"Сказочные путешествия Веселого Язычка"
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных путешествий Веселого Язычка по сказкам в сопровождении изготовленных книжек-малышек, помогут вызвать интерес любого ребенка к многократному выполнению однообразных упражнений, закрепляя и совершенствуя их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
артикуляционная гимнастика в сказках | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказочные путешествия Веселого Язычка»
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Точность, сила и дифференцированность артикуляционных движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются:
· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать в ее выполнение элементы игры и сказки. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников, а сказка очень близка детям. Использование игровых моментов и сказочных сюжетов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно, сохранить интерес к выполнению однообразных упражнений и движений органов речи, вызывать желание многократно выполнять разучиваемые движения, тем самым закрепляя и совершенствуя их.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных путешествий Весёлого Язычка по сказкам, вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). А совместное красочное оформление ребенком и взрослым предлагаемых сказок в виде книжек-самоделок и дальнейшее использование в коррекционной работе повышает интерес к выполнению артикуляционной гимнастики, делая ее привлекательной, доступной и полезной для ребенка, позволяет достичь желаемого результата в короткие сроки.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не получаются с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Вот основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.
Также следует иметь в виду, что для постановки какой-либо группы звуков необходимо выполнять определённый комплекс упражнений. Например, для постановки шипящих и сонорных звуков необходимо научить ребёнка удерживать язык за верхними зубами, выработать плавную воздушную струю.
Предлагаем вашему вниманию несколько комплексов артикуляционной гимнастики на основе русских народных сказок и сказок отечественных и зарубежных писателей, которые могут использоваться как логопедом на индивидуальных занятиях, так и в коррекционном часе с педагогами и домашней работе с родителями.
РЕПКА
(артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков)
Жил-был дед. Жили с ним бабка да внучка, кошка и мышка да собака Жучка. Жили они в большом красивом доме (Показать руками крышу над головой). Посадил дед репку в огороде за забором (улыбнуться, зубы видны - упр. «Заборчик»). Каждый день ходил поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая (надуть щеки «Пузырь»). Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу – упр. «Лопатка»). Копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул (упр. «Катушка»). Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит (пошлепать зубами и губами по языку: та-та-та, пя-пя-пя). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали внучку, а внучка пол подметает в домике (упр. «Чистим нижние зубки»). Услышала, что ее зовут и поспешила на помощь - на лошадке скачет дедушке с бабушкой помочь упр. «Лошадка»). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали Жучку. Жучка спешит, торопиться деду помочь, хвостиком виляет (упр. «Часики»). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает (упр. «Кошечка лакает молоко»). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут (упр. «Улыбка»). Выглянула мышка из норки, посмотрела по сторонам, кто же ее разбудил (открыть рот, язычок смотрит «вправо-влево, вверх-вниз») и поспешила на помощь. Тянут-потянут, вытянули репку (упр. «Катушка» и «Пузырь»)! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная (облизать верхнюю и нижнюю губу)!
КОЛОБОК
(артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков)
Жили-были старик (упр. «Дудочка») со старухой (упр. «Улыбка»). Попросил старик испечь колобок. Старуха по амбару помела (упр. «Чистим зубы»), по сусеку поскребла (упр. «Маляр»), замесила тесто на сметане (пошлепать зубами и губами по языку: та-та-та, пя-пя-пя - упр. «Месим тесто») и спекла колобок (положить язычок на нижнюю губу – упр. «Лопатка»). Посадила колобок на окошечко студить (упр. «Окошечко»), а сама села чай пить (упр. «Чашечка»). Колобок полежал-полежал, да и покатился (упр. «Фокус»). Катится колобок, а навстречу ему зайчик прыгает (упр. «Качели»). Увидел колобка и говорит: Колобок, Колобок, я тебя съем (упр. «Вкусное варенье»). Не успел колобка зайчик съесть – укатился колобок (упр. «Фокус»). Катится колобок дальше, а навстречу ему волк, зубами от голода стучит (произношение Т-Т-Т при открытом рте). Увидел колобка и говорит: Колобок, Колобок, я тебя съем (упр. «Вкусное варенье»). Убежал колобок и от волка (упр. «Фокус»). Катится колобок, катится, а на встречу ему медведь идет, пыхтит (произношение ТШШ-ТШШ-ТШШ при открытом рте). Увидел колобка и говорит: Колобок, Колобок, я тебя съем (упр. «Вкусное варенье»). И от медведя колобок укатился (упр. «Фокус»). Повстречалась колобку лиса (упр. «Часики»). Сел колобок лисе на нос, а лиса его Ам! и съела! («Чашечка» медленно задвигается в рот).
