Коррекционное занятие учителя-логопеда «Сказка-путешествие в страну Грамматики». Дифференциация звуков [c] и [з]» с дошкольниками подготовительной группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционное занятие учителя-логопеда

Петруниной Елены Викторовны

«Сказка-путешествие в страну Грамматики»

Дифференциация  звуков [c] и [з]»

с дошкольниками подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020 год

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Дифференциация звуков [c]-[з] в процессе обобщения элементарных грамматических представлений у дошкольников с ОНР через интеграцию всех образовательных областей.

 

ЗАДАЧИ:

1.Коррекционно-образовательные:

- совершенствование артикуляторной моторики

- развитие фонематического восприятия;

- развитие фонематических представлений;

- развитие фонематического анализа и синтеза слов;

- развитие слогового анализа и синтеза слов;

- совершенствование звуко-буквенного анализа слов;

- развитие слухового внимания;

- уточнение характеристик звуков [c]-[з];

- закрепление правильного произношения звуков [с]-[з];

 

2.Коррекционно-развивающие:

- развитие навыка речеслуховой и произносительной дифференциации звуков [с]-[з];

- развитие памяти, внимания, мышления, слухового восприятия;

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие зрительного восприятия;

 

3.Коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения выслушать товарища;

- воспитание усидчивости;

- воспитание умения работать в коллективе;

- воспитание самоконтроля и самокоррекции;

- воспитание личностных качеств (усидчивость, сознание);

- воспитание познавательного интереса к обучению;

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметные картинки, наборное полотно, раздаточный материал, магнитная удочка,

коллажи для сказки, буквы, слоги; экран;

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- сформированы понятия по характеристикам звуков [с]-[з];

- сформирован навык слогового чтения;

- сформированы понятия твердости-мягкости согласных звуков;

- сформированы понятия глухости-твердости согласных звуков;

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие;

 

ТЕХНОЛОГИИ:

Игровая технология, информационные и коммуникационные технологии;

 

 

 

 

Примерный ход коррекционного занятия

       Деятельность логопеда

             Деятельность детей

- Я прошу сесть того, кто назовет первый звук своего имени.

 

 Называют свои имена и первый звук имени.

 

 

Это Захар и Соня, они  попали в страну Грамматики, и им надо помочь дойти до замков королей, где они будут учиться.

-Ребята, хотите отправиться в путешествие по стране Грамматике вместе с ними?

Вот и  пришел наш черед. Ученье в дорогу зовет,
 Покажем, что мы грамотеи! Собираемся в путь скорее.
Пусть узнает весь белый свет,
Что лучше грамматики, ничего нет!

 

Дают ответ.

 

- В стране Грамматике живут  два короля.

Вспомните,  как их зовут?

 

 

Дают ответ.

 

- Что еще есть в этой волшебной стране?

- А еще в стране Грамматике живет злой «Буквогрыз», который не хочет никого пускать в волшебную страну. На экране появляется «Буквогрыз».

 

 

Дают ответ.

 

- Нам нужно помочь Соне и Захару дойти до замков, в которых живут Твердыш и Мякиш. На пути нам встретятся различные препятствия, которые вы, наверняка преодолеете, и поможете Захару и Соне.

Вы готовы идти?

 

 

 

 

 

Реакция детей.

 

Чтобы начать путь, нужно выполнить задание. Подскажите Соне, что вы знаете о звуке [с].

Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук? Как вы узнаете, глухой звук или звонкий?

 

 

Дети отвечают.

 

Дети отвечают.

 

 

Вы сказали, что этот звук можно произносить твердо или мягко. Давайте проверим. Я скажу звук твердо, а вы мягко: са- …, со- …, су-…, сы-…, сэ-…

 

 

Дети произносят слоги.

 

Подскажите Захару, что вы знаете о звуке [з].

Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук?

 

 

Дети отвечают.

 

Проверим как звук [з] звучит в слогах. Я скажу слог с мягким [з], а вы с твердым: зя-…, зё-…, зю-…, зи-…, зе-…

 

Поизносят слоги.

