«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Куляшкина Татьяна Ивановна

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolad_rabota_sroditelyami_detey_ovz.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В свою очередь наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

        Изменившаяся современная семья — финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий и гаджетов, более широкие возможности получения образования и пр. — заставляет искать новые формы взаимодействия. Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт до-

школьного образования ставят новые акценты обеспечении качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда ДОУ, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, должна включать план и содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы.

        Современные тенденции  системы дошкольного образования, процессы обучения, определили  необходимость активизации сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.(ФГОС ДО, ч. III, п. 3.1, пп. 5, 6).

Изменилось понимание сотрудничества:

• от простого обмена информацией — к межличностному

диалогу педагога с родителями;

• партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

объединение усилий в развитии и воспитании детей;

• атмосфера общности интересов.

Такое сотрудничество строится на принципах философии

взаимодействия семьи и ДОУ.

• Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

• Необходимо поддерживать доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

• Взаимодействие предполагает также без оценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности — неграмотности», «активности — пассивности», «готовности — неготовности» к сотрудничеству.

• Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи маленьких воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.

• Отсюда вытекает индивидуальный подход, который необходим в работе не только с детьми, но и с родителями. Помощь должна быть адресной и дифференцированной.

• Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях.• Сотрудничество, а не наставничество. Необходимо создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, демонстрировать заинтересованность коллектива детского сада в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, и искреннее желание помочь.

• Важной в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Родители могут свободно знакомиться с деятельностью детского сада, стилем общения воспитателей, принимать участие в педагогическом  процессе дошкольного учреждения.

• Новые принципы взаимодействия — разнообразие  содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения.

Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договариваться, помогать друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье.

    Сотрудничество с родителями должно стать важной частью логопедической работы. Эта работа не должна сводиться только к оформлению папок-передвижек или информации на стенде. Здесь важно донести до родителей всю важность и необходимость непосредственного общения с ребенком, а зачастую научить родителей общаться и играть со своими детьми. Данный подход к работе предполагает создание целой системы консультирования родителей логопедической группы, основной задачей которой будет формирование союза педагога и родителей для более успешного взаимодействия и повышения мотивационной заинтересованности родителей.

      С целью эффективного повышения педагогической грамотности родителей следует выстроить систему последовательных мероприятий. Данную работу нужно осуществлять параллельно с коррекционно-развивающими занятиями (индивидуальными, групповыми,  подгрупповыми).

При составлении плана консультирования были положены основные направления коррекционно-логопедической работы:

— формирование и развитие фонетической стороны речи

(формирование и развитие фонематического слуха, воспри-

ятия, анализа и синтеза...);

— формирование и развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи (в комп-

лекс работы по данному направлению включена работа и по

обогащению словарного запаса и формированию лексико-

грамматических категорий и работа с предложно-падежными

конструкциями);

— подготовка к обучению грамоте;

— формирование и развитие просодической стороны речи

(звукопроизношение, мелодико-интонационная выразитель-

ность, темпо ритмическая и слоговая стороны речи).

      Когда выбраны  основные направления консультирования мы задаёмся вопросом к какому пособию обратиться.

Одним из таких пособий является КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ Т. С. Малютина.

В этой книге разработаны система мероприятий на 2 года.

Используя это пособие я использую следующие формы организации встреч с родителями.

  1. Одной из наиболее интересных и нетрадиционных 

форм взаимодействия являются совместные Детско-родительские праздники.

  1. Семейная творческая мастерская, эта форма помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности
  2. Детско-родительские конкурсы. Укрепляют  детско-родительские отношения, обогащяют опытом совместной деятельности через совместное творчество.
  3. Логопедические игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, 
  4.  Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения методических мероприятий.  
  5. Онлайн – консультации Не чем не отличается от обычной консультации. Но только ребенок с родием сидит дома.
  6. Открытые занятия. Вовлекать родителей в коррекционный процесс.

Показать правильность выполнения артикуляционной гимнастики. • Развивать фонематический слух. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

  1. Посещение семьи.  Родители нуждаются в консультации или мастер классе от логопеда но возможности посетить их в ДОУ  нет тогда  можно посетить семью ребенка.
  2. Наглядное информирование семьи.

Выставки детских работ

Информационные листовки

Памятки для родителей

Выставки книг, статей из газет или журналов

Папки – передвижки

Папки – ширмы

Родительская газета

  1.  Информационно-аналитическое.  Анкетирование, тестирование наблюдение.
  2. Родительские собрания.

План консультирования

Месяц

Формы работы 

С детьми

Родителями

Сентябрь

логопедическое обследование

Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Задачи и содержание  коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе.

Консультация для родителей детей 6-7 лет :

  "Речь дошкольника в норме"

Буклет "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с календарным планом работы

логопедическое обследование

Буклет

«Дыхательная гимнастика»

Консультация для родителей:

«Играем речь развиваем»

Консультация для родителей:

«Домашние логопедические задания»Фонематический слух - основа правильной речи»»

Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» -и ее роль в постановке звуков.

Брошюра: Артикуляционная гимнастика в помощь родителям.

Консультация учителя-логопеда для родителей детей 6-7 лет Тема: «На пути к грамоте»

        Консультация для родителей:

 «Готовим руку к письму»  

(развитие графо моторных навыков)».

Оформление папки передвижки.

Тема: «Как расширить словарный запас ребенка»        

Рекомендации по осуществлению контроля за качеством детской речи

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Автоматизация поставленных звуков

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

Положительные результаты были достигнуты в воспитании и обучении детей, при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

Литература: КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ Т. С. Малютина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...

Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

Презентация "Круглый стол как эффективная форма взаимодействия с родителями по актуализации вопросов воспитания и обучения детей"

В презентации рассказывается об одной из интерактивных форм проведения родительского собрания - круглом столе, об особенностях данной формы, основных целях и структуре проведения.Показан пример провед...

«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтере...

Грамота за успехи в художественно-эстетическом воспитании детей, эффективные формы взаимодействия с родителями, и в связи с Днём дошкольного работника.

Грамота  за успехи в художественно-эстетическом воспитании детей, эффективные формы взаимодействия с родителями, и в связи с Днём дошкольного работника....

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...