Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация (старшая группа)
Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leks_-_gram.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы, сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет до пяти тысяч слов. Если 4-5 летний ребёнок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и, естественно, родителей. Недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы, до развёрнутой речи с элементами лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. У таких детей словарный запас составляет около трёх тысяч слов, в нём отсутствуют или наличествуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: частей предметов и объектов, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных. В грамматическом строе распространены ошибки: в употреблении предлогов (Мама взяла книгу от полки), согласовании различных частей речи (Подошёл к два коня), построении предложений (Шёл Петя грибы лес собирать). В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развёрнутые смысловые высказывания отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Упражнение № 1 Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: имена существительные. Содержание. Взрослый называет предметы, которые находятся вокруг: в группе, в кабинете, в спальне, на улице, на даче, на участке детского сада и пр.— и просит ребенка повторять их названия. Примечание. Для создания игровой ситуации и активизации ребенка взрослый может предложить малышу задание-шутку. Показывая, например, на стул, взрослый спрашивает: «Это стол?». Дотрагиваясь до дивана, задает вопрос: «Это кровать?». И т.д. Помогать взрослому, а тем более исправлять его, ребенку понравится гораздо больше, чем повторять слова вслед за ним.
Упражнение № 2 Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: имена существительные. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова. Затем вместе с ребенком взрослый производит различные действия (топает, хлопает, прыгает, ползает, потягивается, поворачивается, поет, кружится и т. п.). После уточнения названия каждого действия взрослый, топая, спрашивает: «Я прыгаю?»; хлопая, задает вопрос: «Я кружусь?» Такая игровая ситуация побуждает малыша правильно называть действия.
Упражнение № 3. Цели. Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку (см. рис.), назвать все изображенные объекты и подумать:
Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает, летает)?
После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Здесь взрослый помогает малышу жестами, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, холодная; большой, сильный, косолапый, мохнатый). Вопрос будет звучать так:
Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать и т.д.)
Упражнение № 4. Цели. Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку (см. рис.), вспомнить то, что делает он сам утром дома, в детском саду, на улице и т.д., и сказать:
Что может делать мальчик? (прыгать, играть, есть, пить, лепить, рисовать, чистить зубы, строить, катать машинки, слушать музыку и т.д.). Каждое названное ребенком слово фиксируется с помощью любого счетного материала. Это дает возможность оценивать результат и прослеживать его улучшение в дальнейшем. Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам: Что может делать мама? девочка? собака? кошка?
Упражнение № 5. Цели. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по-другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку поиграть. Он рассказывает (см. рис.):
Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?
Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных: куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д. В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы существительного (например: туфлички, пальтичко, кресличко и пр.) взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант: туфлички или туфельки? И только если ребенок не может сделать выбор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ребенка несколько раз её повторить.
Упражнение № 6. Цели. Учить ребенка правильно образовывать форму родительного падежа единственного числа существительного с предлогом У. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы: — У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки). — У кого сильные руки? — У кого копыта? лапы? ноги? шерсть? щетина? рога? длинный хвост? длинные уши? когти? вымя? пятачок? полосатая шкура? пятнистая шкура? И т. п. Если ребенок отвечает существительным в именительном падеже или искажает нужную падежную форму взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор дает ребенку 2 ответа, например: У тигр или У тигра — как правильно? Если и после этого ответ ребенка неверен, взрослый предлагает малышу несколько раз повторить правильный вариант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы осуществить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не научится верно образовывать и употреблять данную падежную форму существительных.
Упражнение № 7. Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки (см. рис.) правильное, точное действие. - Рыбка к камню (отплыла или подплыла), от берега (переплыла или отплыла), всю реку (вплыла или переплыла). - Бабочка к цветку (отлетела или подлетела), с ветки на цветок (облетела или перелетела), вокруг капусты (влетела или облетела), в комнату (подлетела или влетела). - Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула), на бревно (прыгнула или отпрыгнула), с бревна (отпрыгнула или спрыгнула), от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула). Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.
Упражнение № 8. Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. Содержание. Взрослый наливает воду в стакан, берет чашку, кружку и лейку. Затем, произведя на глазах ребенка соответствующие действия, закрепляет значения слов: переливать, поливать, доливать, наливать, обливать, выливать, заливать, вливать, от-ливать, сливать.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать приставочный глагол.
