Речевая карта
методическая разработка по логопедии
Речевая карта для обследования детей логопедической группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
- Анкетные данные
- Фамилия, имя ребенка______________________________
- Дата рождения______________________________
- Дата поступления в детский сад______________________________
- Домашний адрес_____________________________
- Откуда ребенок поступил_____________________________
- Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность, телефон:
Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анамнестические сведения
- От каких родов ребенок____________________________________
- Характер беременности (токсикоз, стремительные падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания) ____________________________________
- Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные) ____________________________________
- Стимуляция(механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________
- Когда закричал____________________________________
- Асфиксия(белая, синяя) ____________________________________
- Вес при рождении____________________________________
- Рост____________________________________
- Вскармливание: ____________________________________
А) когда принесли кормить____________________________________
Б) когда взял грудь____________________________________
В) наблюдались ли поперхивания, срыгивания: ____________________________________
- Выписался из роддома на ___ (7 день), если задержался то почему___________________________
- Раннее психофизическое развитие:
- головку держит с _________(1,5 мес) - сидит с ________(6 мес)
- стоит с _______(10 мес) - первые зубы _______________(6-8 мес)
- гуление _______(2 мес) - лепет _______________(6 мес)
- первые слова ______(12 мес) - первые фразы (1,5-2 года)
- Прерывалось ли речевое развитие:___________________________________________
- Перенесенные заболевания(ангина, ветряная оспа,воспаление легких, дизентерия, диатез, коклюш, краснуха, корь, менингит, ОРЗ, заболевания ЦНС, свинка, пневмония, скарлатина, операция и т.д.):
До года_________________________________________________________________
После года__________________________________________________________________
- Судороги при высокой температуре___________________________________________
- Заключение психоневролога___________________________________________
- Состояние слуха___________________________________________
- Состояние зрения___________________________________________
- Занимается ли с логопедом ранее, с какого возраста________________________________________
- Отношение к своей речи___________________________________________
- Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи или двуязычие) _______________________________________________________________________
- Логопедическое обследование
- Общая характеристика речи (слабая речевая активность, речь на уровне вокализация, гуления, лепета , отдельных слов, речь невнятная, смазанная, малопонятная, понятная для окружающих, частично понятная, непонятная, разборчивость речи снижена, речь нечеткая)_________________________________________________________________________
- Понимание ситуативной речи – выполнение инструкций:
Из одной части (возьми игрушку)________________________________________________
Из двух частей(возьми игрушку, закрой глаза)___________________________________
Из трех частей(возьми игрушку, закрой глаза, похлопай в ладоши)____________________
Вывод(нарушено, не нарушено, выполняет одно, двух, трехступенчатую инструкцию, трудность включения):_______________________________________________________
- Понимание контекстной речи:
На чем ты приехал в детский сад?__________________________________________
Какие игрушки есть у тебя дома?___________________________________________
Вывод(нарушено, не нарушено, внеситуативные вопросы понимает, не понимает, трудности включения, инертность)______________________________________________
- Обследование артикуляционного аппарата:
А) строение артикуляционного аппарата:
Губы (толстые, мясистые, наличие порезов, гиперкинез)_____________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, внечелюстной дуги, крупные, без промежутков, с большими промежутками, соответствует возрасту по количеству)______________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный, глубокий, мелкий)_____________________________________________________________
Небо (узкое, высокое, плоское, низкое, готическое, сумбукозная расщелина)__________________________________________________________
Язык (мясистый, маленький, большой, укороченный, географический, с укороченной подъязычной связкой)________________________________________________________
Б) подвижность органов артикуляционного аппарата:
Губы(малоподвижные, подвижные, ограниченный подъем верхней или нижней губы)_________________________________________________________________________
