Исследование "Дидактическая игра – одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР"
статья по логопедии

Детство — самый важный этап в жизни человека. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразие, тем разнообразнее его личность. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования его внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx630.59 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Значение игры в развитии ребенка………………………………………...5
  2. Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников………………………………………………………………6
  3. Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников………………………………………………………………8
  4. Опыт работы. Этапы формирования умственных способностей детей посредством игровой деятельности……………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………...20

Введение

Детство — самый важный этап в жизни человека. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразие, тем разнообразнее его личность. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования его внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной.

Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и их последователей.

Одним из важнейших направлений обучения является дидактическая игра, она помогает в работе воспитателя по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с OHP. В соответствии с лексическими темами        используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях с педагогами, и с родителями. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.

Известно, что даже элементы OHP могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико- синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод — использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время — основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: коррекционная работа по предупреждению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучить и обосновать изложенные в работе игровые методы коррекционной работы по предупреждению нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

Гипотеза: если использовать дидактические игры в целях предупреждения нарушений лексической стороны речи с детьми с ОНР, то повысится уровень лексической стороны речи у детей с ОНР.

Задачи:

- изучить научную литературу;

- выявить влияние игры на результат коррекционной работы;

- проанализировать результаты обследования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- разработать методические рекомендации и советы родителям.

Практическая значимость: изложенные в работе игровые методы, могут быть использованы воспитателями речевых групп, родителями, и логопедами ДОУ.

1.Значение игры в развитии ребенка.

Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо… В ней, как в зеркале, отражалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.        Через творчество и игрушки        ребёнок может успешно освоить многие        элементы и виды человеческой деятельности. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

А.Н.Леонтьев        отмечал, что в игре развиваются новые прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - отмечал он, - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении, труде…».

2. Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников.

Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.)

В наше время возникает новый вид игр — компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, — могут стать важным средством развития основ логического мышления. Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов — педагогов, психологов. Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка.

3. Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников.

B работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи.

Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот — слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений, навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементов дидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели.

Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучения занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

 В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:        

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Систематически проводя с детьми подготовительной к школе группы дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

4. Опыт работы. Этапы формирования умственных способностей детей посредством игровой деятельности.

Свою деятельность по формированию у детей умственных способностей я направила на изучение теоретической и практической литературы. Свою работу я построила в три этапа.

1 этап — предполагает подготовку к игре и включает знакомство детей с содержанием игры, работу над речью;

2 этап — непосредственно целиком посвящен подготовке к игре;

3 этап — дидактическая игра под руководством взрослого.

Hа первом этапе я изучила много разных дидактических игр различной вариативности предлагаемых А.К. Бондаренко, а также Г.С. Швайко. Опираясь на разработки этих авторов, я создала комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности:

- расширение ориентировки в окружающем и формировании словаря

- формирование звуковой культуры речи

- формирование грамматического строя речи

Игровые задания и действия для детей подбирала такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок, отвечая на вопросы воспитателя, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

На основе данных, полученных в результате обследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учётом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по-разному, что способствовал о бы закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах.

Использование игр позволит поддержать интерес детей к игре, а также развить речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста с OHP III уровня. На следующем этапе моей работы были консультации для родителей.  Непосредственно-образовательная деятельность строилась по принципу речевого общения.  На начальном этапе дети выглядели пассивными слушателями. Некоторые из них не могли сосредоточиться без помощи воспитателя. С детьми, отказывающимися от диалогов во время проведения подгрупповых занятий, дидактические игры проводились также   и на индивидуальных логопедических занятиях, где зачастую эти дети становились гораздо активнее, отвечали на вопросы, повторяли за педагогом фразы.

Игры «Слушай команду», «Холодно - Жарко», «Когда это бывает?», «Что с права?», «Найди игрушку» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляли правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.). При работе над простым предложением, основной акцент делался на составление предложений и определение количества слов. Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь предложение», и др., дети знакомились с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагалось детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. А также детям предлагали поиграть в загадки, отвечая на вопрос «У кого?» например: «У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги?» и т.д. Игры «Когда это бывает?», «Найди такое дерево» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».

Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Опираясь на методику И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников», я составила уровни сформированности умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Характеристика уровней:

Высокий: ребенок правильно выполняет задание, сравнивает, выделяет признаки предметов на основе соответствия его с другими, обозначает их словом, устанавливает соотношение между несколькими предметами, показывает достаточно высокий уровень практических умений в определении форм.

