Игры на развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха для детей 4-5 лет
картотека по логопедии (средняя группа) на тему
Игры предназначены для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki_i_fonematicheskogo_sluha_dlya_detey_4-5_let.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха
- Игра «Ушки - слушки».
Педагог показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные. пластмассовые стаканы. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
- Игра «Расколдуй слово».
Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «кот»: к, о, т. ; «лист»: ль, и, с, т.
- Игра «Звук убежал».
Взрослый произносит слово. Дети определяют какой звук «убеждал».
Например:
(.пельсин, .нанас, .ошка, .аяц и др.)
- Игра «Найди звук».
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку (картинку в книжке, раскраске…) и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например, «с». За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
- Игра «Поймай звук».
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет разные звуки (усложнение: называет слова), делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши
- Игра «Послушай, повтори».
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет (по столу, в бубен) и др. Или наоборот: взрослый хлопает, а ребенок стукает. Ритм может быть разным.
- Игра «Кто больше?».
Выбрать картинки с заданным звуком.
Или (усложнение ) называть слова с заданным звуком.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИГРАЯ
рекомендации учителя-логопеда
родителям
Май 2018г.
Артикуляционные упражнения
ЧИСТИМ ЗУБКИ • улыбнуться, открыть рот • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
ЧАШЕЧКА • улыбнуться • широко открыть рот • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
ЗАБОРЧИК • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
МАЛЯР • губы в улыбке • приоткрыть рот • кончиком языка погладить ("покрасить") нѐбо
ЛОШАДКА • вытянуть губы • приоткрыть рот • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
СЛОНИК ПЬЁТ • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая
ИНДЮКИ БОЛТАЮТ • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
КАЧЕЛИ • улыбнуться • открыть рот • кончик языка за верхние зубы • кончик языка за нижние зубы
ЧАСИКИ • улыбнуться, открыть рот • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ • улыбнуться • открыть рот • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
ПАРАШЮТИК • на кончик носа положить ватку • широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
ОРЕШКИ • рот закрыт • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
ШАРИК • надуть щеки • сдуть щеки
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Иначе, гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Рекомендации по выполнению упражнений
- Выполняется комплекс упражнений ежедневно по 5-7 минут.
- Количество повторов каждого упражнения от 3-10 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речевого дыхания и фонематического слуха.
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ....
Буклет "Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста"
Игры для развития у детей артикуляционной моторики и речевого дыхания....
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет. Распечатываем и получаем буклет....
Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...
Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста (памятка родителям)
Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста(памятка родителям)...
Памятка для родителей " Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста"
В памятке перечислены игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания....
Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха
Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...