Игры на развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха для детей 4-5 лет
картотека по логопедии (средняя группа) на тему

Калуцких Наталья Владимировна

Игры предназначены для детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха

  1. Игра «Ушки - слушки».

Педагог показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные. пластмассовые стаканы. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

  1. Игра «Расколдуй слово».

Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «кот»: к, о, т. ; «лист»: ль, и, с, т.

  1. Игра «Звук убежал».

Взрослый произносит слово. Дети определяют какой звук «убеждал».

Например:

(.пельсин, .нанас, .ошка, .аяц и др.)

  1. Игра «Найди звук».

Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку (картинку в книжке, раскраске…) и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например, «с». За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

  1. Игра «Поймай звук».

В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет разные звуки (усложнение: называет слова), делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши

  1. Игра «Послушай, повтори».

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет (по столу, в бубен) и др. Или наоборот: взрослый хлопает, а ребенок стукает. Ритм может быть разным.

  1. Игра «Кто больше?».

Выбрать  картинки с заданным звуком.

Или (усложнение ) называть слова с заданным звуком.

РАЗВИВАЕМ  РЕЧЬ  ИГРАЯ

рекомендации учителя-логопеда

 родителям

C:\Users\Кирилл\Desktop\1.jpg

C:\Users\Кирилл\Desktop\1.jpg

Май 2018г.

Артикуляционные упражнения

ЧИСТИМ ЗУБКИ • улыбнуться, открыть рот • кончиком языка с внутренней  стороны "почистить" поочередно  нижние и верхние зубы  

ЧАШЕЧКА • улыбнуться • широко открыть рот • высунуть широкий язык и придать  ему  форму "чашечки" (т. е. слегка  приподнять кончик языка)  

ЗАБОРЧИК • улыбнуться, с напряжением  обнажив сомкнутые зубы  

МАЛЯР • губы в улыбке • приоткрыть рот • кончиком языка погладить  ("покрасить") нѐбо  

ЛОШАДКА • вытянуть губы • приоткрыть рот • поцокатъ "узким" языком  (как цокают копытами лошадки)  

СЛОНИК ПЬЁТ • вытянув вперёд губы трубочкой,  образовать "хобот слоника" • "набирать водичку", слегка  при этом причмокивая  

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ • языком быстро двигать по  верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."  

КАЧЕЛИ • улыбнуться • открыть рот • кончик языка за верхние зубы • кончик языка за нижние зубы

ЧАСИКИ • улыбнуться, открыть рот • кончик языка (как часовую  стрелку) переводить из одного  уголка рта в другой  

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ • улыбнуться • открыть рот • широким языком в форме  "чашечки" облизать верхнюю губу  

ПАРАШЮТИК • на кончик носа положить ватку • широким языком в форме  "чашечки", прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх  

ОРЕШКИ • рот закрыт • кончик языка с напряжением  поочередно упирается в щёки • на щеках образуются твердые  шарики - "орешки"  

ШАРИК • надуть щеки • сдуть щеки  

     Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Иначе, гимнастика не достигает своей цели.

     Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

     Не огорчайтесь, если некоторые  упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".  Будьте терпеливы, ласковы и спокойны,  и всё получится.

Рекомендации по выполнению упражнений

  • Выполняется комплекс упражнений ежедневно по 5-7 минут.
  • Количество повторов каждого упражнения от 3-10 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.  
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.  
  • Взрослый показывает выполнение упражнения.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет. Распечатываем и получаем  буклет....

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...

Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста (памятка родителям)

Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста(памятка родителям)...

Памятка для родителей " Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста"

В памятке перечислены игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания....

Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха

Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...