ТЕРЕМОК
(артикуляционная гимнастика для постановки звуков Р, РЬ)
Стоял в поле теремок, вот такой (Показать руками крышу над головой). Вокруг теремка был забор, вот такой (упр. «Заборчик»). В домике окошки - вот такие (упр. «Окошечко»). Бежала по лесу мышка (упр. «Иголочка»). Увидела мышка теремок, постучала: д-д-д. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (шлепать по язычку губами: пя-пя-пя.) Устала, легла отдохнуть (упр. «Лопатка»). Скачет лягушка: прыг-прыг (упр. «Лошадка»). Зашла лягушка в теремок и стали они с мышкой печку разжигать (упр. «Комарик»). Мимо скачет зайка, прыг-скок (упр. «Качели»). Пустили зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает (упр. «Чистим верхние зубки»). Стала лиса жить в теремке. Идет по лесу волк, зубами стучит: д-д-д (упр. «Дятел»). Тянет шею, смотрит, нет ли охотников. (упр. «Грибок»). Пустили волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает (упр. «Болтушка»). Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу (упр. «Грибок»). Теремок заскрипел – и развалился (произнести др-р-р). Все звери разбежались.
ПУЗЫРЬ, СОЛОМЕНКА И ЛАПОТЬ
(артикуляционная гимнастика для постановки звуков Л, ЛЬ)
Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки) и Лапоть (упр. «Лопатка»). Утром друзья всегда выходили за забор (упр. «Заборчик») и грелись на солнышке (упр. «Лопатка»). Потом они шли вместе чистить зубы (упр. «Чистим верхние зубы»). Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком). После завтрака Лапоть садился на лошадку (упр. «Лошадка»), ехал в лес за грибами (упр. «Грибок») и через болото возвращался домой (упр. «Ходим по болоту»). Соломинка оставалась хозяйничать в доме: красила потолок (упр. «Маляр»), подметала пол (упр. «Чистим зубки»). А Пузырь в это время шел на улицу качаться на качелях (упр.»Качели»). Наконец-то, закончив все свои дела, друзья шли кататься на лодке (упр. «Парус»), на пароходе (произношение звука Ы) и на самолете (произношение звука Л).
«КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ»
(артикуляционные упражнения для постановки звука р)
Высоко на крыше живет Карлсон (Дети тянуться кончиком языка к носу) Он веселый и толстый (Улыбка, надуть щеки) Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку (Артикуляционные упражнения «Качели, Часики») Потом он умывается (Облизывание губы по часовой стрелке и против нее) Наводит чистоту в своем домике на крыше (упр. «Чистим зубы») Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем. (упр. «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье») После завтрака Карлсон заводит моторчик (упр. «Болтушка», «Дятел», «Комарик»). Моторчик сломался – не заводится. Карлсон смазывает моторчик медом (упр. «Вкусное варенье»). Проверяет, крепкий ли мотор (упр. «Грибок) Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу (произносить: др-р-р-р)
«МУХА-ЦОКОТУХА»
(артикуляционные упражнения для постановки звука Ш, Ж)
Муха, Муха – Цокотуха,
позолоченное брюхо.
(упражнение «Окошечко»)
Муха по полю пошла,
(упражнение «Лошадка»)
Муха денежку нашла
(упражнение «Грибок»)
Пошла Муха на базар
(упражнение «Лошадка»)
И купила самовар
(надувают щеки)
Приходите, тараканы,
я вас чаем угощу»
(упражнение «Вкусное варенье»)
Тараканы прибегали
все стаканы выпивали
(упражнение «Чашечка»)
Приходила к Мухе бабушка-пчела,
(упражнение «Комарик»)
Мухе-Цокотухе меду принесла
(упражнение «Чашечка»)
Бабочка – красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье (упражнение «Вкусное варенье»)
Вдруг какой-то старичок- паучок (надувают щеки)
нашу муху в уголок поволок
(упражнение «Часики»)
Хочет бедную убить
(покусывают кончик языка зубами: та-та-та)
Цокотуху погубить
(покусывают кончик языка губами: пя-пя-пя)
Вдруг откуда-то летит
маленький комарик,
и в руке его горит
маленький фонарик.
(упражнение «Комарик»)
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
подлетает к пауку,
шпагу вынимает
(упражнение «Дятел»)
и ему на всем скаку голову срубает.
(произносят: дж-ж-ж)
Муху за руку берет
И к окошечку ведет
(упражнение «Окошечко»)
я злодея погубил,
я тебя освободил
(упражнение «Чашечка»)
и теперь, душа-девица,
на тебе хочу жениться!
(произносят: ш-ш-ш)
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
- Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.
- Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.
- Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
- Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочное путешествие
Новогоднее представление"Сказочное путешествие" Сценарий новогоднего праздника длясреднего и старшего возраста...
Конспект занятия "Сказочное путешествие"
Представлен конспект занятия, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста....
"Сказочное путешествие"
Занятие по развитию речи "Сказочное путешествие" , обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картин...
Сказочное путешествие
Конспект интегрированного занятия (с использованием компьютерной игры).Цель: Закрепление умений и знаний детей, полученных при изучении разделов «Элементарные математические представления» программы Л...
Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...
Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...
Сказочное путешествие для детей средней группы «О правах сказочных героев»
laquo;О правах сказочных героев»...