Игра как форма логопедического воздействия в работе с дошкольниками с ОНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Некоторые аспекты применения игр в работе с дошкольниками с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_forma_vozdeystviya_.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из важнейших форм логопедического воздействия является дидактическая игра. Она успешно применяется на занятиях по обучению чтению и формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
При подготовке к школе дошкольника важным моментом становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Всемирно известна система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Это такие материалы, как клавишные доски, рамки с застежками, кубы- вкладыши и др. Они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, упражняя свою активность. Развивается мелкая мускулатура рук, что является важным для коррекционного обучения.
Е. И. Тихеева эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в этих играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря), описание предметов, составление загадок.
Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и в настоящее время используются в ДОО.
В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими.
Они используются логопедом в практике при:
- исследовании словаря и словообразовательных процессов;
- исследовании грамматического строя речи;
- исследовании связной речи;
- исследовании звукопроизношения;
- исследовании понимания лексико-грамматических отношений и т.д.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.
Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока …). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т.д.). Старшим дошкольникам предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственным расположением, формой.
В лото ребенок должен по картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких картинках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Сказки». Логопедическое лото-мозаика помогает закрепить правильное произношение звуков. В процессе игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру может проводить взрослый (педагог, логопед, один из родителей) с группой детей и индивидуально. Во время игры ведущий обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться красиво, правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков.
Стихи, музыкально-ритмические разминки, применяемые логопедом, находят эмоциональный отклик у дошкольников, которые, благодаря этим стихам, прибауткам, совершенствуют речь; решается и ряд других задач, связанных с нарушениями речи.
Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки. Дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье». Игры-инсценировки помогают разговорить ребенка при обследовании, при постановке звуков. Если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т.д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы логопеда.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками).
Для детей 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. Логопед может провести консультацию с родителями, воспитателями о помощи таких игр в развитии ребенка. Ведь в этих играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификацию), совершенствовать речь (умения описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
В одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, отличаются задачи, конкретное содержание.
Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (логопед может положить в мешочек игрушки с названиями на определенный звук); дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка, старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам.
Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов, которые делятся на части.
Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.
В настоящее время популярны пазлы (от англ. – игра на выдержку), где картинки разделены на множество частей. Автор – английский гравер Д. Спилсбари.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми.
С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений.
Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы …? была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А. И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение.
Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры лучше начать с создания игрового образа, по окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой ребенка, подчеркнув, как интересно было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто выиграл.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия, а в раннем возрасте – основной формой организации учебного процесса.
В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что воспитатель объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том (что главное!), чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Критерием хорошей развивающей игры должна быть не самостоятельность, а активность, увлеченность ребёнка, которую на первых этапах знакомства с игрой может обеспечить только взрослый. Для этого он должен быть не руководителем, не контролером, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром.
Специфика участия взрослого в игре с правилом и важнейшее условие её развивающего эффекта состоит в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей, задаёт субъективную значимость правила. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребёнка, помогает соблюдать принятые правила. Эти роли в сущности своей различны и даже противоположны: одна предполагает эмоциональную включенность в игру, совпадение с позицией ребёнка, погруженность в игровую ситуацию, другая, напротив – отстранённость, анализ и контроль действий детей, удержание позиции старшего, учителя. И та, и другая роль в отдельность не может обеспечить развивающего эффекта: если взрослый превращается в играющего ребёнка, он не может донести правила игры, помочь их выполнению. Если же взрослый остается «учителем и контролёром», игра теряет свою привлекательность, превращается в формальное бессмысленное упражнение, действия ребёнка при этом не могут быть мотивированными и активными. И только в своей совокупности эти роли могут обеспечить действительно развивающий эффект, который проявляется не только в ситуации игры, но и за её пределами.
Таким образом, игра становится средством развития произвольности дошкольника лишь в том случае, если взрослый является одновременно и участником, и организатором игры.
А сейчас о некоторых аспектах применения игр в работе с детьми с ОНР.
Во время логопедического обследования развивающие игры помогут, играя, выявить речевые нарушения у дошкольников с ОНР.
Количество предлагаемых дошкольнику с ОНР заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда.
Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют.
Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.
Важнейшим условием в игре дошкольников с ОНР является многократное проигрывание одних и тех же игровых действий с постепенным введением их речевого оформления и осмысления.
Для совершенствования словарного запаса детей, необходимый речевой материал подается в игровой форме, так у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим.
В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.
Дидактические игры подбираются в соответствии с уровнем нарушения речевой деятельности у дошкольников с ОНР.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Учитывая структуру дефекта у детей с общим недоразвитием речи, используются игры, направленные на развитие у детей высших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память; игры, формирующие целостное восприятие предмета, направленные на формирование словарного запаса, получение навыков словообразования.
Благодаря пальчиковым играм, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Кисти рук приобретают достаточную подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Итак, игра является эффективным средством формирования умений и навыков дошкольников, способствует развитию их эмоционально-волевой сферы. Игра с правилом учит детей сдерживать непосредственные импульсивные движения, контролировать свое поведение, способствует развитию эмоциональной активности, поскольку игра в наибольшей мере отвечает интересам и потребностям дошкольников; и, естественно, развитию двигательной, моторной активности.
Решение задачи, соблюдение правила, выполнение требований взрослого приобретают определенную привлекательность. Дети активнее работают на занятиях, тем самым повышается результат обучения.
Применяя игровые методы, можно достичь значительных успехов в коррекции нарушений речи у воспитанников с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей и является наиболее эффективной формой коррекционного воздействия в работе по развитию речи детей с ОНР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бодалева А. А., Спиваковский А. С. Популярная психология для родителей. М., 1998.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.
- Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии. М.: Школа-Пресс, 1999.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Изд-во «Союз», 2001.
- Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1983.
- Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.
10. Смирнова Е. О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников. М., 1998.
11. Спиваковская А. С. Время играть. М., 1998.
12. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. М., 1987.
13. Ткаченко Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Актуальные проблемы логопедии. М., 1978.
14.Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте (Практическая логопедия). М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
15. Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: 1979.
- Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. СПб: 1999.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 1988
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»
Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....
«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...
Игра-форма логопедического воздействия
Статя из опыта работы (выступление на педагогическом совете ДОУ)....
Игра - форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Игра - форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Игра, как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом ОНР
Игра - самый эффективный метод воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основной вид деятельности ребенка. Существуют различные виды игр: дидактические, развивающие, настольно-печатные. Дидак...
Исследование "Дидактическая игра – одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР"
Детство — самый важный этап в жизни человека. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразие, тем разнообразнее его личность. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромн...
«Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить врем...