использование мнемотехникив логопедической работе
консультация по логопедии
использование мнемотехникив логопедической работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 258.31 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.
Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример - славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) - произноси слово твердо[3.c.52-53].
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.
А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102-115].
Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления ,зрительной и слуховой памяти , зрительного и слухового внимания , воображения , ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.
Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.[2]
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям[2].
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение[2].
Мнемотаблицы используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихотворений.
Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.
Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:
- при составлении рассказа;
- при заучивании стихотворения;
- пересказа сказки.
В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.
Литература:
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
- Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.C.
- Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10
- https://mydocx.ru/11-27374.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"
В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
Статья "Использование мнемотехники в работе с речевыми детьми".
Чтобы развить творческую инициативу у детей, надо обучить их изображению отдельных объектов природы, поддерживать постоянный интерес, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об...
Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц".
Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц....
"Использование мнемотехники в работе с детьми" (Из опыта работы)
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...