ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Подвийняк Надежда Анатольевна

ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ направлено на комплексный подход решения задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovit._gr._perspektivnoe_planirovanie.docx96.51 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация ОАНО «Гармония»

        

ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Образовательная область «Речевое развитие»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Учитель-логопед: Подвийняк Н.А.

№ занят.

Дата

Общая тема

Цели и задачи

Материалы и оборудование +

Связь с общей темой

Автор и источник

Интеграция

1

«Здравствуй, детский сад»

-Развитие монологической речи.                                             -Составление рассказов из жизненного опыта детей «Как я провел лето».                                                                                   -Формирование простых распространенных предложений и ССП.  

Составление рассказа «Мой первый день в детском саду» по вопросам:

-Помните ли вы свой первый день в дет. саду?

-Кто вас привел?

-Кто вас встретил?

-Что вы делали в этот день ?

- В какие игры играли?

-С кем  подружились?

Иллюстрации «Мой любимый детский сад»

А.Печорская «Мой любимый детский сад» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

7 Воспитание положительного отношения к посещению детского сада.

 

2

Беседа «Правила поведения в детском саду» (как здороваться со взрослыми в детском саду, как здороваться с друзьями; если хочешь задать вопрос…; когда уходим обязательно прощаемся с друзьями и со взрослыми; не мешать друг другу, попросись в игру; спроси разрешения взять ; извинись если не хочешь или не можешь, нельзя обижать)

Карточки-последовательности отображающие режимные моменты ребенка посещающего Д/С.

Картинки «Что не так»

А.Печорская «Мой любимый детский сад»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

 7  Закрепление правил хорошего поведения в группе.

11Уточнение особенностей совместных игр с другими детьми.

3

Осень. Осенние месяцы. Периоды осени.

Уточнение знаний.

Расширение словаря глаголов ( шелестят, обсыпаются, хмурится, моросит…)и прилагательных (дождливая, пасмурная, ранняя, поздняя, пышная, прекрасная, золотая…)

Развитие фонематического восприятия.

Развитие монологической речи. Составление рассказа об осени по плану – схеме.

Отгадывание загадок.

Иллюстрация «Осень в городе»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 Уточнение знаний, наблюдений.

7умение подбирать одежду по погоде

11здоровье игры на свежем воздухе

4

Лес осенью, грибы, ягоды.

Разделение ягод по группам: садовые, лесные. Расширение словаря признаков (полезная, лечебная, ядовитая, съедобная, спелая, гнилая…)

Словообразование.

Динамическая пауза «Мы по лесу шли-шли»

Развитие фонематического восприятия.

Рассказывание по сюж.картинке, используя развернутую фразу, развернутые предложения.

О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

 2 формирование целостности картины мира

11составление монологического рассказа описания.

8закрепление знаний об опасности собирать малознакомые грибы или ягоды без взрослых

здоровьепальчиковая гимнастика

5

Урожай на полях. Овощи. Фрукты.

Уточнение знаний. Расширение словаря глаголов (окапывать, рыхлить, вынимать, сушить, срезать, выдергивать, снимать…) и прилагательных (сочный, ароматный, свежий, крупный-мелкий…). Составление описательных рассказов по опорным таблицам.

Формирование фонематического восприятия.

Отгадывание загадок.

Использование ум.-ласк. форм существительных.

Играй-ка Н.В. Нищеева: «Повар», «Коза в орогоде», «Клоун».

План-схемы: «Овощ», «Фрукт».

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

 2 формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями.

11отгадывание и загадывание загадок.

6

Труд людей на полях, в огороде, в саду.

Расширение словаря.

Рассказывание по цепочке опираясь на картинку, используя сложные развернутые предложения.

Развитие фонематического слуха.

Динамическая пауза «Мелет мельница зерно»

Упражнения «Что не так» и «Наоборот».

Иллюстрация «В саду и огороде». Иллюстрации «Как хлеб появился». Использование визуальных планов для повторения стихотворения «Хлеб»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями.

