Отчет в рамках инновационной деятельности
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с ОНР к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_innovatsii.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет учителя-логопеда в рамках инновационной деятельности
МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»
Тема самообразования: «Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с ОНР к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества».
Цель: Приобщить дошкольников группы компенсирующей направленности с ОНР к истокам национальной культуры и развивать их речь посредством устного народного творчества.
Задачи:
1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательного и коррекционного воздействия в группах компенсирующей направленности.
3. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры во время коррекционно-развивающей деятельности.
4. Устранить нарушения звукопроизношения, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарный запас, формировать лексико-грамматические средства языка, развивать связную выразительную диалогическую и монологическую речь.
5. Использовать все виды устного народного творчества (сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного, коррекционного и нравственного развития детей.
6. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю и народным играм.
7. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми в игровой и повседневной деятельности.
8.Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую повышению уровня речевой мотивации у детей.
9.Обеспечить единое коррекционно-педагогическое пространство развития речи детей, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса: логопед - воспитатель - ребёнок.
10. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Работа с детьми
Проекты, разработанные по теме самообразования:
1. «Развитие связной речи детей группы компенсирующей направленности с ОНР посредством народных сказок» (2015 – 2016 у/г).
2. «Обучение творческому рассказыванию детей группы компенсирующей направленности с ОНР посредством народных сказок» (2016 – 2017 у/г).
3. «Частички мудрости народной» (2017– 2018у/г).
4. «Красивую речь приятно слушать» (2018 – 2019 у/г).
Ожидаемые результаты:
Дети знают:
- Предметы и явления окружающего мира;
- Обобщающие понятия;
- Обогатился лексический запас новыми словами (синонимами, антонимами, родственными словами), нравственно-эстетическими оборотами и выражениями.
умеют:
- Использовать в активной речи малые жанры русского и мордовского фольклора.
- Правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Правильно произносить звуки речи;
- Выполнять плавный продолжительный речевой выдох;
- Выполнять пальчиковые упражнения;
- Произносить слова тихо, умеренно, громко, шепотом, быстро, медленно;
- Различать звуки и подбирать слова, близкие по звучанию и по смыслу;
-Выделять звук в слове, подбирать слова на заданный звук, воспроизводить слова различной слоговой структуры;
-Пользоваться навыками словообразования и словоизменения;
- Правильно формулировать собственное высказывание;
-Выразительно, последовательно и образно излагать свои мысли при пересказе и составлении рассказов (сказок) анализировать поступки героев;
- Передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
владеют:
- Навыками самоконтроля за правильным звукопроизношением;
- Структурой связного высказывания, знают композицию повествования описания, умеют четко выстраивать сюжетную линию, используют средства связи.
Участие детей:
1. Коррекционно-развивающая деятельность с элементами драматизации по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.
2.Театрализованные постановки для детей средних групп: р/н сказка «Рукавичка», и м/н сказка «Пугливая мышь».
3.Инсценирование « Осенняя сказка»
4. Выставки детских рисунков: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая загадка», « Моя любимая потешка».
5.Викторины «Путешествие по русским народным сказкам», «Путешествие по мордовским народным сказкам».
6.Участие в создании альбомов творческих рассказов (составление рассказов, рисование рисунков)
7. Конкурсы чтецов на уровне МАДОУ «По сказкам А.С. Пушкина», «В гостях у дедушки Корнея Чуковского», в группе «Русские поэты о зиме».
8 Конкурс «Скороговорщики».
9Развлечения и досуги: «Путешествие в страну Устного народного творчества», «Пословица недаром молвится», «Весна – красна».
10. Выставка книг «Что за прелесть эти сказки!»
Обогащение предметно-развивающей среды в рамках инновационной деятельности
- Картотеки: «Устное народное творчество», «Игры и упражнения, направленные на развитие творческого рассказывания», «Дидактические игры на основе народного фольклора», «Малые формы фольклора», «Пальчиковая гимнастика», «Скороговорки в мнемотаблицах», «Картотека иллюстраций потешек и небылиц», «Народные потешки по лексическим темам для детей группы компенсирующей направленности», «Игры по развитию интонационной выразительности для детей с ОНР», «Игры на развитие мимики и пантомимики».
- «Наша игротека»: кубики, пазлы, раскраски, библиотека народных сказок и народного фольклора, маски и атрибуты для инсценирования.
- Изготовление пособий и дидактических игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Шифровальщики», «Кто где живет?», «Нарисуй настроение», «Разгони тучки», «Расколдуй сказку», «Что сначала, что потом?», «Сложи пословицу».
- Выпуск альбомов творческих рассказов: «Сказки о животных», «Чудеса природы», «Саранск глазами детей», «Зимние забавы», «Загадки о животных жарких стран».
Работа с родителями
- Анкетирование родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка», «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка», «Обучение детей дошкольного возраста интонационной выразительности».
