Буклет для родителей: "Этапы формирования звукового анализа и синтеза".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В буклете представлены игры, в которые могут поиграть родители со своими детьми по подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_master-klass_-_kopiya.docx | 157.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы формирования звукового анализа и синтеза
1. Определение наличия звука в слове
Игра «Поймай звук»
Взрослый договаривается с ребенком, какой звук нужно "поймать", например: [Б]. Взрослый говорит слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда произносится этот звук.
Упражнение «Назови»
Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
Игра «Магазин».
Покупаем слова со звуком…
Например, [С] (сахар, сыр, капуста, сметана, масло, сапоги, санки…)
2. Вычленение звука в начале слова
Игра «Магазин» (вариант 1)
Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.
- Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)
- Платите деньги.
- Вот вам звук [м].
- Продано.
Игра «Магазин» (вариант 2)
Взрослый предлагает «купить» предметы, названия которых начинается со звука, например [П], ребёнок должен подобрать, как можно больше слов, которые начинаются с этого звука.
Игра «Назови своё слово»
Для игры понадобиться мяч.
Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, называет первый звук в слове и называет своё слово, которое начинается с этого же звука.
Игра «Пять слов»
Предложите ребёнку назвать пять слов, которые начинаются со звука [К]. Ребёнок говорит: Я знаю пять слов на звук [К] - кот, каша, компот, куст, крот.
3. Вычленение звука в конце слова
Игра «Поймай последний звук в ладошку»
Взрослый произносит слово, выделяя последний звук голосом, «карандашшшш». Взрослый спрашивает, какой звук поймал?
Игра «Звуковая цепочка»
Взрослый называет слово, ребёнок должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное взрослым: сок – книга – автобус…
4. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
Упражнение «Назови мягкий звук»
Взрослый называет твёрдый звук. Задача ребёнка – назвать мягкий звук.
П – Пь, М – Мь…
При выполнении этого игрового упражнения важно не использовать те, которые обозначают только твёрдые звуки (Ш, Ж, Ц), только мягкие звуки (Ч, Щ, Й).
Игра «Камень и подушка»
Взрослый произносит слоги, потом слова, например со звуками [П], [П’], а ребёнок, если услышит звук [П] показывает кулачок – «камень», а если звук [П’], то складывает ладошки, под щёчку – «подушка».
Игра «Подарки»
Предлагаем ребенку подарить подарки Маше и Мише. Маше можем подарить подарки на твердый [М] (мыло, машинка, мармелад), а Мише на мягкий [М’] (мяч, мишка).
5. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам
Игра «Собери слово»
Взрослый последовательно произносит все звуки слова: [А], [С], [Т], [Р], [А]. Ребёнок узнаёт слово и называет его целиком. Начинаем со слогов, потом слова из 3 звуков, из 4.
Игра «Назови звуки по порядку»
Взрослый предлагает ребёнку сначала слог, например МУ, а ребёнок должен произнести звуки по порядку, из которых этот слог состоит [М] и [У]. Потом предлагаются слова из 3 звуков.
Игра «Где звук?»
Для игры понадобиться схема слова и три фишки (красная, синяя, зелёная). Красной фишкой обозначаем гласный звук, синей – твёрдый согласный звук, зелёной – мягкий согласный звук.
Первый квадратик – это начало слова, второй – середина слова, а третий – конец слова.
Определяем место звука [О] в словах, взрослый произносит слово, например, ОСЕНЬ, а ребёнок берёт красную фишку и кладёт её на первый квадратик, так как звук [О] в этом слове произноситься в начале. В слове КОТ – звук в середине, а в слове КИНО – звук в конце слова.
Помним: звук [О] слышится только под ударением; все звонкие согласные в конце слова превращаются в глухие, то есть в слове ГРИБ, мы услышим на конце звук [П].
6. Определение количества слогов в слове
Игра «Последний слог в слове за тобой»
Взрослый называет слог, а ребёнок должен назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например, СА.. (ни, хар, ло, поги, молёт…)
Игра «Цепочка слогов»
Взрослый называет слово, ребёнок делит его на части, определяет последний слог и придумывает своё слово, которое начинается на этот слог.
Например: ра-ма, ма-ли-на, На-та-ша…
Игра «Угадай слово».
Взрослый берёт картинку, не показывая её ребёнку, и произносит первый слог. Ребёнок придумывает слова, которые начинаются с заданного слога, пока не отгадает название картинки.
В игре можно использовать не только картинки, но и те предметы, которые вас окружают.
7. Полный звуковой анализ и синтез слов
Игра «Составь слово»
Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох – ГНОМ.
Последовательность звукового анализа
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
6. Обозначь выделенный звук фишкой.
7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.
8. Произнеси слово по фишкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза
Фронтальная непосредственно-образовательная деятельностьв группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет на тему: «Прилетели Бим и Бом...
Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему "Приемы по формированию звукового анализа и синтеза"
Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»...
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
· развитие графических навыков у детей;· развитие слухового восприятия неречевых звуков;·...
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...
Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
Слияние звуков материализованных с помощью фишек -есть моделирования чтения,а выкладывание фишек - аналог письма,только то и другое проходит в игровой,занимательной форме....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
Брошюра-буклет. "Игры и упражнения для формирования звукового анализа и синтеза слов".
quot;Игры и упражнения для формирования звукового анализа и синтеза слов"....