Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности с использованием УМК.
консультация
Предварительный просмотр:
Дайте же детям играть, пока игра
их радует, влечёт к себе и вместе с тем
приносит им громадную пользу!
Е. А. Покровский
Дошкольный возраст является периодом вхождения ребёнка в мир социальных отношений через общение. И ребёнок входит туда через реальные и игровые отношения с взрослыми и сверстниками. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка.
В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди, которые окружают его в повседневной жизни. Задача современного дошкольного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта обучения детей производится в игре. Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .
Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают:
- организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
- инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
- общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста - наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду:
- образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками; - чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных ;
- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
- сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).
Через игру ребёнок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Однако, наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих.
В работе с детьми каждый педагог использует различные виды игр.
Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва,
ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Для ребенка очень важно распределение ролей. Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя.
Настольно-печатные игры — это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаики», «Домино» и др. Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогам как средство обучения и воспитания. Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости её решение приносит ребенку. В ходе парных и групповых печатных игр, так же строятся социально-личностные отношения между детьми.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
При организации дидактических игр, способствующих социально- личностному развитию ребенка, с детьми перед педагогом ставятся следующие задачи:
- учить детей выстраивать доверительные, партнерские отношения со сверстниками в процессе игрового общения;
- развивать умение понимать, слушать и слышать друг друга; - развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания;
- воспитывать в детях желание общаться с ровесниками, усваивая при этом некоторые общие правила поведения;
- помочь детям понять, что вместе играть интереснее.
Так же в развитии взаимоотношений в игре большое значение имеет грамотная диалогическая речь. Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:
- Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями,и соответствующими им ответными реакциями.
- Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
В дошкольных учреждениях сейчас очень активно используются учебно-методические комплекты (УМК). Основная задача учебно-методических комплектов - формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.
На занятиях для развития полноценного игрового общения используются игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу). Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Игровой персонаж предоставляет воспитателю возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной активности. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Изученные на занятиях слова, дети активно используют во всех видах игр, во всем богатстве социально-личностных отношениях.
Каждый ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.
В заключение хотелось бы отметить, что показателем правильно организованной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Игра в ФГОС ДО выступает как форм...
Формирование социально-личностной мотивации воспитанников к образовательному процессу.
«Запоют дети- запоёт народ» К.Д. Ушинский. ...
Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....
«Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности...
Самообразование "Формирование сенсорного опыта у детей в процессе игровой деятельности"
План работы на 5 лет...
Консультация для педагогов "Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности"
Консультация для педагогов...