7 формировать бережное отношение к труду людей.

 

7

Семья. Родословная  семьи.

Закрепление представлений о родственных связях в семье.

Закреплять знание слов, обозначающих родственные отношения людей.

Образование мн.ч. (брат-братья-много братьев…)

Образование признаков от предметов (мама-мамин, дядя-дядин…)

Составление рассказов по сюж.картинкам.

Имена. Совершенствование навыков словообразования: образование отчеств от имен.

Совершенствование монологической речи.

Динамическая пауза «Мальчик-пальчик, где ты был?

Визуальный план к стихотворению «Братишки»

Визуальный план «Моя семья»

Иллюстрация «Семья». Картинки «Кто что делает».

Иллюстрации из серии «Ребенок-Взрослый» (кто кого старше и кем приходится и как меняется имя в зависимости от возраста)

У. М. Сидорова «Учим слова и предложения»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

2 формирование целостности картины мира. Расширение кругозора.

711 уметь говорить и слушать окружающих.

здоровьепальчиковая гимнастика

 

8

ОКТЯБРЬ

1

История возникновения Москвы

Уточнение, пополнение и активизация словаря по теме.

Работа с деформированными предложениями (история возникновения Москвы). Совершенствование грамматического строя речи: употребление предлогов. Формирование простых распространенных и сложно-сочиненных предложений.

Привитие интереса к истории родного города.

Иллюстрация «Моя Москва». «Москва в давние времена»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостных представлений о мире

711 уметь говорить и слушать окружающих.

2

Государственная символика

Уточнять представление о российской символике.

Совершенствование грамматического строя речи : образование винительного падежа множественного числа существительных. Упражнять в правильном употреблении несклоняемых существительных в косвенных падежах.

Совершенствование монологической речи: составление загадки на основе описательного рассказа.

Иллюстрации государственной символики

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира. Расширение кругозора.

 7Воспитывать чувство гордости за родину.

3

Москва – столица России

Закрепление понятия о многозначности слова.

Совершенствование навыков словообразования: образование однокоренных слов.

Составление рассказа из личного опыта «Что я видел в Москве». Учить составлять последовательный рассказ, описывая свои впечатления, чувства.

Формировать чувство гордости за столицу своей Родины.

Упражнять в подборе синонимов, атнонимов.

Закреплять понимание термина слово, учить выделять слово из предложения, определять его место.

Закреплять представления о столице России.

Учить составлять последовательный рассказ-описание по сюжетной картинке, открытке.

Продолжать упражнять в подборе антонимов.

Формировать основы гражданских чувств.

Развивать моторику и координацию движений в процессе пальчиковой гимнастики.

Иллюстрации с достопримечательностями Москвы

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

 2 формирование целостности картины мира. Расширение кругозора.

7воспитывать любовь к городу и бережное к нему отношение.

4

Достопримеча – тельности Москвы

2 формирование целостности картины мира. Расширение кругозора.

711уметь говорить и слушать окружающих.

здоровьепальчиковая гимнастика

5

Классификация транспорта. Профессии связанные с транспортом.

Виды транспорта. Составление описательных рассказов и загадок. Развитие фонематического слуха.

Упражнения «Найди лишнее» и «Хитрые вопросы» (словесно-логическое мышление)

Пальчиковая гимнастика.

Иллюстрации разных видов транспорта и людей связанных с ним профессий.

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

6

Московский метрополитен.

Особенности подземного транспорта. Работа машиниста электропоезда. Составление ССП и СПП. Загадки. Пальчиковая гимнастика. Развитие ф.слуха.

Наглядный материал (пилотка, погоны машиниста). Иллюстрации метрополитена и электопоездов Московского метрополитена.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

7

Путешествие в историю транспорта.

Знакомство с первым наземным, водным, и воздушным транспортом. Сравнение с современным транспортом используя сложные предложения. Пальчиковая гимнастика. Развитие ф.слуха.