Язык(вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, поиск артикуляционной позы, наличие сопутствующих движений- синкенезии, девиация вправо-влево)________________________________________________________________________
Удержание позы (удерживает язык в спокойном состоянии под счет до ____; Тремор)
_____________________________________________________________________________
Саливация (значительно повышена, в пределах нормы) _____________________________
Состояние мимической мускулатуры:
А) может ли изолированно закрыть один глаз (наличие синкенезий)__________________
Б) равномерно ли поднимает брови______________________________________________
В) может ли нахмурить брови______________________________________________
Г) может ли надуть щеки (щеку)__________________________________________________
Д) сглаженность носогубных складок («оскал-хоботок»)_____________________________
Вывод: (строение и подвижность органов артикуляционного аппарата препятствует или не препятствует правильному звукопроизношению)___________________________________________
Дыхание :
А) тип физеологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)_______________________________________________
Б) характер дыхания(ровное, свободное, затрудненное, поверхностное, прерывистое)_______________________________________________________________
Особенности голоса ребенка:
А) высота голоса, его характер во время речи(глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушонный, напряженный, дрожащий)______________________________
Б) Тембр (назальный, монотонный)____________________________________________
В) темп и ритм (замедленный, быстрый)______________________________________
- Состояние звукопроизношения:
А) характеристика воспроизведения звуков (изолированно, в словах):
Положение звука | Звуки | |||||||||||||
а | у | о | и | э | ы | п | П’ | б | Б’ | м | М’ | ф | Ф’ | |
Изолированное | ||||||||||||||
В словах | ||||||||||||||
в | В’ | т | Т’ | д | Д’ | н | Н’ | й | к | К’ | г | Г’ | Х | |
Изолированное | ||||||||||||||
В словах | ||||||||||||||
х | с | С’ | з | З’ | ц | ш | ж | ч | щ | р | Р’ | л | Л’ | |
Изолированное | ||||||||||||||
В словах |
Б) характеристика дифференциации звуков в произношении (в предложениях):
С-с – у Сени и Сани в сетях сом с усами _______________________________________________
С-з – Захар сахар запасал______________________________________________________
С-ц – Лисица сцапала цыпленка _________________________________________________
С – ш – шесть сушек у шести старушек __________________________________________
З-ж – у тети Зои желтый зонт и золотая зажигалка _________________________________
Ч-щ- щеткой чищу я щенка, защекочу ему бока ___________________________________
Ч – с – часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас____________________________
Ч – т – ручей течет, течет никак не вытечет _______________________________________
Л – й – Юля и Илья гуляют по аллее_____________________________________________
Р-л – Клара играет на рояле_____________________________________________________
Маленький зайчонок похож на клубочек шерсти___________________________________
Девочка сушила на веревке мокрое белье __________________________________________
Вывод : (превалируют фонематические (замены, смешения), нарушение, превалируют фонетические нарушения (искажения))___________________________________________
- Слоговая структура слова
А) слова:
№ | Разряд | Список слов | Проговаривание за логопедом | Самостоятельное проговаривание |
1 | Двухсложные слова из двух открытых слогов | Ноты, муха, бусы | ||
2 | Трехсложные слова из открытых слогов | Бананы, собака, малина | ||
3 | Односложные слова | Кот, дом, мяч | ||
4 | Двухсложные слова с одним закрытым слогом | Петух, батон, хобот | ||
5 | Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова | Ветка, коньки, туфли | ||
6 | Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных | Футбол, тюльпан, медведь | ||
7 | Трехсложные слова с закрытым слогом | Утенок, бегемот, самолет | ||
8 | Трехсложные слова со стечением согласных | Конфеты, улитка, ботинки | ||
9 | Трехсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных | Будильник, художник, шиповник | ||
10 | Трехсложные слова с двумя стечениями согласных | Тумбочка, ласточка, кисточка | ||
11 | Односложные слова со стечением согласных | Винт, гриб, гном | ||
12 | Двухсложные слова с двумя стечениями согласных | Свинья, свекла, кружка | ||
13 | Четырехсложные слова из открытых слогов | Паутина, гусеница, макароны | ||
14 | Слова со сложной слоговой структурой | Полотенце, остановка, сковорода |
Б) предложения (с 5 лет):
Ребята слепили снеговика _______________________________________________________
С облепиховых веток осыпались листья__________________________________________
