18.10.18. Консультация на тему " Развитие речи и формирование грамматического строя речи у детей "
консультация по развитию речи

Голубева Наталья Александровна
В дошкольном возрасте очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его несформированность к началу школьного обучения приводит к нарушению письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

18.10.18 Консультация на тему: «Развитие речи и формирование грамматического строя речи у детей с несформированностью фонематических представлений».

Голубева  Наталья  Александровна

        

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

Анализируя научно-педагогический опыт, можно выделить критерии речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Фразовая речь детей характеризуется тем, что простые распространенные предложения, принимают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

Характеризуя понимание языка детьми среднего дошкольного возраста, следует отметить то, что дети осознают смысл обращенной речи; является устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей, понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас детей среднего дошкольного возраста составляет до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д., шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.);обладают словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

Анализируя грамматический строй языка детей, наблюдается, что они согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; меняют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но также увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласуются глагола с существительными, нарушается структура предложений.

У детей среднего дошкольного возраста резко повышается интерес к звуковому строению слова, они пытаются найти сходство в звучании слов и с успехом подбирают пары слов, близкие по звучанию. Иногда дети замечают неправильное произношение своих сверстников, однако еще не в состоянии заметить нарушений звукопроизношения собственного вещания. Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата детей пятого года жизни дает возможность им осуществлять более точные движения языком, губами.

На пятом году жизни уменьшается количество перестановок складов, пропусков звуков, исчезает общее смягчение их, появляется правильное (хотя и неустойчивое) произношение шипящих звуков и р (Рариса - Лариса, жамок - замок). Все это не дефекты речи, а закономерные этапы во время нормального развития организма ребенка, в частности речевых органов, когда речь еще не достигла полного развития. Это так называемые физиологические возрастные особенности речи детей дошкольного возраста.

Какие же причины возрастных и физиологических особенностей речи детей? Как известно, речь ребенка развивается в результате подражания речи людей, которые его окружают. Поэтому для правильного его развития, особенно звуковой стороны, ребенок должен хорошо слышать.

Воспитателям следует знать, что важным анализатором в усвоении речи является слух. Слух развивается раньше, чем артикуляция, именно ему принадлежит ведущее место в развитии речи человека. В дошкольном возрасте слуховое восприятие и внимание несовершенны и недоразвитые.

Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, нужны быстрые, точные, координированные движения органов речевого аппарата (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, голосовые связки). У детей движения речевого аппарата еще нескоординированы, неточные, замедленные. Язык тяжелый, малоподвижный, голосовые связки короче, чем у взрослых. Все это вызывает неправильное произношение звуков.

Итак, до пяти лет физиологические, возрастные недостатки речи детей постепенно исчезают. Улучшается их звукопроизношение, полностью исчезает смягченное произношение согласных, почти не наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей овладевают произношением шипящих, сонорных звуков, аффрикаты дз, дж, правильно используют в словах ударение, придерживаются норм литературного произношения слов. В то же время в некоторых из них еще остается неустойчивым произношение определенных групп звуков,например свистящих и шипящих: в одних словах (в сочетании с гласным) звук произносится правильно, в других (в сочетании с согласным) - нет.

Дети пятого года жизни часто испытывают трудности звукопроизношения в словах, насыщенных различными согласными, например свистящими и шипящими одновременно. Это объясняется тем, что дети еще не всегда отчетливо воспринимают звуки на слух или нечетко дифференцируют их в собственной речи.

В среднем дошкольном возрасте дети способны различать на слух наличие определенного звука в слове, подбирать слова на указанный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху они различают в речи взрослых повышение и снижение силы голоса, замечают ускорение или замедление темпа речи, наблюдают различные интонационные сред

        Многие авторы отмечают, что несформированность фонематических представлений у данной категории детей приводит к тому, что их готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем при нормальном развитии речи ( Фомичева М.Ф., 1971; Ефименкова Л.Н., 1991; и др.).

        Нередко у детей с несформированность фонематических представлений наблюдается небольшое отставание в грамматическом развитии (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1993; Ефименкова Л.Н., 1985;).