Иллюстрации старинных видов транспорта. Иллюстрации летающих изобретений и народных транспортных средств (каноэ,  собачья упряжка…)

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

НОЯБРЬ

1

Домашние животные и птицы .

Закрепление представлений о домашних животных и птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

Уточнение, расширение и активизация словаря.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-,-ат-, -ят-; образование однокоренных слов; образование относительных прилагательных). Формирпование ССП с союзом а; простых распространенных предложений по картинкам.

Пальчиковая гимнастика «Буренушка» (ст. гр. Н.В.Нищева, 248).

Карточки с изображением животных «Семья»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Визуальный план рассказа-описания.

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

2

Комнатные растения

Обобщение, систематизация знаний о комнатных растениях, способах размножения, уходе за ними.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Закрепление навыка пересказа в процессе пересказывания рассказа «Зеленые питомцы» (Н.В. Нищева, стр. 60)

Иллюстрации комнатных растений. Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Рассказывание о растении по плану-схеме.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

5    чтение художественной литературы

3

Дикие животные

Обобщение и закрепление представлений о диких животных средней полосы России, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Закреплять знания о приспособлении животных к зимнему периоду.

Обогащение, закрепление и активизация словаря по теме..

Совершенствование монологической речи. Закрепление умений составлять рассказ-описание животного с использованием плана-схемы. Описание-загадка.

Карточки с изображением животных «Семья»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Визуальный план рассказа-описания.

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

4

Птицы средней полосы (перелетные).

Обобщение и закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

Обогащение и активизация словаря по теме.

Совершенствование диалогической речи в процессе составления рассказа-сравнения «Грач-ласточка». Совершенствование навыков словообразования.  Однокоренные слова. Упражнения в формировании СПП с предлогами потому-что, чтобы, и ССП с предлогом а.

Пальчиковая гимнастика.

Иллюстрации с видами птиц. Рассказ-описание с опорой на план-схему.

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

5

Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Головные уборы. Ткани. Обувь.

Закреплять представление об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи ( согласование прил. с сущ. в роде и числе; совершенствование навыков словообразования).

Совершенствование монологической речи: составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений с использованием плана-схемы.

Закрепление представлений о словах-предметах. Подбор и называние слов-предметов, относящихся к теме «Одежда» .

Подбор слов-антонимов.

Закрепление представлений о головных уборах и обуви, их назначении, деталях, материалах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование относительных прилагательных).

Развитие диалогической речи в процессе игры «Что лишнее?»

Развитие общей и тонкой моторики в процессе пальчиковой гимнастики «Ботинки» (Н.В.Нищева,236).

Иллюстрации: Тематический словарь в картинках. Мир человека. Одежда. Обувь. Головные уборы.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

6

Путешествие в прошлое одежды.

Знакомство с происхождением первой одежды. Составление рассказов-рассуждений. Знакомство с национальными нарядами. Пальчиковая гимнастика.

Составление предложений-сравнений, используя союз «а». Развитие ф.слуха. Пальчиковая гимнастика.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Е.Косинова «Учимся правильно говорить»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

7

Посуда, столовые приборы, кухонная утварь.

Закреплять представление о посуде, ее разнообразии, назначении, о материалах, из которых она изготовлена.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи ( согласование существительных и прилагательных в роде и числе); образование относительных прилагательных; подбор слов-антонимов. Закрепление представлений о словах предметах.

Совершенствование монологической речи в процессе составления рассказа-рассуждения «Готовим по рецепту».

Мир в картинках «Посуда»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

8

Путешествие в историю посуды. Этикет за столом, традиции русского хлебосольства.

Исторические заметки о нахождении археологами остатков посуды. Составление рассказов-рассуждений о том, какую посуду использовали в прошлом. Сравнение современной посуды с древней (внешний вид, материал, способы изготовления, способы приготовления  в ней пищи). Пальчиковая гимнастика. Развитие ф.слуха.  

Мир в картинках «Посуда»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

711 уважение к истории и традициям русского народа

ДЕКАБРЬ

1

Все работы хороши.