Вывод: (слоговая структура слов не нарушена, нарушение слоговой структуры слов – парафазии(замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации (добавление слогообразующей гласной ), антиципации (уподобление предшествующего слога последующему), контаминация(смешение частей двух слов), персеверации (повторение слогов)перестановка слогов в слове)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние фонематического слуха
А) повторение слогов с оппозиционными звуками:
С 4 лет:
Па-ба_________________ мА-мя_____________________ кА-га_____________
Та-да_________________ ба-ма______________________ на-ма______________
С 5 лет:
Та-да-та ________________ са-ша-са __________________ за-са-за________________________
Ба-бя-ба________________ жа-за-жа__________________ ча-ша-ча________________________
Б) выделение звука из слова:
Инструкция. Если услышишь звук [c] хлопни в ладоши: дом, сом, лес, утка, лиса, вилка, редис, бабочка _______________________________________________________________________
В) дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении:
Инструкция. Выбери нужную картинку:
Почка – бочка _________________ кора –гора _____________ мышка – мишка_________
Сова – софа_________________ лук-люк_________________ пальцы- пяльцы__________
Г) Дифференциация звуков смешиваемых в произношении:
Инструкция. Выбери нужную картинку:
Лак – рак________________ суп-зуб___________________ миска-мишка______________
Крыса-крыша________________ щипцы-чепцы_______________ щелка-челка___________
Вывод: (Не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции, не коррегирует, увеличен латентный период)_____________________________________________________
- Состояние фонематического анализа и синтеза
А) выделение ударного гласного в начале слова (с 5 лет):
Аист___________ утка_____________ осы_______________ ива______________________
Б) определение первого, последнего звука в слове (с 6 лет):
Дом__________ гном_____________ конфеты_______________ самокат_______________
В) придумать слова с заданным звуком в заданной позиции:
Звук в начале слова___________________________________________
Звук в середине слова_________________________________________
Звук в конце слова___________________________________________
Г) определить последовательность и количество звуков в слове :
Сом________ ваза________________ бант_______________ банан_________________
Д) Придумать слова с заданным количеством звуков :
Из трех звуков_____________________________________
Из четырех звуков__________________________________
Из пяти звуков______________________________________
Вывод: (Не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции, не коррегирует, пропуски, персеверации, трудности выделения фонем в слове, увеличен латентный период)
- Состояние слогового анализа и синтеза
А) определить 1 слог в слове (на слух и в произношении):
Муха______________ бананы_________ слива_____________ кепка_________ зонт______
Б) определить последний слог в слове:
Свекла_________ цветок___________ петух________ яблоко_________ кот____________
В) определить, каким по счету стоит заданный слог в слове (-ло-):
Лошадь_________ молоко________ шило________ яблоко__________ лопата________
Г) определить количество слогов в слове
Дерево_______ мяч____________ бегемот____________ вишня_________________
Д) Придумать слова с определенным количеством слогов:
Из одного слога___________________________________________
Из двух слогов_________________________________________
Из трех слогов____________________________________________
Вывод: (Не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции, не коррегирует, пропуски, персеверации, трудности определения последовательности и количества слогов в слове, увеличен латентный период)____________________________________________________________________
- Состояние лексической стороны речи
А) обощающие понятия
Возраст | Обобщающее понятие | Список слов | Показ | Называние | Самостоятельное продолжение ряда предметов |
С 4 лет | Овощи | Свекла, капуста, кабачок, морковь | |||
фрукты | Груша, яблоко, лимон, банан | ||||
одежда | Юбка, шорты, платье, шуба | ||||
обувь | Туфли, сапоги, ботинки, сандалии | ||||
С 5 лет | мебель | Стул, диван, стол, шкаф | |||
посуда | Сковорода, кастрюля, чашка, тарелка | ||||
транспорт | Самолет, машина, поезд, корабль | ||||
Домашние животные | Свинья, корова, собака, коза | ||||
Дикие животные | Заяц, лиса, медведь, еж | ||||
С 6 лет | профессии | Повар, водитель, врач, артист |
Б) Называние частей предмета
Предмет | Части предмета | Показ | Называние |
Стул | Ножки | ||
Спинка | |||
Сидение | |||
Чайник | Носик | ||
Ручка | |||
Крыжка | |||
Дно | |||
Пиджак | Рукава | ||
Воротник | |||
Карманы | |||
Пуговицы |
В) Называние предмета по его описанию:
Пушистая, с острыми коготками, мяукает_____________________________________
Покрытая перьями, летает________________________________________________
Мягкая мебель, служит для отдыха, сидя__________________________________
Г) Глагольный словарь
с 5 лет:
кто как кричит?