 

 

Идут Соня с Захаром, идут и дошли до леса.(экране картинка леса с избушками.)

В том лесу жили лиса и заяц, каждый в своей избушке. Они дружили и ходили друг к другу в гости, ведь и это волшебная страна.

Собралась лиса к зайцу, в гости нужно взять подарки. Помогите лисе подобрать предметы для зайкиного дома со звуком [з].

 

 

 

 

На фланелеграфе по очереди выбирают картинки, в названии котопых есть звук [з].

 

Настала очередь лисы приглашать к себе зайца. Подскажите, какое угощение принес Заяц? Найдите предметы со звуком [c].

 

 

На фланелеграфе дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [c].

 

Идут Соня с Захаром дальше, но тут на пути им встретился «Буквогрыз». (появляется на экране) Не пустит их дальше, если они не покажет буквы, которыми обозначаются звуки [с-з].

Выберите нужные буквы для этих звуков (фланелеграф с разными буквами).

 

 

 

На фланелеграфе дети отбирают буквы з-с.

 

Вы молодцы, теперь Соня и Захар могут идти дальше, но тут вредный Буквогрыз опять встал на их пути (на экране появляется буквогрыз). Что мы сделаем в этой ситуации?

- Слушайте внимательно слова, будем зажигать волшебные фонарики с буквами. Покажите ту букву, какой услышите звук  в слове [з] или [c].

 

 

Дети делают выбор.

 

 

 

Игра «Фонарики»

Пока мы помогали Соне с Захаром, пошел снег, намело большие сугробы. Картинка снегопада.

Давайте расскажем стихотворение о снегопаде.

 

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно

Над деревьями кружит и над колокольней.

Каждый дом и каждый куст греет, одевает

Снеговая шубка и шапка снеговая.

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,

Укрывая белый свет белым одеялом,

Чтобы слева, впереди, позади и справа

Сладко спали до весны дерева и травы.

 

 

 

 

 Физминутка (речь с движениями)

 

Чтобы пройти дальше, Соне и Захару нужно расчистить сугробы. Хотите помочь им?

Если вы составите слова из букв на снежинках, сугробы исчезнут. (На фланелеграфе снежинки с буквами). Пойдем дальше в стану Грамматики.

 

 

 

На фланелеграфе составляют слова

Из букв.

 

Дошли Соня с Захаром до озера и увидели прорубь. Заглянули, а там рыбки золотые плавают. Поймаем рыбок! Но они не простые, на каждой рыбке картинка. Нужно определить какой звук в слове – [c] или [з]. Встают и играют по очереди.

 

 

 

 

Игра «Рыбки» с магнитной удочкой.

 

 Опять Буквогрыз не пускает нас. Он думает, что вы не знаете, как делить слова на слоги. А вы знаете?

Расскажите.

Я скажу слово, а вы произнесете его по слогам с хлопками (засада, записка, засыпал, завязать,

заноза)

 

 

 

Проговаривают слова

 

Пойдем дальше с Соней и Захаром. Но на пути появилась канава, а мост сломан. Если мы построим цепочку из  слов, получится мост, и можно перейти через канаву. Помните: какой последний звук в слове, на такой звук начинается следующее слово.

Молодцы!

 

 

Составляют цепочку слов из картинок.

 

Смотрите, снеговик!

Расскажем стихотворение о снеговике!

 

 

Речь с движением (физминутка)

 

Разозлился Буквогрыз, покраснел. Перевернул буквы. Уберите неправильную букву.(на полотне буквы парами, одна в зеркальном отображении)

 

Дети убирают по очереди неправильно повернутую букву.

 

А Буквогрыз все не успокаивается. Покусал буквы на части. Соберите из частей буквы.

 

 

Дети собирают буквы.

 

Ну вот и дошли Соня с Захаром до  замков Твердыша и Мякиша. Это вы помогли им!  Вы много уже знаете, теперь Соня с Захаром будут учиться и тоже много узнают о звуках и буквах.