Уточнять, закреплять, систематизировать знания о профессиях людей.

Прививать уважение к труду людей, учить осознавать значимость всех профессий.

Совершенствование грамматического строя речи (упражнять в образовании родительного падежа множественного числа). Совершенствование монологической речи в процессе составления рассказа о профессиях людей по плану-схеме. Составление детьми коротких рассказов о профессиях их родителей, с использованием СПП с предлогом чтобы, потому-что.

Иллюстрации «Люди разных профессий»

План-схема «Профессия»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира711 уважение к труду взрослых

2

Инструменты, электроинструменты. Атрибуты профессий.

Уточнение знаний об инструментах разных профессий. Совершенствование грамматического строя. Развитие ф.слуха. Составление загадок-описаний. Игры на словесно-логическое мышлений (что лишнее?, найди ошибку.) Обр-е мн.числа существительных.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Молотком я стучу»

Таблица план-схема «Описание инструмента»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

3

Зима. Лес зимой.

Признаки зимы. Подбор родственных

слов (снег, снежок, снеговик) Подбор однородных сказуемых (снег —

падает, идет, ложится). Составление рассказа по

опорным

картинкам. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.

Иллюстрация «Зимний лес»

Иллюстрация «Зима в городе»

Составление рассказа по плану-схеме.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

здоровьепальчиковая гимнастика

4

Зимующие птицы.

Уточнять, пополнять и закреплять представление о зимующих птицах, их названиях, внешнем виде, образе жизни.

Уточнение, пополнение и активизация словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование и употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме).

Составление загадки-описания. Развитие ф.слуха.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Иллюстрации зимующих птиц

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

5

Уютный дом. Квартира.

Уточнение знаний о строительстве дома, его частей. Уточнение знаний о частях квартиры. Расширение и углубление представлений о бытовых приборах, их назначении.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Использование словообразований от сущ. (песок- песчаный, черепица- черепичная…) Развитие ф. слуха. Составление описательных рассказов по картинкам.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Мир в картинках. Дом.

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

словарь в картинках»

Е.Косинова «Учимся правильно говорить»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

6

Бытовые приборы. Классификация мебели. Путешествие в историю мебели.

Совершенствование грамматического строя речи(употребление существительных с предлогами; употребление наречий; образование  и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Формирование сложных предложений с предлогами чтобы. Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана.

Совершенствование монологической речи, составление рассказа-описания мебели по плану-схеме.

Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе проведения пальчиковой гимнастики «Наша квартира» (Н.В.Нищева, стр.293)

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

711 уметь говорить и слушать окружающих.

7

Рождество. Новый год.

Образование сложных

слов (снегопад, гололед,

лесоруб). Согласование в

предложении прилагательных с

существительными по родам, числам

(веселый —Дед Мороз, веселая— Снегурочка, веселые дети)

Составление рассказов по сюжетной картине «Новый год»

Иллюстрации «Новогодний маскарад», «Наряжаем елку»

Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Елку нарядили сами»

План рассказа «Праздник елки».

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

8

Расширение словаря признаков. Образование мн.числа существительных. Упражнение «Закончи предложение»(употр. Словосочетаний в разных падежных формах). Развитие фонематического восприятии. Составление пересказа по рассказу Т.А. Ткаченко «Новогодний подарок».

 Рассказывание из личного опыта.

Иллюстрация «Праздник у елки»

Т.А. Ткаченко «Читаем после букваря»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий»

2 формирование целостности картины мира

5    чтение художественной литературы, пересказ

ЯНВАРЬ

1

Предметы, которые нас окружают. Изучение свойств различных материалов

Закрепление и пополнение знаний и представлений о свойствах материалов.

Пополнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование предметов и признаков, употребление их в уменьшительно-ласкательной форме), навыков словообразования. Использование загадок-описаний.

Многозначные слова.

Предметы из разных материалов, форм, размеров.

Иллюстрация Гном-Человек-Великан.