Кошка_________________- петух________________________мышь___________________
Свинья______________ собака_____________________ овца___________________
Гусь_________________ корова_____________________ лошадь____________________
Кто как передвигается?
Девочка__________________ лошадь_________________ лягушка__________________
Рыба____________________ бабочка___________________- улитка___________________
С 6 лет:
Кто что делает?
Швея______________ пожарный__________ строитель__________ дворник____________
Д) словарь признаков:
Подбор прилагательных к имени существительному.
Лимон(какой?) ________________________________________
Платье(какое?) ________________________________________
Лиса (какая?)________________________________________
Е) подбор антонимов (с 6 лет)
К прилагательным:
Большой (маленький)_______________ длинный (короткий)_____________________
Высокий (низкий)______________________ толстый (тонкий)_______________________
Широкий (узкий)_______________________сладкий (горький)______________________
Легкий (тяжелый)______________________ полный (пустой)_______________________
Трусливый (смелый )______________________
К существительным
Зима _______________________ осень________________пол_______________________
Соль________________________ плюс________________ девочка____________________
И) словообразование
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с 5 лет):
-ик- дом____________ -ок- гриб__________ -чик- диван______________
Стол____________ паук________ стакан____________
Ключ__________ петух________ стул________________
- к- рябина ______________ -очк- тарелка_____________ -ечк-шишка____________
Шляпа_____________ тетрадь__________ катушка__________
Картина____________ шапка___________ книга_______________
-ичк- коса_____________ -ушк- сова_______________ -иц- лужа_______________
Лиса_____________ -ышк- перо_________________ - ец- платье____________
Гнездо_______________ -ц- зеркало___________
Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (с 6 лет):
Суп(супница)__________________________ сахар(сахарница)____________________________
Название детенышей животных и птиц:
Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова(с 4 лет):
Гусь- гусенок – гусята кот - _________________________
Лиса - _______________________ еж- ____________________________
Словообразование с чередованием звуков в корне слов (с 5 лет):
Волк- волчонок – волчата заяц - _____________________________
Белка - ________________________ медведь - ____________________________
Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (с 6 лет):
Овца – ягненок – ягнята собака - _______________________
Корова - _________________________ курица__________________________
Образование притяжательных прилагательных
Чей? Фартук , галстук, шарф…
-ин- Танин _______________ Ванин_____________ Мамин__________________
Словообразование с использованием суффикса –i- и чередованием в корне:
Чей хвост, нос?
