Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хакимова Диана Вадимовна

Конспект представляет собой методическую разработку по формированию и расширению семантического поля слова "город".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе  группе

Тема: Формирование «семантического поля», развитие валентностей слов и функции словоизменения.

                                                             

     

                                                    Подготовила учитель-логопед

              Хакимова Д. В.

                                                     

Тема: Формирование «семантического поля» слова «город», развитие валентностей слов и функции словоизменения.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи :  

- уточнять, расширять, активизировать словарь детей по теме «Город»;

- развивать валентности слов;

- совершенствовать навык словообразования (образование однокоренных слов);

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными множественного числа  в  родительном падеже;

- побуждать детей к высказыванию полной, развернутой фразой;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза (решение ребуса);

- развивать дикцию, чёткость звучания речи (проговаривание чистоговорки);

- развивать умение рассуждать, делать простые выводы;

- развивать произвольность, навык самоконтроля за правильным

  звукопроизношением;

- развивать восприятие, воображение, внимание, память;

- развивать согласованность речевой и двигательной деятельности;

Воспитательные задачи:

- воспитывать патриотизм, любовь к родному городу;

- воспитывать любознательность;

- воспитывать  культуру речевого общения детей друг с другом и с

  педагогом.

Оборудование:  презентация, проектор, мяч,  наглядное пособие – коллаж «Родной город»

Ход занятия и методические приёмы:

  1.    Организационный момент:

- Приветствие гостей. Напоминание о необходимости контроля за звукопроизношением.

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы. Проблемная ситуация:

- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия зашифрована в ребусе. Попробуйте разгадать его. (Город) Слайд 1,2

- Сколько слогов в слове «город». Почему?

  2. Объяснение понятия, этимология слова, обогащение словаря однокоренными словами      Беседа с показом слайдов.

     - Ребята, что такое «город»? (ответы детей)

- Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Первоначально слово «город» означало «забор», «ограда». В давние времена люди строили свои поселения на возвышенностях, но всё равно существовала опасность нападения врагов, диких животных. Люди старались разными способами защитить, оградить свои поселения от врагов и диких животных. Они строили ограды. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной или забором. (слайд 3). Вы слышите в словах «огородить»«огораживать», «ограда» знакомое слово?

- В сказках, былинах город по-старинному называли град: Киев-град, Москва-град. Потом от старинного слова «град» образовалось современное слово «город». 

-А есть еще одно слово, которое образовалось от слова «город» - городище. Знаете ли вы, что такое «городище»? Это остатки укрепления древнего города (слайды 4). Город уже разрушился, а остались только следы.

-Есть еще одно  слово - «пригород». Что это такое? «Пригород» - это населённый пункт, расположенный очень близко к городу, «при городе». (слайд 5)

- Как говорят про маленький город? (Городок) (Слайд 6)

- Как называют объекты, расположенные в городе? (Городские)

- Как называют людей, которые живут в городе? (Горожане, горожанин, горожанка) (слайд 7)

- Как разрослось наше слово «город», сколько слов - родственников мы сейчас назвали! Давайте припомним  их (город, град, огородить, городище, пригород, городок, городской, горожане)

3. Развитие дикции. Проговаривание чистоговорки.

       - Попробуйте проговорить чистоговорку не торопясь, чётко     проговаривая все звуки:

                      Тех, кто в городе живут,

        Горожанами зовут.

– Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как и у человека.  А в каких городах вы бывали?

- Как называется город, в котором мы живем?

  5. Согласование прилагательных с существительными в роде. Упражнение в подборе существительных к прилагательному с учетом родового окончания. 

- Что есть в городе? (В городе есть дома, дороги, магазины, больницы, поликлиники, театры, школы, детские сады…)

- Ребята, а теперь послушайте внимательно и ответьте, про что можно так сказать:

Городской - дом, парк, фонарь, театр, магазин, детский сад, транспорт.

Городская - школа, улица, площадь, дорога, больница, поликлиника.

 6. Динамическая пауза. Речевая игра малой подвижности.

Это город. Как высок он!

(Дети делают круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх).

