Коррекционное занятие учителя-логопеда «Сказка-путешествие в страну Грамматики». Дифференциация звуков [c] и [з]» с дошкольниками подготовительной группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Коррекционное занятие учителя-логопеда
Петруниной Елены Викторовны
«Сказка-путешествие в страну Грамматики»
Дифференциация звуков [c] и [з]»
с дошкольниками подготовительной группы
Санкт-Петербург
2020 год
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Дифференциация звуков [c]-[з] в процессе обобщения элементарных грамматических представлений у дошкольников с ОНР через интеграцию всех образовательных областей.
ЗАДАЧИ:
1.Коррекционно-образовательные:
- совершенствование артикуляторной моторики
- развитие фонематического восприятия;
- развитие фонематических представлений;
- развитие фонематического анализа и синтеза слов;
- развитие слогового анализа и синтеза слов;
- совершенствование звуко-буквенного анализа слов;
- развитие слухового внимания;
- уточнение характеристик звуков [c]-[з];
- закрепление правильного произношения звуков [с]-[з];
2.Коррекционно-развивающие:
- развитие навыка речеслуховой и произносительной дифференциации звуков [с]-[з];
- развитие памяти, внимания, мышления, слухового восприятия;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие зрительного восприятия;
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения выслушать товарища;
- воспитание усидчивости;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание самоконтроля и самокоррекции;
- воспитание личностных качеств (усидчивость, сознание);
- воспитание познавательного интереса к обучению;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки, наборное полотно, раздаточный материал, магнитная удочка,
коллажи для сказки, буквы, слоги; экран;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- сформированы понятия по характеристикам звуков [с]-[з];
- сформирован навык слогового чтения;
- сформированы понятия твердости-мягкости согласных звуков;
- сформированы понятия глухости-твердости согласных звуков;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие;
ТЕХНОЛОГИИ:
Игровая технология, информационные и коммуникационные технологии;
Примерный ход коррекционного занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
- Я прошу сесть того, кто назовет первый звук своего имени.
| Называют свои имена и первый звук имени.
|
Это Захар и Соня, они попали в страну Грамматики, и им надо помочь дойти до замков королей, где они будут учиться. -Ребята, хотите отправиться в путешествие по стране Грамматике вместе с ними? Вот и пришел наш черед. Ученье в дорогу зовет, |
Дают ответ. |
- В стране Грамматике живут два короля. Вспомните, как их зовут?
|
Дают ответ. |
- Что еще есть в этой волшебной стране? - А еще в стране Грамматике живет злой «Буквогрыз», который не хочет никого пускать в волшебную страну. На экране появляется «Буквогрыз».
|
Дают ответ. |
- Нам нужно помочь Соне и Захару дойти до замков, в которых живут Твердыш и Мякиш. На пути нам встретятся различные препятствия, которые вы, наверняка преодолеете, и поможете Захару и Соне. Вы готовы идти?
|
Реакция детей. |
Чтобы начать путь, нужно выполнить задание. Подскажите Соне, что вы знаете о звуке [с]. Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук? Как вы узнаете, глухой звук или звонкий?
|
Дети отвечают.
Дети отвечают.
|
Вы сказали, что этот звук можно произносить твердо или мягко. Давайте проверим. Я скажу звук твердо, а вы мягко: са- …, со- …, су-…, сы-…, сэ-…
|
Дети произносят слоги. |
Подскажите Захару, что вы знаете о звуке [з]. Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук?
|
Дети отвечают. |
Проверим как звук [з] звучит в слогах. Я скажу слог с мягким [з], а вы с твердым: зя-…, зё-…, зю-…, зи-…, зе-… |
Поизносят слоги. |
Идут Соня с Захаром, идут и дошли до леса.(экране картинка леса с избушками.) В том лесу жили лиса и заяц, каждый в своей избушке. Они дружили и ходили друг к другу в гости, ведь и это волшебная страна. Собралась лиса к зайцу, в гости нужно взять подарки. Помогите лисе подобрать предметы для зайкиного дома со звуком [з].
|
На фланелеграфе по очереди выбирают картинки, в названии котопых есть звук [з]. |
Настала очередь лисы приглашать к себе зайца. Подскажите, какое угощение принес Заяц? Найдите предметы со звуком [c].
|
На фланелеграфе дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [c]. |
Идут Соня с Захаром дальше, но тут на пути им встретился «Буквогрыз». (появляется на экране) Не пустит их дальше, если они не покажет буквы, которыми обозначаются звуки [с-з]. Выберите нужные буквы для этих звуков (фланелеграф с разными буквами).
|
На фланелеграфе дети отбирают буквы з-с. |
Вы молодцы, теперь Соня и Захар могут идти дальше, но тут вредный Буквогрыз опять встал на их пути (на экране появляется буквогрыз). Что мы сделаем в этой ситуации? - Слушайте внимательно слова, будем зажигать волшебные фонарики с буквами. Покажите ту букву, какой услышите звук в слове [з] или [c].
|
Дети делают выбор.
