ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ
Дидактическая игра-занятие «Помоги зайчихе собрать овощи»
(Младшая группа)
Задачи:
- Развивать лексикон по теме «Овощи».
- Обучать изменению имен существительных единственного числа по падежам (винительный падеж) с окончанием –У.
Оборудование: плоскостное изображение корзины, плоскостные изображения овощей: морковь, редис, свекла, тыква, капуста, картошка, репа.
Ход игры.
Логопед
Дети
1. Организационный момент.
2. Активизация речи детей. - Мама-зайчиха решила сварить суп своему сыночку. Давайте поможем ей собрать овощи. (Логопед раскладывает перед собой плоскостные изображения овощей.) - Это свекла. Что это? - Это капуста. Что это? - Это репа. Что это? И т.д.
(Дети повторяют названия овощей.)
3. Формирование навыка употребления именсуществительных единственного числа в винительномпадеже.
- А теперь попросите у меня что-нибудь, чтобы положить в корзинку. Послушайте, как просит зайчиха: «Дайте морковку», (Логопед дает морковку.) «Дайте свеклу». (Логопед дает свеклу.)
- Дайте морковку. - Дайте свеклу.
(Все овощи ребенок складывает в корзину.)
[5, с.51]
Дидактическая игра-занятие «Собираем урожай» Средняя группа)
Задачи:
- Закреплять представления об овощах и фруктах.
- Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
Оборудование: макеты фруктовых деревьев, грядок с изображением ботвы от овощей, картонные муляжи лейки, лопаты, корзины, магнитофонная запись с ритмичной музыкой, костюм «бабушки» (для взрослого)
Ход игры.
Логопед
Дети
- Организационный момент.
Логопед предлагает съездить в деревню к «бабушке» и помочь ей убирать урожай.
(Имитируют поездку на поезде вместе с логопедом.)
2. Беседа.
(Навстречу выходит «бабушка» (воспитатель), логопед предлагает детям с ней поздороваться. «Бабушка» радуется встрече и просит детей отдохнуть и повеселиться в деревне.) -Нет, бабушка! Мы приехали трудиться, А не прыгать, веселиться. Не хотим тебе мешать, Лучше будем помогать.
- Здравствуй, бабушка!
3. Активизация предикативного словаря.
«Бабушка» - Как же вы будете мне помогать? Логопед предлагает детям рассказать, что они будут делать:
- Будем землю мы ....
Будем грядки ....
Будем фрукты ....
«Бабушка»: «Ну, пойдемте. Сейчас я ....
Логопед останавливает «бабушку»:
- Нет. Ты устала, посиди.
Телевизор посмотри
И немножко отдохни.
- Копать.
- Поливать.
- Собирать.
4. Активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты».(Логопед предлагает детям рассмотреть огород и сад, узнать, что в нем растет.)
(Дети называют расположенные на макетах деревьев фрукты затем - овощи, растущие на грядках.)
5. Формирование умения употреблять в речи сложную форму глаголов будущего времени.
-Как же нам помочь «бабушке» убрать весь этот урожай? Давайте каждый из вас расскажет, что он будет делать (возможны наводящие вопросы логопеда: «Что ты будешь делать? Чем ты это будешь делать?»)
- Я буду копать лопатой. - Я буду рвать фрукты.
- Я буду поливать огурцы лейкой и т.д.
6. Физкультминутка.
- А теперь давайте за работу. Чтобы нам было веселей работать, будем делать это под музыку.
(Под ритмичную музыку совершают характерные движения, имитирующие названные действия.)
7. Формирование умения употреблять в речи глаголы совершенного вида. (Музыка заканчивается. Логопед говорит, как он работал и просит каждого ребенка рассказать, что тот делал.) - Я полила огурцы. А что сделал ты?
- Я вскопал грядку.
- Я полила морковку.
- Я вытащил репку.
- Я сорвал огурцы.
8. Подведение итогов занятия. Логопед предлагает детям вместе вспомнить, что они делали у бабушки:
- Лена....
- Вася ...
- Дима....
- Аня ...
- Бабушке мы помогали, урожай мы весь собрали.
9. Оценка деятельности детей. (Бабушка хвалит детей за работу и предлагает приехать к ней на следующий урожай.)
10. Организованное окончание занятия. (Логопед вместе с детьми «уезжает домой».)
копала грядку и вскопала всю землю.
Рвал огурцы и сорвал все эти овощи.
Поливал помидоры и все их полил.
Собирала груши и собрала их целую корзину.
[5, с.51-53]
Дидактическая игра-занятие «Чудо-дерево»
(Старшая группа)
Задачи:
- Совершенствовать лексикон теме «Осень».
- Совершенствовать навыки употребления единственного и множественного числа имен существительных с именами прилагательными в косвенных падежах (без предлога и с предлогами).
- Совершенствовать навык согласования относительных прилагательных с суффиксом -ов с именами существительными.
Оборудование: панно «чудо-дерево» и листья разных пород деревьев (клена, березы, осины, дуба), вырезанные из картона.
Ход игры.
Логопед
Дети
1 .Организацоннный момент.
2. Беседа. (Перед детьми выставляется панно «чудо-дерево» с листьями.) - Ребята, осень пришла и разукрасила вселистья на деревьях. Особо красивым получилось «чудо-дерево». Рассмотрите его внимательно. Почему его можно назвать именно так?
(Дети рассматривают и замечают листья различных пород на одном дереве.)