Иллюстрации многозначных слов.

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

3

Животный мир полярных районов Земли.

Закрепление, пополнение и обобщение знаний о животном мире полярных районов Земли, их названиях, внешнем виде, повадках, образе жизни. Совершенствовать  представления об особенностях природных условий полярных районов, о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Совершенствование навыка составления рассказа по картине «Животные севера».

Развитие моторики мелких мышц рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.

Иллюстрация «Животные севера».

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

План-схема «Животные севера»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

711 уметь говорить и слушать окружающих.

4

Жизнь народов Севера.

Пополнение, закрепление и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных; употребление существительных в косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками; закрепления понятия слова-действия). Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.

Составление рассказов по сюжетной картине «Жизнь на Севере».

Упражнения «Что не так» и «Дополни предложение».

Мнемотаблица «Север»

Иллюстрации жилищ и костюмов народов Севера.

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

5

История России - Царь Петр I.

Сообщение и закрепление знаний  об истории России, о Царе ПетреI.

Пополнение, закрепление и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование и употребление существительных в форме множественного числа в косвенных падежах).

Совершенствование навыков словообразования. Закрепление понятия слова-действия, упражнения в использовании слов действий. Формирование простых предложений с однородными сказуемыми (словами-действиями).

Развитие мелкой моторики рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять» (Н.В.Нищева,стр.196).

Картины «Петр Первый»  «Лодочка», «Флот России»

Конспект занятия Петр Первый.

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

711 уметь говорить и слушать окружающих.

6

Санкт-Петербург.

Особенности города. Достопримечательности. Составление ССП и СПП по картинкам. Развитие фонематического восприятия. Загадки. Пальчиковая гимнастика.

Картины «Нева», «Медный всадник», «Флот России».

Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

ФЕВРАЛЬ

1

Культура, традиции русского народа.

Обобщение и закрепление знаний детей о традициях русского народа.

Пополнение, закрепление и активизация словаря по теме.

Совершенствование навыков словообразования, подбор, образование и использование родственных слов. Формирование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с предлогами потому что, оттого что.

Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.

Пословицы. Поговорки. Заклички.

Иллюстрации «Иван Купала» …

Конспект занятия «Традиции русского народа»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

2

Масленица.

Уточнение знаний о традиции русского народа праздновать «Масленицу». Совершенствование умений составления рассказа по сюжетной картине «Масленица».

Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Развитие фонематического восприятия.

Иллюстрация «Масленица»

Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

3

Пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов.

Уточнение знаний по лексической теме.  Размножение: икра-малек-рыба. Составление рассказов-описаний по опорной схеме. Пальчиковая гимнастика. Употребление множественного числа существительных. Упражнения «Что не так» и «Дополни предложение». Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных; употребление простых и сложных предлогов). Подбор и употребление слов-антонимов.

Подготовка и пересказ рассказа Т.А. Ткаченко «Первая рыбалка»стр.13.

Мнемотаблица «Где спит рыбка?»

Играй-ка Н.В. Нищеева «Подводный мир»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

Т.А. Ткаченко «Читаем после букваря»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

5    чтение художественной литературы

4

Аквариумные рыбки.

Особенности жизни аквариумных рыб. Отличие от пресноводных рыб по схеме. Уход и забота. Пальчиковая гимнастика. Составление загадки-описания. Развитие фонематического восприятия.  

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

здоровьепальчиковая гимнастика

5

Профессии нашей армии. День защитника Отечества.

Углублять знания детей о Российской армии, о профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, мужестве солдат во время ВОВ, родах войск.

Расширение и активизация словаря по теме.

Развитие диалогической речи в процессе беседы. Совершенствование связной речи в процессе пересказа рассказа о ВОВ.

Побуждать давать оценку поступкам героев произведения.

Воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим свободу нашей Родины, патриотические чувства.

Развитие тонкой и общей моторики, координация речи с движением в процессе выполнения пальчик. Гимнастики «Капитан» (Н.В.Нищева, стр.464, ст.гр.)