Игра «Фонарики» |
Пока мы помогали Соне с Захаром, пошел снег, намело большие сугробы. Картинка снегопада. Давайте расскажем стихотворение о снегопаде.
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно Над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает Снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, Укрывая белый свет белым одеялом, Чтобы слева, впереди, позади и справа Сладко спали до весны дерева и травы.
|
Физминутка (речь с движениями) |
Чтобы пройти дальше, Соне и Захару нужно расчистить сугробы. Хотите помочь им? Если вы составите слова из букв на снежинках, сугробы исчезнут. (На фланелеграфе снежинки с буквами). Пойдем дальше в стану Грамматики. |
На фланелеграфе составляют слова Из букв. |
Дошли Соня с Захаром до озера и увидели прорубь. Заглянули, а там рыбки золотые плавают. Поймаем рыбок! Но они не простые, на каждой рыбке картинка. Нужно определить какой звук в слове – [c] или [з]. Встают и играют по очереди.
|
Игра «Рыбки» с магнитной удочкой. |
Опять Буквогрыз не пускает нас. Он думает, что вы не знаете, как делить слова на слоги. А вы знаете? Расскажите. Я скажу слово, а вы произнесете его по слогам с хлопками (засада, записка, засыпал, завязать, заноза)
|
Проговаривают слова |
Пойдем дальше с Соней и Захаром. Но на пути появилась канава, а мост сломан. Если мы построим цепочку из слов, получится мост, и можно перейти через канаву. Помните: какой последний звук в слове, на такой звук начинается следующее слово. Молодцы!
|
Составляют цепочку слов из картинок. |
Смотрите, снеговик! Расскажем стихотворение о снеговике!
|
Речь с движением (физминутка) |
Разозлился Буквогрыз, покраснел. Перевернул буквы. Уберите неправильную букву.(на полотне буквы парами, одна в зеркальном отображении) |
Дети убирают по очереди неправильно повернутую букву. |
А Буквогрыз все не успокаивается. Покусал буквы на части. Соберите из частей буквы.
|
Дети собирают буквы. |
Ну вот и дошли Соня с Захаром до замков Твердыша и Мякиша. Это вы помогли им! Вы много уже знаете, теперь Соня с Захаром будут учиться и тоже много узнают о звуках и буквах. Скажите, какие звуки вы слышали чаще? А какие буквы вам чаще встречались? Вам понравилось путешествие?
|
Дети отвечают |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspakt_petruninoy_e.v.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Коррекционное занятие учителя-логопеда
Петруниной Елены Викторовны
«Сказка-путешествие в страну Грамматики»
Дифференциация звуков [c] и [з]»
с дошкольниками подготовительной группы
Санкт-Петербург
2020 год
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Дифференциация звуков [c]-[з] в процессе обобщения элементарных грамматических представлений у дошкольников с ОНР через интеграцию всех образовательных областей.
ЗАДАЧИ:
1.Коррекционно-образовательные:
- совершенствование артикуляторной моторики
- развитие фонематического восприятия;
- развитие фонематических представлений;
- развитие фонематического анализа и синтеза слов;
- развитие слогового анализа и синтеза слов;
- совершенствование звуко-буквенного анализа слов;
- развитие слухового внимания;
- уточнение характеристик звуков [c]-[з];
- закрепление правильного произношения звуков [с]-[з];
2.Коррекционно-развивающие:
- развитие навыка речеслуховой и произносительной дифференциации звуков [с]-[з];
- развитие памяти, внимания, мышления, слухового восприятия;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие зрительного восприятия;
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения выслушать товарища;
- воспитание усидчивости;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание самоконтроля и самокоррекции;
- воспитание личностных качеств (усидчивость, сознание);
- воспитание познавательного интереса к обучению;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки, наборное полотно, раздаточный материал, магнитная удочка,
коллажи для сказки, буквы, слоги; экран;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- сформированы понятия по характеристикам звуков [с]-[з];
- сформирован навык слогового чтения;
- сформированы понятия твердости-мягкости согласных звуков;
- сформированы понятия глухости-твердости согласных звуков;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие;
ТЕХНОЛОГИИ:
Игровая технология, информационные и коммуникационные технологии;
Примерный ход коррекционного занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
- Я прошу сесть того, кто назовет первый звук своего имени. | Называют свои имена и первый звук имени. |
Это Захар и Соня, они попали в страну Грамматики, и им надо помочь дойти до замков королей, где они будут учиться. -Ребята, хотите отправиться в путешествие по стране Грамматике вместе с ними? Вот и пришел наш черед. Ученье в дорогу зовет, | Дают ответ. |
- В стране Грамматике живут два короля. Вспомните, как их зовут? | Дают ответ. |
- Что еще есть в этой волшебной стране? - А еще в стране Грамматике живет злой «Буквогрыз», который не хочет никого пускать в волшебную страну. На экране появляется «Буквогрыз». | Дают ответ. |