Средний: ребенок выполняет задание, но путается в понятиях, в объяснении своих действий.

Ниже среднего: ребенок выполняет задания неправильно, не умеет выделять признаки предмета, обозначать их словом, не владеет практическими навыками.

В начале года я провела диагностику детей:

Вычисление проводила по схеме:

% = количество оценок * 100% : количество детей * количество столбцов

Количество средних оценок – 45; 45*100% : 15 * 5 = 60 %

Количество оценок ниже среднего – 30;        30*100% : 15 * 5 = 40 %

(смотри диаграмму № 1)

Таблица № 1

Фамилия,

имя

Коммуникативно-речевые умения

Лексическое развитие

Сформированность грамматического строя речи

Сформированность фонематического слуха

Связанная речь

1.

Асмандиярова Света

С

НС

С

С

С

2.

Андриянов Никита

С

НС

С

С

С

3.

Абрафиков Арслан

НС

С

С

НС

НС

4.

Боборыкин Клим

С

НС

С

С

С

5.

Валиуллин Айдар

НС

С

С

НС

НС

6.

Гавриков Никита

С

НС

НС

С

С

7.

Ганеев Вадим

С

НС

С

С

С

8.

Закиров Эмиль

НС

НС

С

С

НС

9.

Кузьмина Арина

НС

С

С

НС

С

10.

Михайлова Ангелина

С

НС

С

С

С

11.

Нигматзянов Надим

НС

НС

С

НС

С

12.

Побегус Артур

С

НС

С

С

С

13.

Рафиков Богдан

С

НС

С

С

НС

14.

Харьков Вова

НС

НС

НС

С

С

15.

Шайхутдинов Идель

НС

НС

С

С

НС

В – высокий уровень;

С – средний уровень;

НС – уровень ниже среднего.

Диаграмма № 1                                                              Средний

Ниже среднего

Как видно из диаграммы №1 в контакт дети вступают плохо, требуется значительная активизация, побуждение. На вопросы отвечают односложно, нехотя, «сквозь зубы», или вообще игнорируют вопрос, скованно. Интонация речи невыразительна, у некоторых детей голос с незначительным носовым оттенком.

Задания на изучение коммуникативно-речевых умений в основном понимают, но свою инициативу, необходимую для выполнения этих заданий не проявляют.

Задания на сформированность глагольного словаря и словаря наречий выполняют неохотно, чаще с трудом, а в некоторых случаях отказываются выполнять.

Словарь притяжательных местоимений, определений, задания на подбор синонимов выполняют с трудом. Антонимы подбирают чаще всего с помощью в виде контекстов подсказки.

Грамматический строй. Дети допускают ошибки в следующих грамматических формах: множественное число существительных (вместо «глаза» - «глазы») родительный падеж множественного числа существительных (вместо «глаз» - «глазов» и т.д.) Большие затруднения вызвали задания по усвоению предложно-падежных форм существительных.

Навыки словообразования у детей сформированы недостаточно. Образование названий детёнышей животных, существительных в уменьшительно-ласкательной форме, относительных прилагательных (неадекватные ответы, например: «баба из снега» - «невкусная»); притягательных прилагательных, образование приставочных глаголов ниже возрастной нормы.

Задания по изучению сформированности фонематического слуха выполняют после повторных предъявлений, доступно воспроизведение слоговых и словесных пар, задания с включением смешиваемых в произношении звуков выполняют на невербальном уровне. Слоговая структура слов нарушена. Встречаются перестановки («Сосна» - «Санса»), замены, пропуски («Лекарство» - «Лекавсо») – при воспроизведении фраз отмечаются искажения слоговой структуры многих слов, замена слов, искажения структуры предложения, иногда с искажением смысла. Например, вместо фразы «мама покупает в магазине фрукты» - «мама купает фруты». Пересказ текста повествовательного характера дети выполнили неплохо: при пересказе отмечаются многочисленные паузы, пропуски частей текста, лексика авторского текста не сохраняется, преобладают простые распространённые предложения. Требуется помощь в виде побуждений, подсказок. Дети выделяют действующих лиц, понимают факты и события, описанные в тексте, главная мысль понята недостаточно глубоко и точно. При формулировании главной мысли требуется помощь в виде побуждающих и уточняющих вопросов.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок разложили с ошибкой, которую многие не смогли исправить самостоятельно, но исправили по подсказке, рассказ составлен по вопросам, словарный запас бедный, отмечается замена слов (вместо «метла» - «веник»). Преобладают простые распространённые предложения. Однако причинно-следственные отношения в основном понимают и на вопрос о том, почему растаял снеговик, отвечают: «солныско стало на него».