Упражнение № 9. Цели. Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; продолжать учить ребенка выделять голосом предлог НА в предложении. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки (см. рис.) и отыскать, где спряталось «маленькое слово на», т.е. составить предложения только с предлогом на (Бабочка сидит на цветке и т. п.). Затем взрослый произносит предложения, составленные по данным картинкам, с предлогом на и без него (Муравей сидит под цветком; Паук сидит около гриба и т.д.) и каждый раз спрашивает: «Есть в моем предложении маленькое слово на или нет?» Как «провокационные» можно дать следующие предложения: Налетел ветер, закачал цветок. Или: Листок накрыл червяка. Или: Мама напомнила Васе полить нарциссы. И т.п. Если малыш говорит, что в этих предложениях есть «маленькое слово на», взрослому следует отчетливо, раздельно произнести каждое слово, а также напомнить правило о том, что «маленькое слово на» появляется тогда, когда предмет находится наверху, и еще раз проанализировать «провокационные» предложения.
Упражнение № 10. Цели. Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; учить ребенка составлять предложения по наглядной ситуации. Содержание. Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом на».
Упражнение № 11. Цели. Учить ребенка употреблять числительное ДВА или ДВЕ в соответствии с родовой принадлежностью заданного существительного. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на себя в зеркало и подумать: про что из частей тела мы можем сказать два? (плеча, локтя, уха, глаза, виска, колена, бедра и т.д.). Взрослому необходимо исправлять все допущенные малышом при подборе слов ошибки. Только когда большинство существительных мужского рода правильно названы, следует спросить: Про что из частей тела мы говорим две? (ноздри, щеки, коленки, пятки, брови, руки, ноги...). Для уменьшения числа ошибок полезно каждый раз при назывании существительного напоминать заданное числительное — два или две.
Упражнение № 12. Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога; образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (см. рис.), назвать все изображенные предметы, подумать, людям каких профессий нужны они для работы, и сказать об этом полным предложением. Например: Разделочная доска и нож нужны повару. Компьютер нужен бухгалтеру, инженеру, писателю и пр.
В этом упражнении важно сравнить 2 формы существительных — именительном и дательном падежей. Поэтому вопросы Кто работает с этими инструментами? и Кому они нужны? следует чередовать. Упражнение считается выполненным, когда предложения по всем картинкам составлены без ошибок.
Упражнение №13. Цели. Продолжать учить ребенка составлять 4-словное предложение без наглядной опоры с включением существительного в творительном падеже единственного числа; закрепить умение контролировать количество слов в предложении по схеме. Содержание. Взрослый объясняет малышу, что сейчас нужно будет составлять предложения по схеме (см. рис.). Затем четко, внятно задает вопросы: —Чем Вова ест котлеты? — Чем Таня ест бульон? — Чем мама наливает суп? — Чем Коля ловит рыбу? — Чем папа пилит дрова?
— Чем дедушка режет колбасу?
— Чем маляр красит стену?
— Чем художник рисует картину?
— Чем Катя клеит бумагу?
— Чем Женя пишет письмо?
— Чем мама мажет руки?
— Чем Нина открывает банку?
— Чем Люся моет руки?
— Чем Петя чистит зубы? и др.
Большое количество вопросов в этом упражнении необходимо, так как ошибки при употреблении творительного падежа существительных встречаются у детей часто и они стойкие. Значение всех выделенных, а также других малознакомых или непонятных ребенку слов подробно объясняется.
Упражнение № 14 Цели. Учить ребенка замечать и исправлять ошибку в согласовании местоимения и существительного. Содержание. Взрослый просит малыша посмотреть на картинку (см. рис.) и назвать все Незнайкины вещи. Он объясняет, что Незнайка ленивый мальчик, заниматься не любит и поэтому очень часто ошибается. Взрослый должен акцентировать внимание ребенка на том, что в тексте, который он сейчас прочтет, могут быть ошибки (без такой установки ребенку трудно психологически перестроиться). Затем взрослый читает Незнайкино письмо и просит малыша помочь исправить все ошибки:
Это мой комната. Мой кроватка стоит у окна. Моя стол стоит в углу комнаты. Мой ступ стоит около стола. Сегодня я торопился в школу и не нашел мой вещи. Ребята, помогите найти, где моя ранец, моя свитер, моя сапог и моя курточка.