Иллюстрации парада.

Картины с изображением героя Советского Союза танкиста Андрея Ивановича Ращупкина.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика, общая

6

Для чего нужны дома. Этапы строительства дома.

Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование синтаксической стороны речи (составление СПП со словами потому-что).

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, обра- зование и употребление относительных прилагатель- ных, согласование прилагательных с существитель- ными).

Развитие общей и тонкой моторики, координации речи с движением в процессе пальчиковой гимнас- тики «Каменщик», «Маляр» (Н.В.Нищева, стр.429, ст.гр).

Плакат «Дом»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

7

Строительные профессии.

Мнемотаблица.

План-схема.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

МАРТ

1

Ранняя весна.

Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».

Совершенствование монологической речи в процессе составления рассказа о ранней весне по плану-схеме. Формирование простых распространенных предложений, осложненных однородными членами предложения. Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; согласование существительных и глаголов.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Иллюстрация «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

2

Мамин праздник.

Активизация и актуализация словаря по теме.

Закреплять представление о труде мамы на работе и дома.

Продолжать воспитывать чувства любви и уважения к маме, воспитывать желание помогать маме.

Учить соствлять связный, последовательный рассказ по картине «Подарок маме», придумывать начало и конец к изображенному содержанию.

Развивать фонематический слух.

Развитие мелкой моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Дружная семья».

Иллюстрация «8 марта»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

3

Глобус и карта.

Планета Земля. Океаны и континенты.  Создание глобуса и карт. Беседа, что можно увидеть на глобусе. Какие бывают карты. Автомобильный навигатор, как удобная карта путешественника. Развитие грамматических конструкций при использовании разных падежных окончаний во фразах. Употребление ССП. Пальчиковая гимнастика.

Глобус. Карта животного мира. Карта географическая.

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

4

Путешествие по континенту Африка.

Формировать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

Совершенствование навыков пересказывания рассказа Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра», «Мангуст».

Развитие моторики мелких мышц рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Где обедал воробей» (Н.В.Нищева,стр.34).

Обобщение представлений о диких животных жарких стран, их приспособлении к среде обитания. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью животных.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные Африки». Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Развитие диалогической речи в процессе подготовки и пересказывания «Сказки про львенка» (Н.В.Нищева, стр.44) .

Глобус. Иллюстрации с изображением животных Африки.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

5    чтение художественной литературы

5

Путешествия по  континенту Америка.

Закреплять и систематизировать знания детей о географическом положении континентов Америки и Австралии, закреплять представления о взаимосвязях живых организмов (животных, птиц) со средой обитания.

Пополнение, закрепление и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных (слоновий, страусиные); употребление слов-действий с приставками(слова-антонимы); подбор слов-предметов к словам-действи ям (кривляется, как… обезьяна).

Совершенствование монологической речи в процессе составления загадок-описаний животных. Работа над диалогической речью в процессе составления рассказа-сравнения 2-х животных (по выбору детей).

Развитие связной речи в процессе составления рассказа по картине.

Воспитание бережного отношения к природе, растения и животным.

Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями в процессе пальчиковой гимнастики «Зеленый попугай» ( Н.В.Нищева, стр.40).

Иллюстрации с изображением животных Америки и Австралии. План-схема описательного рассказа.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

2 формирование целостности картины мира

6

Путешествие по континенту Австралии.

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

7

Вода. Океаны, моря, озера и реки планеты Земля.

Обобщение знаний о значении воды в жизни человека, растений и животных, о водоемах и их обитателях.

Закреплять представление о правилах безопасного поведения на воде.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных; употребление простых и сложных предлогов). Подготовка и пересказ рассказа Н.Жуковой «Опасное плавание»стр.44

Глобус. Картинки с изображением обитателей океанов, морей, озер, рек. Схема «Вода в жизни человека»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

8

Реки, озера и моря России.

2 формирование целостности картины мира

5    чтение художественной литературы

АПРЕЛЬ

1

Правила дорожного движения.

