
«Чудо своими руками» | «Три поросенка» | 1 | |
«Книга дружит с детворой» | «Путешествие по сказкам» | 1 | |
Май | «Знакомимся с русской народной культурой» | «К бабушке в деревню» | 1 |
«Активный отдых» | «ОХ и АХ идут в поход» | 1 | |
«Город, в котором я живу» | «Автобусная экскурсия» | 1 | |
«Неделя со знатоками» | «Карнавал звуков» | 1 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_perspektivnyy_plan_po_logoritmike.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Говорушки»
составлена учителем-логопедом МК ДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и содержит:
·задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
·тематические планы;
·содержание НОД по логоритмике;
·ожидаемые результаты на учебный год.
Актуальность. С каждым годом, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, компьютером, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Она полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе и при задержке речевого развития, и при аутистических расстройствах. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. НОД по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Практическая значимость. Программа предназначена для логопедов, музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Подробное тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.
Инновационная направленность. Программа «Говорушки» — программа по логоритмике, полностью соответствующая тематическому планированию ДОУ. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логоритмических упражнений. И эти упражнения с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, память, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развивают речевую функциональную систему и неречевые психические процессы. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя, что свидетельствует о многофункциональных возможностях использования логопедической ритмики в качестве развивающего, коррекционного и профилактического средства воздействия на личность ребенка. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Логоритмические занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 25 минут логопедом и музыкальным руководителем во второй половине дня.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного, слухового внимания и восприятия;
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительно - пространственного и слухо - пространственного гнозиса и праксиса;
- развивать ритмический, тембровый, звуковысотный, динамический слух;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение;
- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
- разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Программа «Говорушки» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи» Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова;
- Сборник методических рекомендаций «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». СПб. Детство-Пресс. 2001.;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
по логоритмике:
- «Логопедическая ритмика» Волкова Г. А;
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой;
- «Логоритмика для детей 5-7 лет» А. Е. Воронова;
- «Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности» Воронова А. Е. Иркутск,2002;
- «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» Новиковская О. А;
-«Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет» Слюсарь К. Н., Москва 2012г;
- «Логопедическая ритмика» Анищенкова Е. С. Москва 2010г;
- Речедвигательная ритмика» Мухина А. Я.2010г.
по оздоровлению детей:
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом, музыкальным руководителем. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда — соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмические занятия включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания;
2. выработка продолжительного речевого выдоха;
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки;
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только коррегировать, но и предупреждать речевые нарушения у дошкольников, способствуя развитию личности в целом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | «Вот какие мы большие» | «День рождения зайчишки» | 1 |
«Осень в гости к нам пришла» | «Осенняя ярмарка» | 1 | |
«Мы туристы» | «Остров сокровищ» | 1 | |
«Дети в музее» | «Что говорят скульптуры?» | 1 | |
Октябрь | «Взрослые и дети» | «Верные друзья» | 1 |
«Музыкальная шкатулка» | «Как дети с феей нотки искали» | 1 | |
«Познай себя» | «Носик-здравствуй, ротик-здравствуй» | 1 | |
«Ребятам о зверятах» | «Путешествие в Простоквашино» | 1 | |
Ноябрь | «Наша страна – Россия» | «Наш общий дом» | 1 |
«Народно-прикладное искусство» | «Матрешка и ее помощницы» | 1 | |
«Олимпийские игры» | «Быстрее, выше, сильнее» | 1 | |
«Вся семья вместе и душа на месте» | «В доме моем, что всего дороже?» | 1 | |
Декабрь | «Архитектурная школа» | «У каждого свой дом» | 1 |
«Красавица Зима» | «Зимовье зверей» | 1 | |
«Школа здоровья» | «Если хочешь быть здоров» | 1 | |
«Дед Мороз шагает по планете» | «Зимние забавы» | 1 | |
Январь | «Народные игры и забавы» | «Иван Иваныч Самоварыч» | 1 |
«Маска, я Вас знаю» | «В гостях у Золушки» | 1 | |
«Загадки природы» | «В гостях у матушки природы» | 1 | |
«Калейдоскоп профессий» | « Откуда берутся вещи» | 1 | |
Февраль | «В стране обычных вещей» | «Веселый хоровод машин» | 1 |
«Мир безопасный, для детей прекрасный» | «Школа светофорных наук» | 1 | |
«Добры молодцы» | «Откуда берется сила» | 1 | |
«Вернисаж» | «Разноцветная радуга» | 1 | |
Март | «Весна – красна» | «Путешествие капельки» | 1 |
«Типография в детском саду» | «Фотопортреты» | 1 | |
«В мастерской скульптора» | «Вот так мастера» | 1 | |
«Маленькие дети в большом спорте» | «Как мышонок стал чемпионом» | 1 | |
Апрель | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | «И без всяких докторов будешь ты всегда здоров» | 1 |
«В гостях у гнома астронома» | «Звездочки зажглись» | 1 | |
«Чудо своими руками» | «Три поросенка» | 1 | |
«Книга дружит с детворой» | «Путешествие по сказкам» | 1 | |
Май | «Знакомимся с русской народной культурой» | «К бабушке в деревню» | 1 |
«Активный отдых» | «ОХ и АХ идут в поход» | 1 | |
«Город, в котором я живу» | «Автобусная экскурсия» | 1 | |
«Неделя со знатоками» | «Карнавал звуков» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Говорушки"
Овладение четкой и правильной речью без дефектного произношения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно прав...
Программа "Говорушки" для детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Данна...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорушки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушки". Для тетей: 6-7 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорушки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушки". Возраст детей: 6-7лет....
Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки"
Развитие речи детей посредством использования малых форм русского фольклора...
Презентация по общеразвивающей программе Говорушки
Развитие речи детей посредством малых форм русского фольклора...
Программа "Говорушки"
Дополнительная образовательная программа по коррекции звукопроизношения у детей 6 – 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности «Говорушки&qu...