Когда все ошибки в письме Незнайки исправлены, взрослый просит ребенка поучить Незнайку и подсказать ему, как правильно он должен сказать про все остальные предметы в своей комнате (подушку, вазу, мишку и т.п.): мой или моя.
Упражнение № 15. Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА. Содержание. Взрослый показывает малышу картинку (см. рис.) и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит малыша перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает ребенку, что за всеми животными нужно ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает малыша: — За кем ухаживали дети в живом уголке?
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог за.
Взрослый, показывая на каждый объект, вначале просит назвать его (именительный падеж существительного), а затем сказать, о ком заботятся люди (предложный падеж). Упражнение считается выполненным, когда ребенок составит предложения обо всех объектах на картинке без ошибок.
Упражнение № 16. Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Содержание. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства (см. рис.), перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чём заботятся люди на ферме.
Упражнение № 17. Цели. Учить ребенка правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе. Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать все предметы, изображенные на картинках (см. рис.), затем читает начало предложения и просит ребенка закончить его, чётко проговаривая окончание последнего слова. 1. (листок) Муравей сидел около...— Жук спрятался под...— Гусеница сидела на...— Божья коровка ползла к...— Муха села на... 2. (яблоко) Петя откусил кусок от...— Муха ползла по...— Восемь косточек было в...— Муха села на...— Муха сидела на...— Петя шёл с большим... 3. (книга) Много картинок было в...— Коля положил карандаш на...— Коля пришёл в гости с...— Мама не может ездить в метро без... 4. (машина) Пять человек сидело в...— Папа отошёл от...— Сосед купил новую...— Механик лежит под...— Пассажир сел в... 5. (полотенце) Пловец вытирался большим...— Купальщица завернулась в...— В бассейн нельзя ходить без...— Котёнок пробежал по...— Мама купила новое...— Много полосок было на...— Мыло лежало под... 6. (дерево) Птица сидела на высоком...— Ёжик отполз от...— Жук ползет по...— Пастух сидел под...— Осталось мало листьев на...— Все листья облетели с... 7. (кресло) Кот сидел на...— Собака спала под...— Петя положил газету на...— За столом не хватало одного...— Малыш постучал по...
Упражнение № 18. Цели. Учить ребенка составлять предложения и словосочетания с предлогом В, правильно употребляя этот предлог. Содержание. Взрослый показывает солонку и сахарницу, предлагает малышу назвать предметы и то, что в них обычно находится (соль и сахар), а затем подумать и перечислить: — Во что (в какую еду, в какие блюда) кладут соль, а во что — сахар? Ответы ребенка: Соль кладут в пюре. Соль кладут в кашу. Соль кладут в бульон {вермишель, запеканку, щи, борщ, рассольник, рис, солянку, салат, винегрет и т. п.). Примечание. Ответ целым предложением позволяет упражнять ребенка в правильном употреблении не только предлога в, но и глагола класть, который нередко искажается в речи детей (ложить).
Таким же образом составляются предложения со словом сахар: Сахар кладут в кашу (кефир, кофе, ряженку, кисель, компот, чай, молоко, какао, запеканку и т. п.).
Упражнение № 19. Цели. Учить ребенка выделять в предложении предлоги В, НА и ПОД. Содержание. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет говорить предложения с «маленькими словами в, на и под». Затем просит малыша посмотреть на схемы предлогов (см. рис.) и вспомнить, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой. После уточнения пространственных отношений, выраженных каждым предлогом, взрослый просит ребенка смотреть на схемы, внимательно слушать предложения и искать в них «маленькие слова».
Пассажиры сели в автобус. Аист поселился на крыше дома. На сосне много шишек. Под ёлкой жил ёжик. Пете в глаз попала соринка. На поляне росла земляника. Садовник оставил тяпку под кустом сирени. Малыши играли в песочнице. Щенок залез под диван. В парке много аттракционов.
