Создание учителем-логопедом атмосферы эмоционального комфорта у детей в процессе образовательной деятельности с использованием песка.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Давайте мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание учителем-логопедом атмосферы эмоционального комфорта у детей в процессе образовательной деятельности с использованием песка.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №143»
г. Воронежа,
учитель-логопед Пятецкая П.Г.
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Давайте мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Педагоги интуитивно подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды, но не используют их для решения определённых задач, так как считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом и играть с ними даже не надо — они это делают сами.
Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность ребёнка «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею - идею «терапии песком». Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу и многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Уникальные возможности песка с обучающими и психотерапевтическими целями стали использоваться в России с 90-х годов прошлого столетия.
С 2000-х годов он стал более широко применяться в педагогической практике.
С 2004 года я стала применять в собственной практике элементы нетрадиционных форм работы и обратилась к песочной игротерапии. Почему песочная игротерапия? Потому что, как говорилось выше, – это естественная игровая среда для ребёнка, которая является естественной формой самовыражения для каждого малыша, она освобождает его творческий потенциал, внутренние чувства, восприятие, даёт возможность переноса имеющегося опыта в существующую действительность, обеспечивает непосредственно игру.
Песок – это замечательный сенсорный материал, удивительная по своим возможностям предметно-игровая среда, прекрасный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования, способствующий развитию «тактильной» чувствительности, как основы развития «ручного интеллекта».
А способность песка снимать отрицательную энергию особенно актуальна в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основе положительного эффекта песочной игротерапии лежат в совокупности графомоторные занятия с песком при создании определённых картин-сюжетов и получаемое малышом при этом удовольствие. Ребёнок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления концентрации внимания, развития памяти, воображения, любознательности, увлечённости, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков. Целенаправленная игра с песком способствует не только совершенствованию имеющихся у детей практических приёмов и навыков, но и предупреждению речевых и неречевых отклонений. Учитывая, что мышление дошкольников преимущественно наглядно-образное, занятия с песком дают возможность широкого применения наглядных зрительных опор, позволяющих сделать процесс обучения более интересным. В современных условиях, связанных с информационной пресыщенностью дошкольников, качественным изменением состава детей в ДОО, применение элементов «песочной терапии» в работе с детьми остается актуальным. Использование ее в коррекционной работе приобретает особую значимость, так как на протяжении ряда лет отмечается снижение эффективности традиционных форм работы, обусловленное быстрой утомляемостью дошкольников, особенно детей с нарушениями речи, снижением их познавательной активности и работоспособности. «Песочная терапия» уменьшает утомляемость детей, поддерживает их познавательную активность на занятиях и повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Исходя из собственного опыта, могу сказать: «Игры с песком – это удивительная мотивация к логопедическим занятиям и залог успеха в развитии речевой деятельности».
Как же проходила работа по применению песка? Сначала игра с песком была одним из этапов индивидуально-подгруппового занятия в форме игры-путешествия в страну звуков и букв, в основном для автоматизации изолированных звуков.
Получив небольшой опыт использования игр с песком, я стала практиковать подгрупповые игры-занятия, включавшие работу над развитием фонематических процессов, лексико-грамматические упражнения, связную речь. Форма проведения – путешествие. Тема занятия определялась сюжетом игры. Так в рамках работы центра педагогического мастерства на базе нашего д/с были показаны занятия: «Путешествие в Звукоград», «На планете волшебницы Речи», «На острове игрушек», «Путешествие в Лилипутию и Великанию», «В гостях у Кота Учёного» и другие. В ходе игры, дети выбирали для построек на песке игровой материал по заданию логопеда и располагали его в песочнице по предложенному плану или по речевой инструкции, рассказывали о своих действиях.
Игры и упражнения, используемые для создания сюжета на песке, способствуют также решению поставленных педагогических задач.
Например: «Узнай по схеме» - подобрать игрушку по предложенной на карточке схеме слова и разместить её на песке по желанию или по инструкции взрослого; в игре «Где чей дом?», схема слова располагается взрослым сразу на песке;
- «Звуковые полянки». Детям предлагается отметить на песке буквами место для «полянок» и разместить на них фигурки или предметы с заданным звуком в названии, выбранные из предложенных. Рассказать о получившемся;
- «Узнай по описанию». Детям предлагается узнать игрушку или предмет, о которой педагог говорит, найти её среди предложенных и разместить потом на песке. В зависимости от поставленных задач игра может быть направлена на обогащение словаря, если описание включает называние частей предмета или на закрепление родовых понятий.
- «Сравни, где больше?» Игра направлена на упражнение в согласовании существительного и числительного. Детям предлагается пересчитать предметы на каждой «полянке», определить, с каким звуком предметов больше;
-«Найди братца». Определить первый звук в слове-названии найденной в песке фигурки подобрать к нему слово-пару по принципу твёрдости-мягкости согласного.
При организации игр-занятий с песком я использовала сшитую куклу, названную мною «Звукарик», но может быть использована обычная кукла, которую можно назвать «Песочная фея», «Королева песочного мира», «Хозяйка песка» и т.п. Кукла предъявляется детям только при игре в песок, так как через неё можно объявлять все правила поведения в песочнице, запреты и поощрения.
В работе секций на мастер-классе я познакомлю вас с примерным перечнем игр и упражнений для занятий с песком, а также мы поиграем.
Что же нужно для организации игры с детьми в песочнице?
1. Согласие и желание ребёнка.
2. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, порезов и ссадин на руках, отсутствие кожных заболеваний.
