Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Рь] «Поможем Буратино»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buratino.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового занятия
для детей подготовительной группы.
Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ]
«Поможем Буратино»
Оборудование: герой Буратино, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]-[РЬ], шумовые коробочки, кружки синего и зелёного цветов, дидактическая игра «Аквариум», мяч, массажные мячики-ёжики, дидактическая игра «Собери цветок», фасоль, камушки, бусинки, пуговицы
Программное содержание:
Задачи:
а) образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;
б) коррекционные: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;
в) воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа:
проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Давайте вспомним правила поведения на занятии:
Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо.
Внимательно слушаю, другим не мешаю,
Когда меня спросят, тогда отвечаю.
(дети повторяют вместе с логопедом)
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
- Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.
II. Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать.
-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе.(Использую картинки для артикуляционной гимнастики).
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]:
- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
- Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие фонематического слуха
Игра « Слушай взрослого» (шумовые коробочки)
Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.
(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)
Игра « Светофор» (кружки синего и зелёного цветов)
Если в слове Р услышишь –синий подними повыше,
если РЬ услышишь ты, то зелёный подними.
(ракета, букварь, ремень, работа, гриб, мотор, краски, крем, грязь, кран, баран, таракан, тарелка, грабли, грелка)
4.Связь звука с буквой
Ребята, а вы знаете, что звуки Р-Рь обозначаютя буквой Р?
На что похожа буква Р? (ответы детей)
Изображение буквы Р с помощью разного материала (фасоли, камушков, бусинок, пуговиц)
5.Закрепление звуков в слогоах
Игра «Закончи слово».
- Вот такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА. РА-РА-РА. Начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова!
- Я начинаю слово, а вы добавьте РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.
РО-РО-РО. РО-РО-РО. Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.
А теперь договори ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.
3. Работа с предметными картинками.
а) Игра «Аквариум»
Назови слово и определи место звука
- Наш гость принес конверт с картинками.
- Назови слова и разложи рыбок правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый аквариум и. т. д. (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) Игра с мячом «Назови ласково».
-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:
река-реченька,
роза-розочка,
помидор-помидорчик,
карман-карманчик,
кровать-кроватка,
рыба-рыбка,
фартук-фартучек
верёвка-верёвочка
в) «Чей хвост, чья голова»
у вороны крыло – воронье
у барана рога – бараньи
у коровы хвост – коровий
у поросёнка голова – поросячья
у кролика лапа – кроличья
каша из риса – рисовая
каша из гречки – гречневая
суп из гороха – гороховый
компот из абрикосов - абрикосовый
г) «Посчитай» (картинки)
- А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).
4. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра «Две сороконожки»
Массаж рук с помощью массажных мячиков «Я мячом круги катаю»
5. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно, чтоб было всем понятно.
- Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА высокая гора
РО-РО-РО у вороны есть перо
РЫ-РЫ-РЫ – кусают комары
РУ-РУ-РУ – кормили кенгуру
АР-АР-АР - Рома пошел на базар.
УР-УР-УР - Я пугаю кур
ОР-ОР-ОР - Мы покрасили забор
ЫР-ЫР-ЫР – в сыре много дыр
6. Физкультминутка.
Логопед: - Посмотрите, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
- Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Дифференциация звуков Р-РЬ
Буратино: А я придумал, придумал:
Игра «Собери цветок»
Необходимо выбрать лепесток, назвать слово и положить к нужной сердцевине.
7.Автоматизация звуков в предложениях
Игра «Путаница».
Буратино: Урррра! Кажется, я научился рычать, я вам сразу скажу много слов, а вы послушайте.
Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
Логопед: Подожди, Буратино, по-моему, ты всё перепутал, ребята, что не так сказал наш герой? Давайте исправим.
Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научили Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
А у Буратино для вас сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....
Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"
Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...
Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала
Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...
Презентация индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема: Дифференциация звуков С-З.Поможем Речецветику!
Дети выполняют разные задания и помогают Речецветику собрать облетевшие лепесточки....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста по теме Дифференциация звуков Л – Л’. «Поможем Золушке».
Цели:Закрепить навыки различения звуков Л – Л’ в словах, фразах.Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, умение соотносить символ со звуком.Закрепить навыки словообразован...
Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].
quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....