Когда все предлоги будут правильно названы, взрослый может предложить малышу повторить те предложения, которые он запомнил (с каждым «маленьким словом»).
Упражнение № 20. Цели. Учить ребенка правильно отвечать на вопрос какой по материалу?, а также образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (см. рис.), подумать и сказать, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева {деревянный}. — А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики? — Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? {кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр. Все непонятные ребенку слова объясняются и проговариваются несколько раз.
Когда образование основных относительных прилагательных усвоено, можно поиграть с ребенком в игру со счетным материалом. Задача — подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы ребенок полнее усвоил его лексическое значение.
— Что бывает стеклянное? деревянное? металлическое? пластмассовое? глиняное? кожаное? фарфоровое? брезентовое? и пр.
Необходимо подбирать по 5—6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.
Упражнение № 21. Цели. Продолжать учить ребенка образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинки (см. рис.), внимательно слушать, из чего сделаны предметы, кушанья или напитки, и четко, внятно произносить каждое относительное прилагательное. — Какой сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? малины? грейпфрута? клубники? земляники? винограда? лимона? смородины? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр. — Какой суп, если он из картошки? (картофельный), фасоли? гороха? рыбы? курицы? пшена? свёклы? геркулеса? вермишели? грибов? овощей? (овощной), фруктов? (фруктовый) и пр. — Какой дом, если он из блоков? (блочный), панелей? (панельный), досок? (дощатый), брёвен? (бревенчатый), камней? кирпичей? соломы? глины? бетона?
Примечание. При образовании этой группы относительных прилагательных важно использование одинаковых основ исходного и образованного слов: из досок—не деревянный, а дощатый; из панелей — не сборный, а панельный дом. — Какая блузка, если она из ситца? сатина? байки? фланели? трикотажа? шерсти? шёлка? нейлона? парчи? штапеля? вельвета? замши? и пр.
Упражнение № 22. Цели. Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (см. рис.). Мама его просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» — он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой Мальчик-Наоборот, если бы его попросили: встать? показать ладони? открыть рот? опустить руки? поймать мяч? согнуть руки? положить ручку? отодвинуть стул? и т. п.
Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия наоборот» к предложенным действиям: подбежать, взлететь, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, ссориться, кричать, трудиться, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.
Упражнение № 23. Цели. Уточнить с ребенком пройденные за время обучения обобщения, активизировать словарь существительных, совершенствовать внимание и память. Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить те понятия, которые одним словом обозначают много предметов. Затем взрослый выкладывает счетный материал (пуговицы, счетные палочки и пр.) и просит ребенка назвать не менее 5 слов, подходящих к каждому обобщению: овощи, фрукты, продукты, мебель, посуда, одежда, обувь, животные, профессии, насекомые, деревья, цветы.
При затруднении взрослый помогает описанием объекта {длинная, сочная, сладкая, растет в земле, оранжевая), но не называет слово! После того как малыш вспомнил обобщения и связанные с ними понятия, можно провести игру, которая помимо словаря эффективно развивает внимание и память. Взрослый просит малыша назвать: 3 овоща и 2 фрукта; 3 предмета одежды и 2 предмета мебели; 4 диких животных и 3 домашних; 4 предмета посуды и 2 предмета одежды; 3 насекомых и 2 птицы; 5 цветов и 4 дерева и т. п.
Взрослый может в этом упражнении проконтролировать усвоение ребенком программы всего учебного года. Для этого предлагаются следующие задания: —Назови овощи, про которые скажем твёрдая. —Назови фрукты, про которые говорим сочный.
Используемая литература:
1.Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР[Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001.- 224 с.
2.Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико –грамматических представлений [Текст] / Т.А.Ткаченко.- СПб.: Детство – Пресс, 1999.-48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.
Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать расска...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Журнал для родителей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей»
Данный материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста. В журнале для родителей раскрыто понятие грамматический строй речи и основные грамматические ошибки в речи дошкольников....
Журнал для родителей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей»
Данный материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста. В журнале для родителей раскрыто понятие грамматический строй речи и основные грамматические ошибки в речи дошкольников....
Консультация для родителей «Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников»
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Консультация для родителей «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»
Грамматика — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).При нормальном развитии ...
Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике - проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...