«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolad_rabota_sroditelyami_detey_ovz.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В свою очередь наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Изменившаяся современная семья — финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий и гаджетов, более широкие возможности получения образования и пр. — заставляет искать новые формы взаимодействия. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт до-
школьного образования ставят новые акценты обеспечении качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда ДОУ, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, должна включать план и содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы.
Современные тенденции системы дошкольного образования, процессы обучения, определили необходимость активизации сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.(ФГОС ДО, ч. III, п. 3.1, пп. 5, 6).
Изменилось понимание сотрудничества:
• от простого обмена информацией — к межличностному
диалогу педагога с родителями;
• партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
объединение усилий в развитии и воспитании детей;
• атмосфера общности интересов.
Такое сотрудничество строится на принципах философии
взаимодействия семьи и ДОУ.
• Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.
• Необходимо поддерживать доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
• Взаимодействие предполагает также без оценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности — неграмотности», «активности — пассивности», «готовности — неготовности» к сотрудничеству.
• Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи маленьких воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.
• Отсюда вытекает индивидуальный подход, который необходим в работе не только с детьми, но и с родителями. Помощь должна быть адресной и дифференцированной.
• Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях.• Сотрудничество, а не наставничество. Необходимо создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, демонстрировать заинтересованность коллектива детского сада в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, и искреннее желание помочь.
• Важной в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Родители могут свободно знакомиться с деятельностью детского сада, стилем общения воспитателей, принимать участие в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
• Новые принципы взаимодействия — разнообразие содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения.
Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договариваться, помогать друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье.
Сотрудничество с родителями должно стать важной частью логопедической работы. Эта работа не должна сводиться только к оформлению папок-передвижек или информации на стенде. Здесь важно донести до родителей всю важность и необходимость непосредственного общения с ребенком, а зачастую научить родителей общаться и играть со своими детьми. Данный подход к работе предполагает создание целой системы консультирования родителей логопедической группы, основной задачей которой будет формирование союза педагога и родителей для более успешного взаимодействия и повышения мотивационной заинтересованности родителей.
С целью эффективного повышения педагогической грамотности родителей следует выстроить систему последовательных мероприятий. Данную работу нужно осуществлять параллельно с коррекционно-развивающими занятиями (индивидуальными, групповыми, подгрупповыми).
При составлении плана консультирования были положены основные направления коррекционно-логопедической работы:
— формирование и развитие фонетической стороны речи
(формирование и развитие фонематического слуха, воспри-
ятия, анализа и синтеза...);
— формирование и развитие связной речи;
— формирование грамматического строя речи (в комп-
лекс работы по данному направлению включена работа и по
обогащению словарного запаса и формированию лексико-
грамматических категорий и работа с предложно-падежными
конструкциями);
— подготовка к обучению грамоте;
— формирование и развитие просодической стороны речи
(звукопроизношение, мелодико-интонационная выразитель-
ность, темпо ритмическая и слоговая стороны речи).
Когда выбраны основные направления консультирования мы задаёмся вопросом к какому пособию обратиться.
Одним из таких пособий является КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ Т. С. Малютина.
В этой книге разработаны система мероприятий на 2 года.
Используя это пособие я использую следующие формы организации встреч с родителями.
- Одной из наиболее интересных и нетрадиционных
форм взаимодействия являются совместные Детско-родительские праздники.
- Семейная творческая мастерская, эта форма помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности
- Детско-родительские конкурсы. Укрепляют детско-родительские отношения, обогащяют опытом совместной деятельности через совместное творчество.
- Логопедические игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей,
- Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения методических мероприятий.
- Онлайн – консультации Не чем не отличается от обычной консультации. Но только ребенок с родием сидит дома.
- Открытые занятия. Вовлекать родителей в коррекционный процесс.
Показать правильность выполнения артикуляционной гимнастики. • Развивать фонематический слух. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Посещение семьи. Родители нуждаются в консультации или мастер классе от логопеда но возможности посетить их в ДОУ нет тогда можно посетить семью ребенка.
- Наглядное информирование семьи.
Выставки детских работ
Информационные листовки
Памятки для родителей
Выставки книг, статей из газет или журналов
Папки – передвижки
Папки – ширмы
Родительская газета
- Информационно-аналитическое. Анкетирование, тестирование наблюдение.
- Родительские собрания.
План консультирования
Месяц | Формы работы | |
С детьми | Родителями | |
Сентябрь | логопедическое обследование | Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения. Задачи и содержание коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе. Консультация для родителей детей 6-7 лет : |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август | Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с календарным планом работы логопедическое обследование | Буклет «Дыхательная гимнастика» |
Консультация для родителей: «Играем речь развиваем» | ||
Консультация для родителей: «Домашние логопедические задания»Фонематический слух - основа правильной речи»» | ||
Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют». | ||
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» -и ее роль в постановке звуков. Брошюра: Артикуляционная гимнастика в помощь родителям. | ||
Консультация учителя-логопеда для родителей детей 6-7 лет Тема: «На пути к грамоте» | ||
Консультация для родителей: «Готовим руку к письму» (развитие графо моторных навыков)». | ||
Оформление папки передвижки. Тема: «Как расширить словарный запас ребенка» | ||
Рекомендации по осуществлению контроля за качеством детской речи | ||
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | ||
Консультация для родителей: «Чем и как развивать речь ребёнка летом» Автоматизация поставленных звуков |
В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.
Положительные результаты были достигнуты в воспитании и обучении детей, при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Литература: КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ Т. С. Малютина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...
Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...
Презентация "Круглый стол как эффективная форма взаимодействия с родителями по актуализации вопросов воспитания и обучения детей"
В презентации рассказывается об одной из интерактивных форм проведения родительского собрания - круглом столе, об особенностях данной формы, основных целях и структуре проведения.Показан пример провед...
«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтере...
Грамота за успехи в художественно-эстетическом воспитании детей, эффективные формы взаимодействия с родителями, и в связи с Днём дошкольного работника.
Грамота за успехи в художественно-эстетическом воспитании детей, эффективные формы взаимодействия с родителями, и в связи с Днём дошкольного работника....
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...