Лисий - ____________________ волчий_________________ заячий __________________
Образование относительных прилагательных (с 6 лет):
- ов- лист из клена_________________________ -н- гвоздь из железа_________________
-ян- шарф из шерсти_______________________ -ев- калоши из резины________________
Салат из капусты______________________ джем из груш__________________________
-ск- стол учителя_______________________ сок из моркови_______________________
-енн- сок из тыквы_______________________
Образование глаголов при помощи приставок:
Шел (вошел, вышел, сошел) ___________________________________________
Летела (влетела, вылетела, прилетела) _________________________________
Ехал (заехал, подъехал, выехал) _______________________________________
Вывод: (практическими способами словообразования владеет достаточно или недостаточно, владеет продуктивными способами словообразования, унификация словообразовательных моделей)______________________________________________________________________
- Грамматический строй речи
Наличие фразовой речи:
Предложение | Понимание | Составление |
Мальчик играет. | ||
Мальчик бросает мяч. | ||
Девочка гладит белье утюгом. |
Понимание и употребление предлогов
На______________ под________________ из-за___________________
В_______________ над_________________ с______________________
За______________ из___________________ к______________________
Употребление имен существительных в различных падежах:
Именительный падеж | Папа смотрит телевизор | |
Художник рисует картину | ||
Родительный падеж | У стула нет спинки | |
У машинки нет колеса | ||
Дательный падеж | Мама шьет платье дочке | |
Птичка чистит зубы крокодилу | ||
Винительный падеж | Кошка ловит мышку | |
Девочка вышивает петушка | ||
Творительный падеж | Мальчик машет шапкой | |
Девочка ловит бабочку сачком | ||
Предложный падеж | Мальчик играет на скрипке | |
Собака спит на коврике |
Вывод: (фраза агграматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно-нарушенная, смешивает падежные формы, предлоги отсутствуют)_______________________________
____________________________________________________________________________
Образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:
Рыба____________ глаз________________ стул__________________ лев_______________
Зонт____________ ведро___________________ колос________________ гусенок_________
Вилка_____________ письмо__________________ перо________________ ухо___________
Образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных:
Инструкция: скажи чего много у инопланетянина:
Носы_________________ ноги_________________
Брови________________ зубы____________________
Руки_________________ уши___________________
Пальцы_____________ глаза_____________________
Локти______________
Согласование имен прилагательных с существительными
Груша (желтая)_____________________ солнышко (желтое)_________________________
Лимон (желтый)_________________________ бананы (желтые)______________________
Согласование притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе
Инструкция: подбери правильно картинки:
Мой , мое, моя, мои – машина, бабочка, мяч, арбуз, платье, дерево, ладони, очки _____________________________________________________________________________
Согласование количественных числительных «одна-один-одно-одни» с именами существительными:
Юбка___________ пиджак______________ платье____________ шорты________________
Согласование количественных числительных «два-две» с именами существительными:
Инструкция: сколько у тебя носов, рук, ног, глаз; о чем из нарисованных предметов можно сказать «два - две»:
Калоши____________ сапоги_____________ конфеты____________ уши______________
Образование глаголов множественного числа:
Идет(идут)____________________________ машет _________________________
Плывет______________________________ поливает _____________________________
Летит ______________________________ красит __________________________________
Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде:
Собака (плыла)___________________________ кораблик (плыл )______________________
Бревно (плыло)___________________________ листья (плыли)_______________________
Лампа (светила)__________________________ фонарь(светил)_______________________
Солнце (светило)_________________________ звезды (светили)______________________
Вывод: (отсутствие грамматических форм, недостаточная сформированность грамматических форм, наличие аграматизмов с неправильным использованием прилагательных, глаголов, существительных, местоимений, числительных, грамматический строй сформирован достаточно)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Связная речь
Пересказ (Л.Н. Толстой «Хотела галка пить») _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по картине:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картин:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ ребенка с опорой на жизненный опыт (о весне, о зимних забавах, о поездке и т.д.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(рассказы составлены самостоятельно; полно и адекватно отображен сюжет; рассказы лаконичные; составлены по наводящим вопросам; пропуск смысловых частей; смысловые несоответствия; рассказ подменяется перечислением действий; рассказ состоит из отдельных предложений; фраза развернутая, без ошибок; отмечается нарушение порядка слов в предложении; аграмматизмы; предложение из 2-3 слов; бедность и однообразие языковых средств, монологическая связная речь не сформирована ).
Заключение логопеда: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___ __________________ 20__год
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед: __________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...