Сколько крыш и сколько окон.

(Смыкают руки над головой, «распахивают» руки).

Город наш такой большой.

(Движение руками снизу – вверх и в стороны).

Он уютный и живой.

(«Обнимают» себя, бегут на месте).

Город дышит и растет.

(Делают глубокий вдох-выдох, приседают и медленно поднимаются на носочках, поднимая руки вверх).

Он сверкает и цветет.

(Движения кистями рук «фонарики», «распускаются цветы»).

Город улыбается.

(Улыбаются друг другу).

Он нам очень нравится!

(Руки вперед, большой палец вверх).

7. Согласование прилагательных с существительными множественного числа в родительном падеже. Дидактическое упражнение «Скажи про много» (с мячом).

              Просторная улица – много просторных улиц

              Широкая дорога – много широких дорог

              Многоэтажный  дом – много многоэтажных домов

              Уютный парк – много уютных парков

              Уличный фонарь – много уличных фонарей

              Яркая витрина – много ярких витрин

              Новый детский сад – много новых детских садов

              Большой магазин – много больших магазинов

              Современная школа – много современных школ

              Красивый театр – много красивых театров 

              Театральная скамейка – много театральных скамеек

              Большой город – много больших городов

              Счастливый горожанин – много счастливых горожан.

8. Активизация антонимов. Упражнение с демонстрацией слайдов.

- Города бывают разные. Посмотрите на экран и назовите, какие бывают города:

Город большой – город маленький (слайд 8)

Город современный – город старинный (слайд 9)

Город чистый – город грязный (слайд 10)

Город тихий – город шумный (слайд 11)

Город весёлый – город грустный (слайд 12)

Город интересный – город скучный (слайд 13)

Город многоэтажный – город малоэтажный (слайд 14)

Город родной – город чужой (слайд 15)

9. Активизация синонимов:

- «Назови другими словами»:

Большой город - огромный, крупный

Красивый город – прекрасный, замечательный

Маленький – крохотный, крошечный

10. Развитие словесно – логического мышления.

  • Объяснение выражений.

- Ребята, есть такое выражение, как вы думаете, когда так говорят?

Город растёт, развивается. (Строятся  новые дома, увеличивается городская территория, увеличивается население)

Город уснул. (Наступила ночь, не ходят прохожие, не ездит транспорт, погасли окна в домах)

Город просыпается. (Начинают ездить машины, ходят прохожие, слышны звуки)

Город молодеет. (Много детей, молодых людей, строят много современных домов)

Город стареет. (Много стариков, старые дома, которые не ремонтируют, они разрушаются)

Город умирает. (Город разрушается, жители уезжают)

- Как вы думаете, если город растет, засыпает и просыпается, молодеет или стареет, то город живой или не живой?

Вывод: Да, город – это живой организм.

  • Объяснение пословиц.

 Смелость города берёт (Побеждает смелый. Чтобы чего-то добиться, нужно быть смелым)

Язык до Киева доведёт. (Расспрашивая людей, можно добраться куда угодно, даже если не знаешь адреса)

11.Актуализация знаний. Сюрпризный момент.

- Ребята, на картине изображён какой-то город, но он скрыт забором, ограждением. Чтобы открыть его, нужно вспомнить родственные слова к слову «город».

- Узнали ли вы, что за город появился на картине?

- По каким достопримечательностям вы узнали наш город, назовите их.

12. Развитие связного высказывания.

- Мы сегодня много говорили про города. Расскажите,  каким бы вы хотели видеть наш город. Что нужно для этого сделать?

 (Я хочу, чтобы мой город был чистым, красивым, интересным городом, чтобы в нём строились новые дома, чтобы город молодел и развивался. Для этого нужно не мусорить, любить свой город, посадить деревья, цветы, построить фонтаны, парки, хорошо учиться)

  1.  Заключительная часть.

Итог. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня? - А что вам понравилось?

В подготовке конспекта были использованы материалы интернет-сайтов:

https://lexicography.online/etymology/г/город

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/07/20/gorod-moy-lyubimyy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...