- Нам нужно помочь Соне и Захару дойти до замков, в которых живут Твердыш и Мякиш. На пути нам встретятся различные препятствия, которые вы, наверняка преодолеете, и поможете Захару и Соне. Вы готовы идти? | Реакция детей. |
Чтобы начать путь, нужно выполнить задание. Подскажите Соне, что вы знаете о звуке [с]. Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук? Как вы узнаете, глухой звук или звонкий? | Дети отвечают. Дети отвечают. |
Вы сказали, что этот звук можно произносить твердо или мягко. Давайте проверим. Я скажу звук твердо, а вы мягко: са- …, со- …, су-…, сы-…, сэ-… | Дети произносят слоги. |
Подскажите Захару, что вы знаете о звуке [з]. Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук? | Дети отвечают. |
Проверим как звук [з] звучит в слогах. Я скажу слог с мягким [з], а вы с твердым: зя-…, зё-…, зю-…, зи-…, зе-… | Поизносят слоги. |
Идут Соня с Захаром, идут и дошли до леса.(экране картинка леса с избушками.) В том лесу жили лиса и заяц, каждый в своей избушке. Они дружили и ходили друг к другу в гости, ведь и это волшебная страна. Собралась лиса к зайцу, в гости нужно взять подарки. Помогите лисе подобрать предметы для зайкиного дома со звуком [з]. | На фланелеграфе по очереди выбирают картинки, в названии котопых есть звук [з]. |
Настала очередь лисы приглашать к себе зайца. Подскажите, какое угощение принес Заяц? Найдите предметы со звуком [c]. | На фланелеграфе дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [c]. |
Идут Соня с Захаром дальше, но тут на пути им встретился «Буквогрыз». (появляется на экране) Не пустит их дальше, если они не покажет буквы, которыми обозначаются звуки [с-з]. Выберите нужные буквы для этих звуков (фланелеграф с разными буквами). | На фланелеграфе дети отбирают буквы з-с. |
Вы молодцы, теперь Соня и Захар могут идти дальше, но тут вредный Буквогрыз опять встал на их пути (на экране появляется буквогрыз). Что мы сделаем в этой ситуации? - Слушайте внимательно слова, будем зажигать волшебные фонарики с буквами. Покажите ту букву, какой услышите звук в слове [з] или [c]. | Дети делают выбор. Игра «Фонарики» |
Пока мы помогали Соне с Захаром, пошел снег, намело большие сугробы. Картинка снегопада. Давайте расскажем стихотворение о снегопаде.
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно Над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает Снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, Укрывая белый свет белым одеялом, Чтобы слева, впереди, позади и справа Сладко спали до весны дерева и травы. | Физминутка (речь с движениями) |
Чтобы пройти дальше, Соне и Захару нужно расчистить сугробы. Хотите помочь им? Если вы составите слова из букв на снежинках, сугробы исчезнут. (На фланелеграфе снежинки с буквами). Пойдем дальше в стану Грамматики. | На фланелеграфе составляют слова Из букв. |
Дошли Соня с Захаром до озера и увидели прорубь. Заглянули, а там рыбки золотые плавают. Поймаем рыбок! Но они не простые, на каждой рыбке картинка. Нужно определить какой звук в слове – [c] или [з]. Встают и играют по очереди. | Игра «Рыбки» с магнитной удочкой. |
Опять Буквогрыз не пускает нас. Он думает, что вы не знаете, как делить слова на слоги. А вы знаете? Расскажите. Я скажу слово, а вы произнесете его по слогам с хлопками (засада, записка, засыпал, завязать, заноза) | Проговаривают слова |
Пойдем дальше с Соней и Захаром. Но на пути появилась канава, а мост сломан. Если мы построим цепочку из слов, получится мост, и можно перейти через канаву. Помните: какой последний звук в слове, на такой звук начинается следующее слово. Молодцы! | Составляют цепочку слов из картинок. |
Смотрите, снеговик! Расскажем стихотворение о снеговике! | Речь с движением (физминутка) |
Разозлился Буквогрыз, покраснел. Перевернул буквы. Уберите неправильную букву.(на полотне буквы парами, одна в зеркальном отображении) | Дети убирают по очереди неправильно повернутую букву. |
А Буквогрыз все не успокаивается. Покусал буквы на части. Соберите из частей буквы. | Дети собирают буквы. |
Ну вот и дошли Соня с Захаром до замков Твердыша и Мякиша. Это вы помогли им! Вы много уже знаете, теперь Соня с Захаром будут учиться и тоже много узнают о звуках и буквах. Скажите, какие звуки вы слышали чаще? А какие буквы вам чаще встречались? Вам понравилось путешествие? | Дети отвечают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.
В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...
Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)
В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...
Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"
В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...
Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"
В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...
Презентация "Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста"
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя –логопеда с детьми дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...
Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста»
Презентация на тему здоровья сбережения, использование здоровьесберегающих технологий...