- Консультации: «Приобщение детей к истокам народной культуры через знакомство с народными сказками», «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Рука развивает речь», «Произведения устного народного творчества как источник выразительности, образности детской речи».
- Беседа «Развитие тембра голоса у детей с нарушениями речи».
- Папки-передвижки «Почему необходимо читать сказки детям?», «Сочиняем сказку», «Виды устного народного творчества», «Учимся говорить выразительно»
- Буклеты: «Как выбрать книжку для ребенка!», «Уроки творчества», «Как учить стихи».
- Памятки: «В чем сила сказки?», «Потешки для пальчиков», «Как работать над загадками», «Как работать со скороговоркой».
- Акция «Сказка входит в дом».
- Создание альбомов творческих рассказов: «Сказки о животных», «Чудеса природы», «Саранск глазами детей», «Зимние забавы», «Загадки о животных жарких стран».
-Оформление книжек-малышек и книжек-самоделок: «Пословицы и поговорки», «Егоркины скороговорки», «Мои любимые потешки»
- Конкурс чтецов «Русские поэты о зиме».
- Презентация проектов на родительских собраниях.
Обобщение опыта работы
Выступления:
1. Выступление на выездном республиканском (МРИО) практическом занятии для учителей-логопедов в МАДОУ «Детский сад №82» по проблеме «Преемственность в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ логопеда, воспитателя и узких специалистов в условиях реализации ФГОС ДО » на тему «Формирование словесно-логического мышления и развитие связной речи у детей с ОНР» (октябрь 2015)
2. Выступление на семинаре-практикуме для учителей-логопедов в МАДОУ «Детский сад №36» «Инновационные формы и технологии, используемые в логопедической работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников» на тему «Использование проектного метода в формировании навыков связной речи у детей с ОНР (из опыта работы)» (октябрь 2017)
3 Выступление на педагогических советах МАДОУ «Детский сад №89» с презентациями проектов:
- «Развитие связной речи детей группы компенсирующей направленности с ОНР посредством народных сказок» (май 2016).
- «Обучение творческому рассказыванию детей группы компенсирующей направленности с ОНР посредством народных сказок» (май 2017).
- «Частички мудрости народной» (май 2018).
- «Красивую речь приятно слушать» (май 2019).
4. Выступление на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №89» на тему «Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с ОНР к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества» (март 2018).
5. Выступление на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №89» на тему «Методика заучивания стихов детьми дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники» (декабрь 2018).
Участие в конкурсах различного уровня:
1. Участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Логопед-профессионал» (МГПИ им. М.Е. Евсевьева , февраль 2015)
2. Городской конкурс «Вечкевич Мастор»: буклет «Любимая земля – от зимы до лета» (3 место, декабрь 2015)
3. Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Бабань парь»:
- в номинации «Ручное творчество» (октябрь 2017).
4.Всероссийская блиц-олимпиада «Горизонты педагогики» на тему «Социализация детей с ОВЗ» (март 2019).
Участие детей в конкурсах:
1. Конкурсы чтецов на уровне МАДОУ «По сказкам А.С. Пушкина» (Гадаев Арсений 1 место, 2017), «В гостях у дедушки Корнея Чуковского» (1 место, 2019).
2.Всероссийская блиц-олимпиада «Горизонты педагогики» на тему «Мудрость русских народных пословиц и поговорок (Касаркин Федор, 1 место)»
Публикации:
1. Публикация игры «Шифровальщики» на личной странице сайта ns portal.ru https://nsportal.ru/grigoreva-tatyana-arkadevna (2019)
2. Опыт работы размещен на личной странице сайта ns portal.ru https://nsportal.ru/grigoreva-tatyana-arkadevna, так же на сайте детского сада. Личная страница на сайте МАДОУ: http://ds89sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11228/200373/ (2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование статико – динамических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности.
Инновацинная работа по физической культуре на занятии с использованием статико-динамических упражнений....
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Проект "Жизнь диких животных зимой" в рамках инновационной деятельности по развитию творческой активности дошкольников
Краткосрочный проект "Жизнь диких животных зимой" может быть реализован в подготовительной группе для детей С ОВЗ....
Мини-журнал в рамках инновационной деятельности "Экологическая копилка"
Мини-журнал предназначен для детей и родителей с целью закрепления экологических знаний детей....
Мини-журнал "Экологическая копилка" в рамках инновационной деятельности
Мини-журнал предназначен для работы воспитателей и родителей с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию дошкольников....
Тезис выступления на семинаре в рамках инновационной деятельности.Тема: « Современная технология «Клубный час», как эффективный способ взаимодействия ДОУ с родителями».
В данном выступление раскрывается современная технология .Так что же такое "Клубный час?" и как он проходит в ДОУ? Зачем нужно привлекать родителей?...
Конспект ООД по работе в рамках инновационной деятельности "Знаменитые улицы нашего города"
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду проходила работа в рамках инновационной площадки, посвященной родному городу. Одно из занятий по патриотическому воспитанию бы...