Скажите, какие звуки вы слышали чаще?

А какие буквы вам чаще встречались?

Вам понравилось путешествие?

 

 

 

 

Дети отвечают

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspakt_petruninoy_e.v.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Коррекционное занятие учителя-логопеда

Петруниной Елены Викторовны

«Сказка-путешествие в страну Грамматики»

Дифференциация  звуков [c] и [з]»

с дошкольниками подготовительной группы

Санкт-Петербург

2020 год

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Дифференциация звуков [c]-[з] в процессе обобщения элементарных грамматических представлений у дошкольников с ОНР через интеграцию всех образовательных областей.

ЗАДАЧИ:

1.Коррекционно-образовательные:

- совершенствование артикуляторной моторики

- развитие фонематического восприятия;

- развитие фонематических представлений;

- развитие фонематического анализа и синтеза слов;

- развитие слогового анализа и синтеза слов;

- совершенствование звуко-буквенного анализа слов;

- развитие слухового внимания;

- уточнение характеристик звуков [c]-[з];

- закрепление правильного произношения звуков [с]-[з];

2.Коррекционно-развивающие:

- развитие навыка речеслуховой и произносительной дифференциации звуков [с]-[з];

- развитие памяти, внимания, мышления, слухового восприятия;

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие зрительного восприятия;

3.Коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения выслушать товарища;

- воспитание усидчивости;

- воспитание умения работать в коллективе;

- воспитание самоконтроля и самокоррекции;

- воспитание личностных качеств (усидчивость, сознание);

- воспитание познавательного интереса к обучению;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметные картинки, наборное полотно, раздаточный материал, магнитная удочка,

коллажи для сказки, буквы, слоги; экран;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- сформированы понятия по характеристикам звуков [с]-[з];

- сформирован навык слогового чтения;

- сформированы понятия твердости-мягкости согласных звуков;

- сформированы понятия глухости-твердости согласных звуков;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие;

ТЕХНОЛОГИИ:

Игровая технология, информационные и коммуникационные технологии;

Примерный ход коррекционного занятия

       Деятельность логопеда

             Деятельность детей

- Я прошу сесть того, кто назовет первый звук своего имени.

 Называют свои имена и первый звук имени.

Это Захар и Соня, они  попали в страну Грамматики, и им надо помочь дойти до замков королей, где они будут учиться.

-Ребята, хотите отправиться в путешествие по стране Грамматике вместе с ними?

Вот и  пришел наш черед. Ученье в дорогу зовет,
 Покажем, что мы грамотеи! Собираемся в путь скорее.
Пусть узнает весь белый свет,
Что лучше грамматики, ничего нет!

Дают ответ.

- В стране Грамматике живут  два короля.

Вспомните,  как их зовут?

Дают ответ.

- Что еще есть в этой волшебной стране?

- А еще в стране Грамматике живет злой «Буквогрыз», который не хочет никого пускать в волшебную страну. На экране появляется «Буквогрыз».

Дают ответ.

- Нам нужно помочь Соне и Захару дойти до замков, в которых живут Твердыш и Мякиш. На пути нам встретятся различные препятствия, которые вы, наверняка преодолеете, и поможете Захару и Соне.

Вы готовы идти?

Реакция детей.

Чтобы начать путь, нужно выполнить задание. Подскажите Соне, что вы знаете о звуке [с].

Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук? Как вы узнаете, глухой звук или звонкий?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Вы сказали, что этот звук можно произносить твердо или мягко. Давайте проверим. Я скажу звук твердо, а вы мягко: са- …, со- …, су-…, сы-…, сэ-…

Дети произносят слоги.

Подскажите Захару, что вы знаете о звуке [з].

Что происходит в ротике, когда мы говорим этот звук?

Дети отвечают.

Проверим как звук [з] звучит в слогах. Я скажу слог с мягким [з], а вы с твердым: зя-…, зё-…, зю-…, зи-…, зе-…

Поизносят слоги.

