СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.
Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада [1].
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
Родители, у которых недостаточно сформировано собственное мировоззрение по отношению к духовно-нравственной сфере, испытывают затруднения при формировании у ребенка системы ценностей и идеалов, правильных духовно-нравственных основ. Необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители несут ответственность за воспитание своих детей. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья - ребенок - детский сад [2].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zinoveva_o.n._-_kopiya.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.
Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада [1].
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
Родители, у которых недостаточно сформировано собственное мировоззрение по отношению к духовно-нравственной сфере, испытывают затруднения при формировании у ребенка системы ценностей и идеалов, правильных духовно-нравственных основ. Необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители несут ответственность за воспитание своих детей. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья - ребенок - детский сад [2].
В духовно-нравственном воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Поэтому у нас возникла идея организации семейного клуба «Доброе зернышко». Мы посчитали, что клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания [3].
Данная форма общения создана с целью развития духовно-нравственных качеств личности у детей путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачами Клуба являются:
- Повышение компетенции семей воспитанников в вопросах развития духовно-нравственных качеств у дошкольников.
- Укрепление семейных традиций и связи поколений;
- Обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, уделяя особое внимание формированию духовно-нравственной личности ребёнка.
- Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, семьями воспитанников и педагогами.
Диагностический блок помог выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составлялся совместно с родителями на один учебный год и корректируется в соответствии с запросами родителей. В плане отражается тематика мероприятий, формы организации, сроки, ответственные.
На начальном этапе была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а также родительских собраний, с целью повысить образовательный уровень родителей по духовно-нравственному воспитанию, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
В рамках реализации плана работы клуба «Доброе зернышко» были проведены тематические заседания: «Вся семья, вместе-так и душа на месте». «Семейные посиделки». Родители посредством включения в различные виды совместной с детьми деятельности, получили необходимые знания по организации семейных досугов и праздников, приобщению дошкольников к ценностям семьи.
«Рождественские посиделки» семейного клуба включали знакомство с традициями праздника Рождества Христова, экскурсию в Храм. Дети и родители с удовольствием участвовали в традиционных рождественских играх, хороводах вокруг елки, рассказывали стихи, представили совместные творческие работы. Участники клуба получили огромное удовольствие от общения друг с другом.
В рамках клуба интересно проходили праздники «Праздник Русской березки» «Осенины», «Колядки». Родители были не просто зрители, а полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с детьми делали декорации и атрибуты, придумывали костюмы.
Незабываемая встреча семейного клуба была посвящены православному празднику «Пасха». Родители проявили свои творческие способности и фантазию в своих поделках «Пасха. Светлое Христово Воскресенье», поделились своим опытом в мастер-классе «Роспись пасхальных яиц». В соревновании по катанию яиц с увлечённостью и задором соревновались не только дети, но и взрослые. В конце встречи дети показали театрализованное представление «Пасхальный теремок».
Совместно с родителями был разработан маршрут выходного дня «Святыни земли Губкинской». Это один из эффективных способов приобщения детей к ценностям православной культуры посредством знакомства со святыми местами. После посещения составили альбом из фотографий «Святые места».
При реализации темы «Самые дорогие на свете люди», родители приняли участие в создание семейных альбомов для группы, которые находились в свободном доступе для детей и служили основой для составления творческих рассказов: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье». В группе открылся мини-музей «Предметы из детства моих родителей», где дети рассказывали о предмете быта или игрушке своих родителей: о «дедушкиной ложке», «маминой книжке», «бабушкиной шкатулке».
Провели совместный спортивный праздник «Богатыри земли русской», посвященные Дню защитников Отечества. На празднике мальчики совместно с папами продемонстрировали свою ловкость, быстроту и силу, а девочки исполняли песни, танцы, частушки, дарили подарки, приготовленные своими руками. Праздник является важным событием для всех, радость и веселье надолго сохраняются в душе и взрослых, и детей. После праздника все папы с большим удовольствием рассматривали портреты, нарисованные руками детей, читали рассказы «За что я люблю своего папу», составленные детьми.
Одной из часто используемых форм работы с родителями стали акции. В группе была проведена акция «Традиции нашей семьи», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких рассказов, которые сопровождались фотоотчетами. В итоге был оформлен стенд повествования о семейных традициях. Эта акция помогла участникам сформировать ценностное отношение к своим близким, традициям каждой семьи, толерантность. Акции добрых дел «Бумажный кораблик добра», «Добрая зима пернатым» способствовали формированию доброго отношения к братьям нашим меньшим.
Таким образом, в результате деятельности клуба происходит формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых ориентаций у педагогов и родителей, создание единого образовательного пространства для ребенка, повышается заинтересованность родителей в социальном партнерстве с детским садом, происходит гармонизация детско-родительских отношений. Мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать. Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Литература:
- Шорстова В.Ф. Духовно-нравственного воспитание дошкольников на современном этапе [Текст] Инновационные педагогические технологии: материалы ΙΙ Междунар. Науч. Конф (г. Казань, май 2015г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 85-86.
- Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4.
- Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: Перспектива, 2013, - 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
«Эффективные формы работы с родителями в процессе познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.Одним из эффек...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...
Презентация «Семейный клуб, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей дошкольных групп в образовательную деятельность, формирование партнёрских отношений.В ходе встреч участники клуб...