Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".
материал на тему
Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоциональное принятие дошкольников; формирование способов эффективной саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 47.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД № 2»
Тренинг для педагогов:
«Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего эмоциональному комфорту всех детей».
Составитель:
педагог-психолог Зыкова И.В.
Ялуторовск, 2015 г.
Тренинг для педагогов
Тема: «Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего эмоциональному комфорту всех детей».
Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.
Задачи тренинга:
- Выработать позитивное отношение к ребенку.
- Выработать эмоциональное принятие дошкольников.
- Формирование способов эффективной саморегуляции.
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам поприветствовать друг друга в необычной форме.
Встаньте парами друг к другу лицом.
- Упражнение «Здравствуй друг».
Цель: создание благоприятной атмосферы.
Здравствуй друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был? – показать на соседа;
Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
Я рада приветствовать вас на нашем педсовете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
- Прежде, чем приступить, давайте обсудим правила тренинга:
- Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорим только о том, что волнует вас именно сейчас)
- Конфиденциальность всего происходящего в группе (все, что происходит во время разговора не разглашается, и не выносится за пределы группы)
- Уважение к говорящему (когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет.
- «Я и мое имя» Я предлагаю вам написать на листочках «свое имя» как бы вы хотели, что бы вас называли здесь и сейчас. Прикрепить как бейджик.
- Участникам предлагается с помощью ярлычков определить свое настроение (наклеить кружки на «Домики эмоций»).
- Упражнение «Кто я?».
Цель: ознакомить участников с психологом и наладить контакты между членами группы.
Каждому участнику предлагается на отдельном листе бумаги написать о себе как можно больше понятий, раскрывающих, кем он является. Например, дочь, жена, сестра, воспитатель, сангвиник, турист, соседка, подруга, художник, романтик, кулинар и т.д.. Этот листок затем предлагают прикрепить ему на спину. Далее все участники начинают ходить по комнате и читать сведения о других членах группы. Таким образом они знакомятся.
Вопросы к педагогам:
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
- Упражнение «Встреча».
Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе. А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».
- Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего тренинга: «Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего эмоциональному комфорту всех детей».
- Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К– красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
- Упражнение « Мой самый трудный ребенок».
Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.
Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
- Упражниние "Интонация”.
Каждый член группы должен сказать какую - либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: "Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет.
- Упражнение «Солнце способностей»
Пожалуйста, на лучиках напишите свои способности, умения, которые помогают вам в работе с детьми и приклейте свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения:
- кто испытывал неловкость, затруднения?
- кому показалось, что кто – то хвастается?
- узнали ли вы что то новое о людях?
Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце согреет нас и поможет нам справиться с проблемами которые возникают у нас.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста. Детей надо
приучать жить среди людей, формируя у них
определенные психологические качества
(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Немного хотела сегодня поговорить о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:
Уголок приветствия
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.
Для этого можно использовать:
Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);
- Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своём присутствии в группе)
- Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)
Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.
«Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»
Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе.
Уголок достижений.
Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
- «Цветок успехов»
- «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).
Уголок гнева.
Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
«Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;
«Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)
«Подушка – колотушка», «Мешочек для крика», «Ковёр дружбы».
Уголок поздравлений – создание позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе между детьми.
Копилка от педагогов (кто какие приемы еще использует)
(Приложение 1).
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит ещё от их доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.
- Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
• «Большой» - для меня было важным и интересным…
• «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
• «Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
• «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
• «Мизинец» - для меня было недостаточно.
- Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем от шума. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня.
Заключительная часть.
Воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их.
Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми.
Хочу закончить своё выступление словами Василия Александровича Сухомлинского «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»
Приложение 1
Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего эмоциональному комфорту всех детей».
Распознавание и передача эмоций — сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции помогают малышам воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств — важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
Одной из задач ДОУ – создание развивающей среды, обогащенной различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые будут:
- Способствовать укреплению психологического и эмоционального здоровья каждого ребенка.
- Развитию эмоционально-чувственной сферы.
Такую среду также можно назвать эмоционально-развивающей.
Один из вариантов обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира являются:
Игры и упражнения «Круга друзей».
Упражнение «Здравствуй друг».
Цель: создание благоприятной атмосферы.
Здравствуй друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был? – показать на соседа:
Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния, развивать способность определять эмоции по внешнему виду, обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные чувства. Способствовать сплоченности группы.
Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог начинает беседу: «Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение сейчас». Дети передают «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, показывая свое настроение и рассказывают о своем настроении. В конце игры педагог делает вывод о том, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое и т.д. А затем спрашивает: «А что можно сделать, чтобы улучшить настроение?» Дети предлагают разные способы (вспомнить о чем- нибудь хорошем, сделать приятное другому, поиграть и т.д.) Заканчивая педагог говорит: «А сейчас давайте вспомним что-нибудь весёлое и все вместе рассмеёмся, и если у кого-то и было плохое настроение, то теперь оно улучшилось».