На констатирующем этапе диагностического исследования пни показали различный уровень развития речевой деятельности. Уровень ниже среднего был выявлен у 40% от общего числа исследуемых воспитанников. Остальные были примерно на одинаковом среднем уровне. Это 60% детей. К сожалению, высокий уровень развития речевой деятельности не был обозначен ни у одного ребенка.

В конце года я провела повторную диагностику детей (смотри Таблицу №2):

Количество высоких оценок — 25;                     25*100:75=33%

Количество средних оценок — 50;                      50*100:75=67%

Количество оценок ниже среднего — 0;

Таблица № 2

Фамилия,

имя

Коммуникативно-речевые умения

Лексическое развитие

Сформированность грамматического строя речи

Сформированность фонематического слуха

Связанная речь

1.

Асмандиярова Света

В

С

В

С

С

2.

Андриянов Никита

С

С

С

С

В

3.

Абрафиков Арслан

С

С

В

С

С

4.

Боборыкин Клим

В

С

С

В

С

5.

Валиуллин Айдар

С

С

В

С

С

6.

Гавриков Никита

В

С

С

В

С

7.

Ганеев Вадим

С

С

В

С

В

8.

Закиров Эмиль

В

С

С

С

С

9.

Кузьмина Арина

В

С

С

С

В

10.

Михайлова Ангелина

В

С

В

С

С

11.

Нигматзянов Надим

С

С

В

С

В

12.

Побегус Артур

В

С

С

С

В

13.

Рафиков Богдан

В

С

С

В

С

14.

Харьков Вова

В

С

С

С

В

15.

Шайхутдинов Идель

С

С

В

С

С

В – высокий уровень;

С – средний уровень;

НС – уровень ниже среднего.

Диаграмма № 2

 

В целом можно отметить, что, уровень речевого развития у детей стал выше, лексический запас заметно вырос. Словарь притяжательных местоимений, словарь признаков увеличился, дифференциация близких по смыслу понятий, подбор антонимов, многозначность слов на среднем уровне. Уровень обобщений стал близок к возрастной норме.

Грамматический строй речи также изменился. Большинство заданий по образованию множественные чисел выполнено самостоятельно и верно. При усвоении предложно-падежных форм существительных отметаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже не вызывает у детей особых затруднений.

Навыки словообразования сформированы чуть ниже возрастной нормы. Такие задания как образование названий детенышей животных, существительных в уменьшительно-ласкательной форме, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов в целом выполнялись успешно.

Сформированность фонематического слуха и дифференциация звуков в произношении имеют положительную динамику.

Уровень развития связной речи у большинства заметно вырос.

Диаграмма № 3

Как видно из диаграммы № 3 у детей значительно повысился уровень сформированности полученных знаний.

Заключение

Дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Создание специальных занятий, где дети по собственному желанию и интересам могут выбрать ту или иную игру, обеспечивает развитие самостоятельности, инициативы, открывает большие возможности для творчества, приобщает детей к сложному интеллектуальному труду. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.

Значение игры как ведущего всесторонне развивающего детей вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Также в процессе формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, проводилась большая работа с родителями. Разработан ряд консультаций и советов для родителей.

Список использованной литературы

  1. Аванесова В.А. Дидактические игры для дошкольников. – М. Просвещение, 1982
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. 1991
  3. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991
  4. Бочкарева Л.О. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание, 1987 - № 7
  5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. Просвещение, 1998
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгер – М. Просвещение, 1978
  7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997
  8. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю до 20. – М. Творческий центр «Сфера»
  9. Математика от 3 до 7 / Авт.-сост. З.А. Михайлова, - СПБ.: Детство-пресс, 1999
  10.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М. Просвещение, 1982
  11.  Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. Просвещение, 1993
  12.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение, 1982
  13.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: [под ред. В.В. Гербовой]. – М. Айрис-пресс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»

Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....

«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является ...

Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая работа с детьми   с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда»

Целевые ориентиры:·        Осуществление индивидуально – личностного подхода в обучении детей.·        Развитие мелкой и крупной м...

Игра - форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Игра - форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических ...

Игра, как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом ОНР

Игра - самый эффективный метод воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основной вид деятельности ребенка. Существуют различные виды игр: дидактические, развивающие, настольно-печатные. Дидак...