«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
материал по логопедии по теме
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.
Дидактическая игра занимает важное место на занятиях и подбирается в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности. У детей дошкольного возраста коррекция нарушений речи осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности.
Консультация + презентация для помощи в работе воспитателя с детьми имеющие ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._igra_kak_forma._prezentaciya.zip | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида города Свободного
«Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Выполнила:
Сиянова Римма Владимировна
воспитатель речевой группы
Свободный
2013г.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.
Дидактическая игра занимает важное место на занятиях и подбирается в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности. У детей дошкольного возраста коррекция нарушений речи осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности.
Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.
Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, (сл. № 2) ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры (сл. №3,4). Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошколятами. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками (сл. № 5,6,7)), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем с целью усиления обучающего воздействия игр. Эти же стихи, музыкально-ритмические разминки, используются логопедами и являются ведущим логопедическим воздействием. И находят эмоциональный отклик у детей, которые благодаря этим стихам, прибауткам, совершенствуют речь, решается и ряд других задач, связанных с нарушениями речи. И дети с помощью игры обучаются.
Также известна и другая система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори (сл. № 8). Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Это такие материалы как (сл. № 9,10,11) клавишные доски, рамки с застежками, кубы вкладыши, они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, упражняя свою активность, развивая мелкую мускулатуру рук, что является важным для коррекционного обучения.
В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительного процесса, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими.
Они используются логопедами в практике при: (сл. №12)
- исследовании словаря и словообразовательных процессов;
- исследовании грамматического строя речи;
- исследовании связной речи (картинки с фабульным развитием);
- исследовании звукопроизношения;
- исследовании понимания логико-грамматических отношений и т.д.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, где дети должны овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни. Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям.
Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.
Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков, умений, на формирование умственной способности, поведения и личностных качеств.
Существуют различные классификации методов обучения: практические, наглядные и словесные (сл. №13). Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах: (сл. №14)
- дидактическая игра должна опираться на программный материал;
- дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс;
- назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
- пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы.
Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока…). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т.д.). Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственных расположением, формой.
Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Сказки» (сл. №15). Логопедическое лото-мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков, в таких играх появляется азарт, дух соревнования,
Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:
- дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье» (сл. №16)
- игры-инсценировки помогают разговорить ребенка, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т.д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы логопеда и отработает (автоимитирует) звуки.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания
В одной и той же игре, предлагаемой детям разного возраста, отличают разные воспитательно-образовательные задачи конкретного содержания.
Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (логопед может положить в мешочек игрушки с различными звуками (на определенный звук) дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка), старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам.
Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений. Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление.
Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А.И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с ОНР. Малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, вовлекая в движение все пальчики. Занятия конструированием из кубиков, собирание пирамидки, перекладывание пуговки, карандашей, спичек.
Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка (Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан» «Шнуровка сюжетных картинок»). Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, (сл. №17) складных кубиков, на которых изображение сюжетов делятся на части. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления. В настоящее время популярны пазлы (от англ. - игра на выдержку) (сл. №18), где картинки разделены на множество.
А.С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» (сл. № 19).
Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития.
Включаются задания на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова, закрепления связей между словами.
Задания даны в игровой форме на классификацию предметов по схемам, по картинкам:
- ягоды – фрукты – овощи;
- дикие – домашние животные – птицы – насекомые;
Через игры: «Разложи картинки на группы»; «Разложи картинки по сходству»; «Назови лишнее слово»; «Спрячь лишнее»; «Пара к паре» (сл. №.20, 21, 22, 23).
- назвать одним словом – транспорт – мебель – обувь – головные уборы.
Через игры: «Отгадай загадки»; «Отгадывание по описанию»;
- отгадывание предмета по названию его частей (кузов, кабина, руль, грузовик);
- отгадывание по картинкам загадок-описаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц…);
- антонимия.
Через игры: «Выбери из трех два слова-«неприятеля»; «Сравнить по вкусу»; «Сравнить по цвету»; «Сравнить по размеру».
- синонимы.
Через игры: «На что похоже?» (сравнение); «Закончи предложения» (подбери сравнения).
Таким образом игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.
Используемая литература
- Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.,- 1948.
- Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи. М.: Аркши,- 1997.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.,- 1961.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.,- 1990.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М.,- 1998.
- Крапивина Л.М., Леонова М.А. Дидактические материалы по логопедии.- М.: Школа-Пресс,- 1999.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Изд-во «Союз»,- 2001.
- Ламаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.- М.,- 1983.
- Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,- 2002.
- Селивестров В.И. Игры в логопедической работе.- М.,- 1987.
- Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Актуальные проблемы логопедии.- М.,- 1978.
- Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.- М.:- 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»
Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....
Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....
Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...
Игра - форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Игра - форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Исследование "Дидактическая игра – одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР"
Детство — самый важный этап в жизни человека. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразие, тем разнообразнее его личность. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромн...
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда подрастёт. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре&he...