        Учитывая это в системе обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связного речевого высказывания (Миронова С.А., 1993; Успенская Л.П., Успенский М.Б., 1992; Селиверстов В.И.,1981; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., 2008;).

        На первом этапе работы, когда в речи детей много ошибок фонетико-фонематического характера, в грамматические упражнения включаются главным образом легкие по слоговой структуре слова и произношению, которые не вызывают затруднений у детей.

        В работе с детьми по восполнению пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, важно использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравнению, развитию умения выбирать нужные грамматические формы слова и использовать нужные словообразовательные модели. Поэтому необходимо проведение логопедической работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; использование родовых окончаний существительных; анализ семантики и способов образования сложных слов).

        На последующих этапах обучения ведется работа над развитием и совершенствованием умения детей использовать в речи простые, а затем распространенные, сложные предложения различной структуры. Проводя такую работу, логопед сначала может предложить загадки описательного характера, стихи, поговорки и другой речевой материал, содержащий образцы правильно построенных предложений. Постепенно дети могут самостоятельно составлять предложения разного типа по заданию логопеда. При этом могут быть использованы такие виды заданий, как подбор эпитетов к названиям предметов и составление с данными словами предложений; подбор слов-действий к названным логопедом предметам, добавление в заданное предложение пропущенных предлогов; составление предложений по опорным словам и многие другие.

        В дошкольном  возрасте очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его несформированность к началу школьного обучения приводит к  нарушению письма.

        Ведущая роль в коррекционном процессе отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий, как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала значительно удлинится период коррекционного обучения.

         Воспитатели, и родители должны следить за правильностью фонетического и грамматического оформления речи детей, и в случае необходимости исправлять замеченные ошибки. Систематическое выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковый материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.

        Специально организованные упражнения носят двоякую направленность. С одной стороны, это упражнения, готовящие детей с дефектом речи к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе повседневного общения, с другой — создающие предпосылки для освоения языковой системы, компенсирующие отсутствие языкового чутья у детей.

        При планировании грамматических тем и отборе языкового материала к ним необходимо соблюдать ряд требований. Так, предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данного возраста, т. е. он должен быть коммуникативно-мотивированным. Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют.

        Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счете, развитие связной речи.

        В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направления тесно связаны между собой. Так, например, словарная работа, основной задачей которой является уточнение и обогащение словаря, осуществляется в ходе выполнения всех упражнений, отрабатываемые словосочетания включаются в предложения и тексты.

        Практические упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:

  •  рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать деревянные предметы и т.д.);
  •  постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?). Вопросы должны быть краткими и точными, доступными по содержанию.

 подбор слов, противоположных по значению (подошел — отошел, улетел — прилетел);

  •  подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам (мяукает — ... кошка, собака — ... лает и т. д.);
  •  дополнение предложений нужным по смыслу словом: (Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?)... пилой. Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) ... хитрая.);
  • нахождение ошибки в предложении и исправление ее (Осенью на юг надо улетать птицы — вместо птицам.);
  •  при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала должны ответить на вопросы по тексту, затем пересказать текст полностью. В упражнениях и заданиях дается речевой материал, который используется для формирования и коррекции грамматического строя речи.

        Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме.

        Таким образом, учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с несформированность фонематических представлений.

Игра№1

Задачи: развивать умение детей образовывать уменьшительные имена существительные.

Игра с мячом «Ласковые имена».

Цель: развивать умение ребенка образовывать имена по аналогии.

Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.

Валя - Валечка

Люда - Людочка

Витя - Витенька

Таня Вова Петя

Рая Вера Костя

Соня Дима Катя

Аня Ира Маша

Даня Лара Вася

Игра№2

Задачи: развивать умение детей образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов.

Игра «Кто больше?»

Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.

Наташа - Наташенька - Натуля - Натуся - Наточка

Марина Арина Оля

Алёна Лена Лиля

Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок

Алёша Женя Слава

Рома Паша Валера

Игра№3

Задачи: развивать умение детей в образовании уменьшительных существительных.

Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».

голова - головка

лоб - лобик

рука - ручка

шея

нос

ресницы

спина

рот

колено

живот

грудь

глаз

Игра№4

Задачи: развивать умение детей в образовании уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы.

Игра с мячом «Большой - маленький».

Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.

стол – столик диван – диванчик полка – полочка

дом шкаф рамка

нож стакан юбка

мяч карман шапка

подушка – подушечка носок – носочек дым – дымок

кружка песок дуб

ложка листок коготь

чашка платок локоть

Игра№5

Задачи: развивать умение детей в образовании формы множественного числа имен существительных.

Игра с мячом «Один и много».

Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.

стакан – стаканы

слива – сливы

кольцо – кольца

огурец – огурцы кофта ведро

помидор шуба окно

стол шапка лицо

шкаф чашка яйцо

мяч ложка полотенце

Игра№6

Задачи: развивать умение детей в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.

На моей рубашке нет пуговицы.

У Кати нет новой. (кукла).

У стола нет. (ножка).

У цветка нет. (лепесток).

В лодке нет. (рыбак).

В корзине нет. (яблоко).

В буфете нет. (блюдце).

Игра№7

  Задачи: развивать умение детей в использовании имен существительных в родительном падеже.

Игра с мячом «Есть - нет».

Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. - А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. -. У меня есть кубик. -.

У меня есть мяч. -. У меня есть обруч. -.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. -. У меня есть подушка. -.

У меня есть коляска. -. У меня есть лента. -.

У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. -. У меня есть колесо. -.

У меня есть полотенце. -. У меня есть полено. -.

Игра№8

Задачи: развивать умение детей в образовании формы дательного падежа имен существительных.

Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение и в форме игры с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок

ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна. (художник).

Гаечный ключ нужен. (шофер).

Иголка нужна. (швея).

Лопата нужна. (садовник).

Указка нужна. (учитель).

Игра№9

Задачи: развивать умение детей в образовании формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения.

Игра с мячом «Кого угостим?»

Можно провести игру с мячом «Кого угостим?». Ребенок заканчивает начатое вами предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим. (кролик).

Косточкой угостим. (собака).

Молоком угостим. (корова).

Пшеном угостим. (курица)

Овощами угостим. (свинья).

Игра№10

Задачи: развивать умение детей в использовании формы творительного падежа имен существительных.

Предлагаем ответить на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? (метла)

Чем медсестра делает укол? (шприц)

Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)

Чем повар режет морковь? (нож)

Чем садовник рыхлит землю? (грабли)

Чем маляр красит стены? (кисть)

Чем столяр строгает доски? (рубанок)

Игра№11

     

 Задачи: развивать умение детей в образовании употреблению имен существительных в творительном падеже.

Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу. (рыба).

Лося угощу. (трава).

Белку угощу. (шишки).

Кабана угощу. (желуди).

Зайца угощу. (кора).

Игра№12

Задачи: развивать умение детей считать до трех и согласовывать числительные с существительными.

Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан.

Один стакан.

Один карман.

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка.

Одна ложка.

Одна кукла.

Одно ведро, два ведра, три ведра.

Одно кольцо.

Одно солнце.

Одно дерево.

Игра№13

Задачи: развивать умение детей в образовании словосочетаний из существительных с числительными два и пять по образцу.

Игра с мячом «Два и пять».

Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки. Две ложки. Две шапки. Две крышки.

Два стола. — Пять столов.

Два носка. Два дивана. Два шкафа. Два чайника.

Два яблока. — Пять яблок.

Два ведра. Два окна. Два дерева.

Игра№14

Задачи: развивать умение детей в образовании порядкового счета, упражнять в образовании порядковых числительных, формировать умение отвечать на вопрос «Который по счету?».

Игра «Который по счету?».

Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком.

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

Первый мяч.

Первое ведро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Консультация для родителей на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей с 2 до 3 лет"

К двум годам ребёнок не только подражает речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает правильные грамматические формы. Впрочем, в речи малыша часто появляются аграмматизмы, что го...

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена  на обогащени...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...