Цель: Учить детей представлять себя коллективу сверстников, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплоченности группы.
Содержание: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы все могли узнать друг друга лучше. Представьте себе, что мы в гостях у волшебника, и который хочет с вами познакомится.» Дети по очереди называют себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, но при этом делают наклон головы. В конце педагог обобщает; «Вот мы и узнали и смогли услышать, какими ласковыми именами можно к каждому обратиться. Давайте же с большей любовью и вниманием относится друг к другу»
«Я глазами других»
Цель: Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точку зрения.
Материал: платочек.
Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог показывает им волшебный платочек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают друг другу платочек со словами: «Я дарю тебе платочек потому, что ты самый ...(подбираются соответствующие определения)». Педагог подводит итог: «Этот платочек помог вам сказать много доброго, хорошего. Давайте же с большим вниманием относиться друг к другу.
«Я и мои фантазии»
Цель: Развивать воображение, раскованность, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: волшебная палочка.
Содержание: Дети сидят на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на волшебную палочку, которую держит в руках. «Помните как в сказках, волшебная палочка исполняет заветные желания. Представьте себе, что есть волшебник, который может исполнить любое ваше заветное желание. Для этого надо взмахнуть палочкой и рассказать о своей мечте».
Дети по очереди взмахивают палочкой :и рассказывают, чего бы они хотели. Педагог обобщает: «Желания, каких детей понравились всем и почему? У каждого из вас были разные желания. У одних они связаны с самим собой, у других - с друзьями, с родителями, с теми, кто слабее, но все ваши желания обязательно сбудутся».
«Я и другие»
Цель: формировать доброжелательные отношение друг к другу; развивать умение слушать друг друга и выражать свое отношение к другим, способствовать сплочению группы.
Материал: клубок ниток.
Содержание: Дети сидят в кругу. В руках у педагога клубок ниток: «Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько! лет. Наша группа - это ваш большой дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете друг друга. А чтобы стать лучше, нужно чтобы вы могли пожелать друг другу? Немного подумайте и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами».
Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему ребенку, например: «Я желаю тебе оставаться веселой девочкой, научиться хорошо вырезать и поменьше плакать». Затем взрослый передает клубок ниток сидящему рядом ребенку. Тот высказывает пожелания своему соседу и вручает ему клубок и т.д. Когда клубок вернется к педагогу, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе педагога, что они единое целое, и каждый тесно связан друг с другом. Педагог обобщает: «Мы - это единое целое и каждый из нас очень важен и значим. И если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же будем добрее и поможем друг другу стать лучше».
«Я и моя тайна»
Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать способности понимать себя самого и выслушивать другого человека.
Материал: зеркальце.
Содержание: дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга. В сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», царица доставала волшебное зеркало и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Педагог показывает детям волшебное зеркальце и говорит: «У меня тоже
есть «волшебное» зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге, поможет нам вспомнить свои успехи, неудачи, увлечения.».» Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему рядом ребенку, например: «Меня зовут... Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию воспитатель. Мне нравится весёлая музыка. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки». Затем высказывают дети. В конце педагог обобщает: «Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные. Давайте внимательнее и добрее относится друг к другу и во всем помогать. Давайте возьмемся все за руки».
«Я и мой мир»
Цель: Учить детей внимательно выслушивать мнение другого развивать у детей воображение, формировать сплоченность группы.
Содержание: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Представьте, что вы превратились в добрых волшебников, и когда вы будите смотреть на людей, то вы будите видеть в них только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно». Дети по очереди называют достоинства своего соседа. В конце педагог говорит: «А сейчас мы посмотрим на мир. Что бы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» Дети высказывают свое мнение. В заключение подводится итог: «Наше превращение в волшебников помогло увидеть что-то хорошее в каждом, даже то, чего раньше никто не замечал, и так можно изменить обстановку в группе и окружающем мире».
«Я и мой друг»
Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог показывает свою ладонь: «Тот, кто «поймает солнечного зайчика» на ладонь должен согреть его теплом или приласкать его.» Педагог начинает разговор, обращаясь к стоящему рядом
ребенку, например: «Я радуюсь, когда...» Затем взрослый передает своему соседу и т.д. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что «зайчик» вырос и он у}же не умещается в ладонях. И педагог выпускает «зайчика» и обобщает: «Давайте возьмемся все за руки. И будем дарить тепло и добро всем людям».
«Я и мои мысли»
Цель: Развивать умение слушать друг друга, выражать свое состояние и способность понимать другого человека.
Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свой дом, свою работу. Давайте покажем радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (улыбнуться). А теперь улыбнемся и вы расскажите, кого и что любите. Сейчас я повернусь к своему соседу улыбнусь и возьму его за руку и скажу: «Я люблю свой город, потому что я здесь живу». Сосед повернется к своему соседу и сделает тоже самое и т.д.
Педагог обобщает: «Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какой у нас получился большой круг. Большой, потому что мы любимы и любим сами».