Совершенствование и закрепление представлений о правилах дорожного движения.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными;).

Развитие связной речи (составление предложений с противительным союзом а в процессе выполнения упражнения «Закончи предложение»; составление предложений по картинкам; закреплять умения составлять рассказ по сюжетной картинке).

Город. Переходы для пешеходов.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Картинки с изображением сигналов светофора, пешеходных переходов.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Правила дорожного движения для детей в картинках.

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

8 быть внимательным на дороге.

2

Безопасность на улицах Москвы.

2 формирование целостности картины мира

8 быть внимательным на дороге и на улицах города

3

Космос. Солнечная система.

Закрепление представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Развитие навыков речевого общения, связной речи (Рассматривание картины, н-р, «Космическая станция» и беседа по ней; в процессе игры «Что делает?»- ребенок заканчивает начатое Л. Предложение (н-р: -Спутник… -…передает сигналы на землю.), составление рассказа о профессии космонавта по плану).

Объясни значение слов:луноход, космодром. Развитие фонетического слуха. Упражнения на словесно-логическое мышление «Хитрые вопросы», «Подбери парное слово», «Продолжи предложение».

Картина с изображением Солнечной системы.

Мнемотаблица «Над землею ночью поздней…»

Рассказ-схема «Космос»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

4

5

Если хочешь быть здоров!

Закреплять представления о здоровом образе жизни. Способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни, стремления заботиться о своем здоровье, необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков.

Закрепление и активизация словаря по теме. Совершенствование монологической речи в процессе составления повествовательного рассказа «Как я забочусь о своем здоровье», в процессе составления загадок-описаний о туалетных принадлежностях. Совершенствование грамматического строя речи (подбор слов – антонимов, н-р, грязный-….(чистый) и т.п.,). Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием карточек-схем(с предлогами и без).

Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движение в процессе выполнения физ. минутки «Сам я встал сегодня рано…».

Иллюстрация к произведению К.И.Чуковского «Мойдодыр».

О.Александрова «Окружающий мир для малышей.

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

К.И.Чуковский «Мойдодыр».

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

5    чтение художественной литературы

6

здоровьепальчиковая гимнастика, общая

7

Откуда пришла книга

Формировать представление о труде создателей книг.

Пополнение и активизация словаря по теме .

Совершенствование связной речи в процессе пересказа текста по опорным картинкам (Г.Е.Сычева). Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием схем. Развитие монологической речи в процессе пересказывания отрывка из любимой сказки (игра «отгадай сказку»).

Воспитывать природоохранные чувства, желание охранять и защищать окружающую среду.

Развивать общую и мелкую моторику в процессе физ. минутки «Солнечные зайчики». Координация речи с движением.

Иллюстрации первой письменности, печатного станка и современных типографий.

Конспект «Откуда пришла книга»

8

2 формирование целостности картины мира

здоровьефиз.минутка

МАЙ

1

День Победы.

Обобщать представление о празднике Победы. Воспитывать основы гражданских чувств. Воспитывать уважение к памяти героев, гордость за свою страну. Закреплять формирование чувств уважения и благодарности к участникам войны. Закреплять понятие о чувствах сострадания и справедливости.

Совершенствовать связную речь, закреплять умение составлять последовательный рассказ по картине «День Победы»  на основе плана, предложенного педагогом. Упражнять в подборе определений, эпитетов. Совершенствование диалогической речи в процессе ответов на вопросы после прочтения рассказов Л.Кассиля «Главное войско».

Развитие мелкой и общей моторики в процессе  выполнения пальчиковой гимнастики по выбору детей и упражнения «На одной ноге постой-ка…»

Мнемотаблица «Наша армия родная»

 Иллюстрации картин с полей сражений.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

5    чтение художественной литературы

2

До свиданья, детский сад!

Я - будущий первоклассник!