3. Формирование навыка образования относительных прилагательных от имен существительных.
- Отгадайте, с каких деревьев слетели эти листочки?
- Как можно назвать листья дуба? Какие они?
- Листья березы?
- Листья клена?
- Листья осины?
- С дуба (березы, клена, осины).
- Дубовые.
- Березовые.
- Кленовые.
- Осиновые.
4.Формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными.
- Пусть каждый снимет по два одинаковых листика с дерева и встанет в круг.
- Представьте, что вы - листья. Слушайте меня и выполняйте то, что я скажу.
- Подул сильный ветер и сорвал кленовые листья с дерева.
- Каких листьев не стало?
- Какие листья остались?
- Теперь каждый превратится в листик найдет себе пару по цвету.
Логопед обращается к каждой паре детей:
- Кленовый листик, с каким листиком ты стоишь рядом?
- Березовый листик, с каким листиком ты рядом стоишь?
-А теперь поменяйтесь листиками.
- Кому ты дал осиновый листик?
- Кому ты дал дубовый листик?
(Дети снимают с дерева листья и встают в круг.)
(Приседают дети, держащие кленовые листья.)
- Кленовых листьев не стало.
- Остались березовые, дубовые, осиновые листья.
(Дети находят парные листочки.)
- Я стою рядом с дубовым листиком.
- Я стою рядом с осиновым листиком.
- Березовому листику.
- Кленовому листику.
5. Физкульминутка.
- А сейчас мы будем изображать листопад.
- Листопад, листопад, листья осенние летят.
(Дети подбрасывают листья, дуют на них, листья падают.)
(Дети повторяют слова.)
6. Обобщение пройденного.
- Дети, с какими листиками мы сегодня играли?
- С какого дерева они к вам слетели?
- Почему его так называют?
- Давайте заново украсим его осенними листиками
7. Организованное окончание занятия.
- С кленовыми, березовыми,
дубовыми, осиновыми листиками.
- С «чудо-дерева».
- На нем растут разные листочки.
- Дети подходят к дереву и прикрепляют листочки.
[1, с.49]
Дидактическая игра-занятие «Фрукты»
(Подготовительная группа)
Задачи:
- Закреплять лексикон по теме «Фрукты».
- Познакомиться суффиксальным способом образования имен прилагательных.
- Совершенствовать навык дифференциации и образования имен существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения.
Оборудование: большой и маленький мячики, картинки с изображением фруктов различных размеров.
Ход игры.
Логопед
Дети
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Дети, давайте вспомним какое время года наступило?
- Что созревает осенью в наших садах?
- Осень.
- В саду созревает (-ют)
урожай (фрукты).
3. Закрепление лексикона по теме «Фрукты», уточнение значений слов.
-Сейчас я загадаю вам загадки о фруктах, а вы отгадайте их:
Само с кулачок
Красный бочок,
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.
- Что это?
- Как вы догадались?
- Молодцы. Тогда отгадайте еще одну загадку.
Ты очень красивый,
Оранжевый шар
Тебя я начищу,
По долькам раздам.
- Что это?
- Как вы догадались?
- Скажите, апельсины созревают в наших садах?
- А где?
- Какие еще фрукты созревают только в теплых странах?
- Яблоко.
- Потому что яблоко
размером с кулачок, один бочок - красный, на вкус
яблоко - сладкое.
- Апельсин.
(Дети отвечают.)
- Апельсины не созревают
в наших садах. Они созревают в садах теплых стран.
- Ананасы, бананы, киви.
4. Формирование навыка образования сравнительной степени имен прилагательных.
- Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.
- Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а (из каких?).
- Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а (каким?).
- Рома купил лимон не просто кислый, а (какой?).
- Из сладчайших.
- Вкуснейшим.
- Кислейший.
5. Формирование навыка образования именсуществительных с помощью суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и
значением увеличения.
- Молодцы. А из каких фруктов можно сварить сладчайшее варенье?
- Посмотрите, у меня большой и маленький мячики. Я назову фрукт и брошу мячик. Кому я брошу маленький мячик - тот назовет этот фрукт ласково. Кому я брошу большой мячик - тот назовет этот фрукт преувеличенно большим. Например: апельсин - апельсинчик - апельсинище. (Аналогично проводится работа со словами: лимон, слива, банан.)
- Из яблок, груш, слив,
апельсинов.
(Дети выполняют задание.)
6. Подведение итогов занятия.
- Молодцы, ребята. Видите, как много есть фруктов и как по-разному можно их назвать.
7. Оценка деятельности детей.8. Организованное окончание занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект дидактической игры - занятия "Кто как кричит". 1 младшая группа
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,...
Конспект дидактической игры - занятия в средней группе "Угадай на вкус"
В конспекте прописаны цели изадачи, деятельность воспитателя и детей, игровые действия и правила, а также методы и приёмы игры....
дидактическая игра занятие по игровой деятельности
продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем;объединять в игре с куклой игровые действия несложным сюжетом;продолжать учить...
Конспект дидактической игры-занятия в первой младшей группе «Домашние животные и их детёныши»
Конспект дидактической игры-занятия в первой младшей группе «Домашние животные и их детёныши»...
Дидактическая игра-занятие по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Напоим куклу Катю чаем"
Материал может быть использован педагогами ДОУ как конспект итогового мероприятия во 2 младшей группе по теме недели "Посуда"....
Конспект дидактической игры - занятия "Чьи детки?
Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнятся в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного...