Способы словообразования и словоизменения, составление словосочетаний и предложений.
материал по логопедии
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_slovoobrazovaniya_i_slovoizmeneniya.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы словообразования и словоизменения, составление словосочетаний и предложений.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;
б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом -ниц(сахарница).
Образование существительных с суффиксом -инк(пылинка), с суффиксом -ин(виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в- вы-, на - - вы-;
глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и-без чередования (лисий);
б) относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;
в) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные
Образование названий профессий
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -ис чередованием (волчий);
б) относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
в) качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.
Формирование словообразования существительных.
А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик(с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности :
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом — домик, куст — кустик
нос — носик, халат — халатик
хвост — хвостик, лист - листик
карандаш — карандашик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз — тазик, гвоздь — гвоздик, клюв — клювик,
сад — садик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик(с. существительными мужского рода).
Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор — заборчик, костюм — костюмчик,
шкаф — шкафчик, стул — стульчик,
стакан — стаканчик, вагон — вагончик,
блин — блинчик, суп — супчик,
трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;
б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса –к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
лапа — лапка, мышь — мышка,
яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,
туча — тучка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба — шубка, капля — капелька,
береза — березка, книга — книжка,
корова — коровка, бумага — бумажка,
синица — синичка, рука — ручка,
страница — страничка, птица — птичка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк проводится в следующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
Аня — Анечка, Таня — Танечка,
Оля — Олечка, Соня — Сонечка,
Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;
6) словообразование неодушевленных существительных женского рода:
Лента - ленточка, тумба — тумбочка,
клумба -клумбочка, верба — вербочка,
звезда - звездочка, морда — мордочка.
5.Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, сестра — сестричка,
6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, еньк проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша — Машенька, Надя — Наденька,
Даша — Дашенька, Петя — Петенька,
Миша — Мишенька, Коля — Коленька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза — березонька, дядя — дяденька,
дочь — доченька, мама — маменька,
тетя — тетенька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:
рука — рученька, дорога — дороженька,
нога — ноженька.
7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед — дедушка, голова — головушка,
соловей — соловушка, зима — зимушка,
скворец — скворушка, рябина — рябинушка,
поле — полюшко;
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко, стекло — стеклышко,
солнце — солнышко, горло — горлышко,
зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -ицв существительных женского рода:
лужа — лужица, земля — землица,
кожа — кожица, роща — рощица;
— суффикс -ецв существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец,
письмо — письмецо;
— суффикс -цв существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце,
дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,
корыто — корытце, одеяло — одеяльце.
Б. Образование существительных с помощью суффикса –ниц -со значением вместилища (посуды)
1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп — супница, соус — соусница,
чай — чайница, салат — салатница,
сахар — сахарница, конфеты — конфетница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц -в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
хлеб — хлебница, пепел — пепельница,
сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница.
В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-
1.На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы — бусинка, дождь — дождинка,
пыль — пылинка, изюм — изюминка,
солома—соломинка, роса—росинка,
икра — икринка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох — горошинка, снег — снежинка,
чай — чаинка, песок — песчинка,
пух — пушинка.
Г. Образование названий детенышей животных и птиц
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слоил:
Гусь - гусенок - гусята,
Еж - ежонок - ежата,
лось - лосенок — лосята,
тигр - тигренок -тигрята,
лиса — лисенок — лисята,
слон — слоненок — слонята,
кот — котенок — котята,
ворона — вороненок — воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк — волчонок — волчата,
орел — орленок — орлята,
индюк — индюшонок — индюшата,
лев — львенок — львята,
медведь — медвежонок — медвежата,
белка - бельчонок — бельчата,
заяц — зайчонок — зайчата,
галка — галчонок — галчата,
кролик — крольчонок — крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца — ягненок — ягнята,
свинья — поросенок — поросята,
корова — теленок — телята,
собака — щенок — щенята,
лошадь — жеребенок — жеребята,
курица — цыпленок — цыплята.
Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:
- Словообразование существительных мужского рода:
— с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик, часовщик,
угольщик, танцовщик, сварщик,
стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик-
летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.
- Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница,
проводник — проводница, певец — певица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных
Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...
Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...
методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"
В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...
игры на словообразование и словоизменение
перечень игр по развитию словообразования и словоизменения...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи....
Тренажер для составления словосочетаний и предложений
Замечательные тренажёры для составления предложений, помогают развить речь, активизировать словарь. Можно использовать один глагол, а можно сортировать картинки к глаголам....