Закреплять представление о школе, распорядке дня школьника, школьных принадлежностях.                 Закрепление, обобщение и активизация словаря детей по теме.                                                                  Развитие связной речи детей в процессе составления рассказа по сюжетной картинке «Школьный урок». Совершенствование грамматического строя речи в процессе подбора слов-антонимов, в процессе работы с деформированными предложениями.  Составление схем предложений с обозначением слов-предметов, действий и признаков.  Распространение простых предложений с использованием однородных членов.

Использование в речи глаголов

совершенного и несовершенного вида (ученик - пишет, ученик-написал)

Упражнение в составлении и

придумывании загадок.

Что возьмем с собой в школу (подборка нужных и не нужных предметов).

Иллюстрация картины «1 сетября»

О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий»

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

3

Цветущая весна.

Уточнение признаков наступившей весны. Расширение глагольного словаря и словаря прилагательных. Усвоение слов переносного значения: ветер воет, лес проснулся.

Образование сравнительной степени прилагательных (тепло-

теплее, длинный - длиннее)

Согласование в предложении

Нескольких определений (ручеек

звонкий, быстрый, говорливый)

Подробный последовательный

Пересказ «Медведь и

солнце» Н.Сладкова

Упражнения «Что общего и чем отличаются», «Закончи предложение», «Когда так говорят?».

Картины «Весна в лесу»,  «Весна в городе»

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

4

Насекомые. Пауки.

Совершенствование связной речи детей в процессе составления рассказа-описания насекомого с использованием схемы-плана. Совершенствование грамматического строя речи в процессе формирования простых распространенных предложений по графическому плану.

Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов при назывании насекомого. Отличие пауков от насекомых. Упражнения «Закончи предложение», «Когда так говорят?», «Исправь ошибку». Развитие фонематического слуха.

Пальчиковая гимнастика «Сеть раскинул паучок»

Подборка картинок с изображением насекомых и пауков.

План-схема рассказа описания о насекомых.

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

5

Травы. Полевые и садовые цветы.

Закрепление и обобщение понятий о травах, полевых и садовых цветах. Воспитание чувства прекрасного.

Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков к словам-предметам, согласование их в роде, числе и падеже; образование притяжательных прилагательных.                        Совершенствование связной речи детей в процессе составления рассказа-сравнения полевого и садового цветка (по выбору детей), с использованием плана-схемы.

Упражнения «Что не так», «Продолжи предложение». Составление загадок-описаний.

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

Иллюстрации с изображением цветов.

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках»

2 формирование целостности картины мира

711 уметь говорить и слушать окружающих.

6

Лето.

Времена года.

Обобщение знаний и понятий детей о временах года, о лете. Отгадывание загадок «Когда это бывает…» с пояснением своего ответа. Следить за правильностью построения предложения, согласования слов в используемом предложении.                  Совершенствование связной речи детей, составление рассказов-загадок о временах года по плану-схеме.

Развитие общей и мелкой моторики в процессе выполнения пальч. гимнастики «Капля- раз, капля-два…»

Называние времен года и месяцев.

Упражнения «Что не так», «Продолжи предложение», «Скажи наоборот», «Что общего и чем отличаются»

Картины «Лето в лесу», «Лето в деревне»

Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»

2 формирование целостности картины мира

здоровьепальчиковая гимнастика

711 уметь говорить и слушать окружающих.

Список литературы:

1. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»

2. Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

3. С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».

4. С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»

5. У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план в подготовительной группе.

План образовательной работы по теме:   Волшебница вода. Рыбы.Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использова...

Календарно-тематический план для подготовительной группы по теме "Весна"

Каленарно- тематический план на тему "Весна" расчитан на неделю. Поможет воспитателям в составлении плана....

Календарно -тематический план в подготовительной группе на тему "Мир животных зимой"

План по теме недели в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка на тему: «Календарно-тематический план в подготовительной группе».

Методическая разработка на тему: «Календарно-тематический план в подготовительной группе»....

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематический план работы Подготовительная группа

Календарно-тематический план работы на весь год по программе " Ладушки" Подготовительная группа...