3. Творческий подход педагога к проведению занятий в песочнице.
Для оборудования песочницы необходимы:
- деревянный или пластмассовый ящик, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта небо). Высота бортов не менее 10см. Для групповых занятий используется ящик размером не менее 90 х 70 см, песок в нем можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий подойдут несколько пластиковых прямоугольных контейнеров;
- чистый песок жёлтого или светло-коричневого цвета, заполняющий песочницу на 1/3 объёма. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в духовке или подвергнуть кварцеванию). Песок необходимо кварцевать не реже одного раза в неделю с указанием даты кварцевания на бирке, прикреплённой к внешней стороне песочницы;
- набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах):
а) лопатки, широкие кисточки, сита, воронки, разнообразные пластиковые формочки (изображающие овощи, фрукты, животных, транспорт, геометрические фигуры), формочки для теста;
б) миниатюрные игрушки (высота 5-10см), изображающие людей, животных и растения, транспорт и т.д.;
в) наборы маленькой игрушечной посуды и мебели;
г) различные здания и постройки;
д) бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля.
Правила игры в песок.
1.Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
2.Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3.После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.
4.После игры в песке надо помыть руки.
Использование кинетического песка имеет такой же мотивационный эффект, как и применение обычного, но возможности кинетического песка значительно ниже.
Список использованной литературы
1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» СПб., 2002г.
2. Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» - СПб., 2006г.
3. Толстова Н.П., Потеева А.Ю. «Игры с кинетическим песком в практике логопеда», журнал «Логопед» №5, 2016 г.
4. Васильева Е.В., Васильева Н.А. «Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи», журнал «Логопед» №1, 2013 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №143»
г. Воронежа,
учитель-логопед Пятецкая П.Г.
МАСТЕР - КЛАСС
Дидактические игры – упражнения
Для закрепления изолированного произношения звука могут быть использованы следующие игры:
-скользить, по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук. Например: «Тигр рычит: р-р-р; жук жужжит: ж-ж-ж, и т.д.;
-«Следы на песке», «Ползут змейки» - ребёнок пальцами делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки–паучки» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, произнося при этом изучаемый звук;
- «Лесенка» - проговаривая изучаемый звук, рисовать пальцем или выкладывать на песке из счётных палочек лесенку, проговаривая закрепляемый слог, затем «пройтись» по лесенке каждым пальчиком правой и левой руки поочерёдно, снова проговаривая на каждый шаг определённый звук или слог;
-«Звуковые дорожки», «Слоговые дорожки», «Слоговые ряды» - скользить пальцем или игрушкой с определённым звуком в названии по песочным дорожкам-лабиринтам, проговаривая речевой материал;
Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
- «Что изменилось?» или «Кого (чего) не стало?» - после завершения постройки детям предлагается закрыть глаза, а через несколько секунд открыть их снова и определить, что изменилось в песочнице.
Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя речи может проходить как параллельно с созданием сюжета на песке, когда дети оречевляют действия, так и в отдельной игре. Например, в играх «Кого не стало?», «Один-много» в речи ребёнка закрепляется форма родительного падежа существительных, игра «Что изменилось?» направлена на закрепление в речи ребёнка предлогов.
«Узнай по описанию»- детям предлагается узнать игрушку или предмет, о которой педагог говорит, найти её среди предложенных и разместить потом на песке. В зависимости от поставленных задач игра может быть направлена на обогащение словаря, если описание включает называние частей предмета или на закрепление родовых понятий.
-«Назови ласково» - закрепление уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
- «Узоры на песке» - педагог предлагает украшать песочный дом узорами на песке (можно из геометрических фигур, букв, цифр и т.д.) или продолжить рисунок педагога.
Развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
- «Маленькие волшебники – мы создаём мир» - педагог показывает способы построения - в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - это город, деревня, лес, река, озеро и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка самостоятельно и по инструкции создавать разнообразные постройки. ( «Лес, поляна и их обитатели»; «Море, река, озеро и их обитатели»; и т.д. в соответствии с тематическим планированием.
Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
- «Песочные строители» - педагог просит детей помочь построить домики для жителей песочной страны только в определённом месте и определённой формы. Например, для колобка в правом верхнем углу и только круглый. Дети «строят» с помощью формочек, делая нужный отпечаток. Узоры можно выкладывать на песке из камешков, желудей, пуговиц и т.д.
- «Песочные прятки» - прячутся сказки или сказочные герои (заламинированные картинки с сюжетами из сказок закапываются в песок, нашедший узнаёт сказку и рассказывает её)
Снижение психофизического напряжения.
- «Здравствуй, песок!» - педагог предлагает детям «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть разными способами дотронуться до песка:
1.Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
2. Ребёнок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
3.Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной её стороной. Старшие дети рассказывают о своих ощущениях, сравнивают их.
4.Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …»
Развитие тактильной чувствительности, воображения.
- «Необыкновенные следы»:
1. «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» - ребёнок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Бегут жучки-паучки» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - «жучки здороваются»).
5. «Кулюмулюндия» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация детей в процессе образовательной деятельности по ФЭМП
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-722300-1556529891.jpg)
Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".
Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоционал...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240152-1365618422.jpg)
Условия создания в группе эмоционального комфорта в период адаптации детей
Эта статья поможет воспитателям комфортно адаптировать детей к условиям детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971607-1510313540.jpg)
Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971607-1510313540.jpg)
Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/12/picture-1019103-1662968693.jpg)
Мастер-класс для воспитателей «Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек»
Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек....
Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности с использованием УМК.
консультация для воспитателей....