Идут Соня с Захаром, идут и дошли до леса.(экране картинка леса с избушками.)

В том лесу жили лиса и заяц, каждый в своей избушке. Они дружили и ходили друг к другу в гости, ведь и это волшебная страна.

Собралась лиса к зайцу, в гости нужно взять подарки. Помогите лисе подобрать предметы для зайкиного дома со звуком [з].

На фланелеграфе по очереди выбирают картинки, в названии котопых есть звук [з].

Настала очередь лисы приглашать к себе зайца. Подскажите, какое угощение принес Заяц? Найдите предметы со звуком [c].

На фланелеграфе дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [c].

Идут Соня с Захаром дальше, но тут на пути им встретился «Буквогрыз». (появляется на экране) Не пустит их дальше, если они не покажет буквы, которыми обозначаются звуки [с-з].

Выберите нужные буквы для этих звуков (фланелеграф с разными буквами).

На фланелеграфе дети отбирают буквы з-с.

 

Вы молодцы, теперь Соня и Захар могут идти дальше, но тут вредный Буквогрыз опять встал на их пути (на экране появляется буквогрыз). Что мы сделаем в этой ситуации?

- Слушайте внимательно слова, будем зажигать волшебные фонарики с буквами. Покажите ту букву, какой услышите звук  в слове [з] или [c].

Дети делают выбор.

Игра «Фонарики»

Пока мы помогали Соне с Захаром, пошел снег, намело большие сугробы. Картинка снегопада.

Давайте расскажем стихотворение о снегопаде.

 

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно

Над деревьями кружит и над колокольней.

Каждый дом и каждый куст греет, одевает

Снеговая шубка и шапка снеговая.

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,

Укрывая белый свет белым одеялом,

Чтобы слева, впереди, позади и справа

Сладко спали до весны дерева и травы.

 Физминутка (речь с движениями)

 

Чтобы пройти дальше, Соне и Захару нужно расчистить сугробы. Хотите помочь им?

Если вы составите слова из букв на снежинках, сугробы исчезнут. (На фланелеграфе снежинки с буквами). Пойдем дальше в стану Грамматики.

На фланелеграфе составляют слова

Из букв.

Дошли Соня с Захаром до озера и увидели прорубь. Заглянули, а там рыбки золотые плавают. Поймаем рыбок! Но они не простые, на каждой рыбке картинка. Нужно определить какой звук в слове – [c] или [з]. Встают и играют по очереди.

Игра «Рыбки» с магнитной удочкой.

 

 Опять Буквогрыз не пускает нас. Он думает, что вы не знаете, как делить слова на слоги. А вы знаете?

Расскажите.

Я скажу слово, а вы произнесете его по слогам с хлопками (засада, записка, засыпал, завязать,

заноза)

Проговаривают слова

Пойдем дальше с Соней и Захаром. Но на пути появилась канава, а мост сломан. Если мы построим цепочку из  слов, получится мост, и можно перейти через канаву. Помните: какой последний звук в слове, на такой звук начинается следующее слово.

Молодцы!

Составляют цепочку слов из картинок.

Смотрите, снеговик!

Расскажем стихотворение о снеговике!

Речь с движением (физминутка)

Разозлился Буквогрыз, покраснел. Перевернул буквы. Уберите неправильную букву.(на полотне буквы парами, одна в зеркальном отображении)

Дети убирают по очереди неправильно повернутую букву.

А Буквогрыз все не успокаивается. Покусал буквы на части. Соберите из частей буквы.

Дети собирают буквы.

Ну вот и дошли Соня с Захаром до  замков Твердыша и Мякиша. Это вы помогли им!  Вы много уже знаете, теперь Соня с Захаром будут учиться и тоже много узнают о звуках и буквах.

Скажите, какие звуки вы слышали чаще?

А какие буквы вам чаще встречались?

Вам понравилось путешествие?

Дети отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Презентация "Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста"

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя –логопеда с детьми дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста»

Презентация на тему здоровья сбережения, использование здоровьесберегающих технологий...