Воспитателям рекомендуется проводить игры для развития групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать.
«Волшебный мешок»
Детям предлагают сложить в мешок все свои отрицательные эмоции: грусть, обиду, злость – и по ходу рассказать, по какому поводу они возникали. Этот мешок со всеми плохим, что в нем есть, выбрасывается в мусорное ведро. После открывается шкатулка, из которой ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
«Волшебные шары»
Игра на эмоциональное сближение, развитие умения подстраиваться под движения других детей.
Взрослый предлагает детям объединится в группы по 3-4 человека и превратиться в «волшебные шары». Под плавную, спокойную музыку шары «катаются» по всей комнате, кружатся, не сталкиваясь друг с другом. Чтобы шар катился, нужно обнять друг друга за плечи и поворачиваться всей группой, перемещаясь по комнате, в одну сторону, в одном темпе, подстраиваясь под движения друг друга. По сигналу маленькие группы объединяются, постепенно превращаясь в один «волшебный шар».
Взрослый фиксирует, удавалось ли детям двигаться синхронно, не сталкиваясь друг с другом, свободны ли были перемещения.
«Волшебные предметы»
Взрослый знакомит детей с волшебными предметами: корона, шкатулка и драгоценные камни. Каждый, кто надевает волшебную корону, становится значительным привлекательным. Все восхищаются им как королем. Говорят комплименты, которые превращаются в драгоценные камни. Дети выбирают картонные полоски (драгоценные камни). Каждый может сказать королю что-то приятное о нем, начиная со слов «Мне нравится…» (можно отмечать внешний облик, одежду, личностные качества, умения, поведение) и положить в шкатулку любую полоску. Взрослый говорит детям о том. Что нужно выбирать цвет, который порадует этого человека. Дети по очереди надевают корону, садятся на трон и дают распоряжения, кому из детей подойти к трону. Король по окончании складывает все полученные полоски в конверт и кладет его рядом с собой.
Методические рекомендации: желательно. Чтобы каждый ребенок побывал в роли короля. Чтобы избежать обид, на роль короля можно избирать ребенка следующим образом: дети передают корону из рук в руки по кругу, педагог хлопает в ладоши, у кого в этот момент в руках будет корона, тот – король.
«Кто себя погладит так же, как я себя?»
Взрослый в поле внимания ребенка выполняет действия контакта с собственным телом, сопровождая их речью.
Перечень игровых действий телесного контакта с частями тела:
- Руки. Ладони, пальцы свои ласкаю, ощупываю и приговариваю: «Хорошие лапки, мягкие ладошки, как у кошки!»; Жму, руки себе, как будто здороваясь сам с собой и приговариваю: «Здравствуй, Саша, здравствуй!»
- Локти. Ладонями локти свои обнимаю и хорошим себя называю; Пытаюсь, чтобы локти поздоровались, и говорю: «Здравствуйте, мои хорошие локти!»
- Уши. Дотрагиваюсь и говорю: «Это хорошие уши, мои самые хорошие уши!»
- Нос. Нос свой поглаживаю и приговариваю: «Хорошая нюхалка, хорошая!»; Переносицу тру и на других задумчиво гляжу;
- Волосы. Волосы себе поправляю и красивой себя называю;
- Кулак. Гляжу или тру, кулак о кулак и приговариваю: «Не сердись кулак, не сердись!»;
- Щеки. Надую щеки и ладонями по ним шлепну и скажу: «Замечательные щечки, хорошие щечки!»; Пощелкаю, побарабаню по надутым щекам и скажу: «Хорошая щечка не сдувается, как упругий барабан!»
- Глаза. Ладонями глаза свои прикрою и скажу: «Отдыхайте, глазки мои, наверное, устали?»
«Закончи предложение»
Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах. Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.
«Путаница»
Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей – распутаться, не отпуская рук.
«Котенок»
Взрослый спрашивает у детей: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» уснут, игра заканчивается.
«Ракета»
Взрослый рассказывает детям: «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле – на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...
Психологическое здоровье и эмоциональный комфорт дошкольника
Рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути их предупреждения и даже коррекции для воспитателей и родителей воспитанников детского...
"Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума."
Статья о психологическом благополучии и эмоциональном комфорте детей дошкольного возраста при развитии музыкальности из опыта музыкального руководителя...
Создание эмоционального комфорта у детей дошкольного возраста через разнообразные виды гимнастики.
Разнообразные виды гимнастики...
Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального благополучия в группе раннего возраста
Даются краткие методические рекомендации по организации работы воспитателя групп раннего возраста. Особенно обращается внимание на создание положительного психологического микроклимата и э...
Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий
Продуктивность логопедических занятий зависит от многих факторов: возраста ученика и тяжести его речевого дефекта, опыта и профессионализма логопеда, подбора соответствующего метод...
Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей.
Инновационная техника арт-терапии- рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей....