Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Рь] «Поможем Буратино»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Булатникова Светлана Валерьевна

Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buratino.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового занятия

для детей подготовительной группы.

Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ]

«Поможем Буратино»

Оборудование: герой Буратино, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]-[РЬ], шумовые коробочки, кружки синего и зелёного цветов, дидактическая игра «Аквариум», мяч, массажные мячики-ёжики, дидактическая игра «Собери цветок», фасоль, камушки, бусинки, пуговицы

Программное содержание:

Задачи:

а) образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;

б) коррекционные: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;

в) воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Предварительная работа:

проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Давайте вспомним правила поведения на занятии:

     Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо.

     Внимательно слушаю, другим не мешаю,

     Когда меня спросят, тогда отвечаю.

(дети повторяют вместе с логопедом)

Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик - друг ребят,

С ним встрече каждый будет рад!

- Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать.

-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе.(Использую картинки для артикуляционной гимнастики).

-«Чашечка»- 5 сек.

-«Грибок»- 5 сек.

-«Маляр»- 5 раз.

-«Вкусное варенье»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Мотор»- 5-7 раз.

-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Р]:

- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

- Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].

(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие фонематического слуха

Игра « Слушай взрослого» (шумовые коробочки)

Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.

(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)

Игра « Светофор» (кружки синего и зелёного цветов)

Если в слове Р услышишь –синий подними повыше,

если РЬ услышишь ты, то зелёный подними.

(ракета, букварь, ремень, работа, гриб, мотор, краски, крем, грязь, кран, баран, таракан, тарелка, грабли, грелка)

4.Связь звука с буквой

Ребята, а вы знаете, что звуки Р-Рь обозначаютя буквой Р?

На что похожа буква Р? (ответы детей)

Изображение буквы Р с помощью разного материала (фасоли, камушков, бусинок, пуговиц)

5.Закрепление звуков в слогоах

Игра «Закончи слово».

- Вот такую игру придумал Буратино:

     РА-РА-РА. РА-РА-РА. Начинается игра.

     Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова!

- Я начинаю слово, а вы добавьте РА:

ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.

     РО-РО-РО. РО-РО-РО. Ты закончи слогом РО:

вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.

     А теперь договори ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.

3. Работа с предметными картинками.

а) Игра «Аквариум»

Назови слово и определи место звука

- Наш гость принес конверт с картинками.

- Назови слова и разложи рыбок правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый аквариум и. т. д. (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).

б) Игра с мячом «Назови ласково».

-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:

река-реченька,

роза-розочка,

помидор-помидорчик,

карман-карманчик,

кровать-кроватка,

рыба-рыбка,

фартук-фартучек

верёвка-верёвочка

в) «Чей хвост, чья голова»

у вороны крыло – воронье

у барана рога – бараньи

у коровы хвост – коровий

у поросёнка голова – поросячья

у кролика лапа – кроличья

каша из риса – рисовая

каша из гречки – гречневая

суп из гороха – гороховый

компот из абрикосов - абрикосовый

г) «Посчитай» (картинки)

- А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

4. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Две сороконожки»

Массаж рук с помощью массажных мячиков «Я мячом круги катаю»

5. Повторение чистоговорок.

     Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

     Чистоговорки внятно, чтоб было всем понятно.

- Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА высокая гора

РО-РО-РО у вороны есть перо

РЫ-РЫ-РЫ – кусают комары

РУ-РУ-РУ – кормили кенгуру

АР-АР-АР - Рома пошел на базар.

УР-УР-УР - Я пугаю кур

ОР-ОР-ОР - Мы покрасили забор

ЫР-ЫР-ЫР – в сыре много дыр

6. Физкультминутка.

Логопед: - Посмотрите, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.

- Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

     Буратино потянулся,

     Раз - нагнулся,

     Два - нагнулся,

     Руки в стороны развел,

     Ключик видно не нашел.

     Чтобы ключик нам достать,

     Нужно на носочки встать.

6. Дифференциация звуков Р-РЬ

Буратино: А я придумал, придумал:

Игра «Собери цветок»

Необходимо выбрать лепесток, назвать слово и положить к нужной сердцевине.

7.Автоматизация звуков в предложениях

Игра «Путаница».

Буратино: Урррра! Кажется, я научился рычать, я вам сразу скажу много слов, а вы послушайте.

     Расцвели на клумбе козы,

     В огород забрались розы.

Логопед: Подожди, Буратино, по-моему, ты всё перепутал, ребята, что не так сказал наш герой? Давайте исправим.

     Ползает у речки мак,

     Расцветает в поле рак.

На конверт наклею маску,

На лицо надену марку.

     Я возьму от сыра кошку,

     Угощу я нашу корку.

III. Подведение итогов.

-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научили Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

А у Буратино для вас сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Презентация индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема: Дифференциация звуков С-З.Поможем Речецветику!

Дети  выполняют разные задания и помогают Речецветику собрать облетевшие лепесточки....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста по теме Дифференциация звуков Л – Л’. «Поможем Золушке».

Цели:Закрепить навыки различения звуков Л – Л’ в словах, фразах.Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, умение соотносить символ со звуком.Закрепить навыки словообразован...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....