Методическая разработка "Логическая мозаика" с использованием ИКТ с детьми 4-7 лет с ТНР, в рамках образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный период – период сензитивного развития многих психических процессов: внимания. мышления, памяти и восприятия. Развитие психических и познавательных процессов является актуальной проблемой дошкольного образования, особенно обучения детей с тяжелыми нарушениями (далее ТНР). В свете современных требований ФГОС любознательность, развитое мышление и речь являются приоритетными линиями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_logicheskaya_mozaika_gil.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Логическая мозаика»
с использованием информационно-коммуникационных технологий с детьми 4-7 лет с ТНР, в рамках образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Сроки реализации: 3 года
Содержание | Стр. |
| 3 |
Целевая аудитория Индивидуальные особенности речевой и познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи | 3 3 |
Цель и задачи Методической разработки | 4 |
Планируемые результаты освоения учебного материала I года обучения | 4 4 |
2.2 Задачи II года обучения (дошкольники 5-6 лет) Планируемые результаты освоения учебного материала II обучения
Планируемые результаты освоения учебного материала III обучения Принципы организации образовательного процесса Этапы реализации Методической разработки Способы оценки достижения планируемых результатов Организация образовательной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей детей с ТНР 4-7 лет Особенности организации деятельности Механизмы адаптации Методической разработки для детей с ТНР Примерный учебный план реализации методической разработки
Нормативно-правовое обеспечение Перечень методических пособий | 4 5 5 6 6 6 6 7 7 7 8 8 8 9 9 |
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Все психические процессы у ребёнка –
память, внимание, воображение,
мышление, целенаправленное поведение –
развиваются при непосредственном участии речи
Л. С. Выготский, А. Р. Лурия
Дошкольный период – период сензитивного развития многих психических процессов: внимания. мышления, памяти и восприятия. Развитие психических и познавательных процессов является актуальной проблемой дошкольного образования, особенно обучения детей с тяжелыми нарушениями (далее ТНР). В свете современных требований ФГОС любознательность, развитое мышление и речь являются приоритетными линиями развития. Количество знаний или навыков не выступает показателем развития, важнее как ребенок проявляет выдумку и инициативу, может быть активным и самостоятельным.
Использование вариативных методик по развитию познавательных процессов, позволяет качественно обновить методы и приемы образовательной деятельности для повышения эффективности коррекционной - логопедической работы. Е. М. Мастюкова в своих исследованиях показала, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития».
Поскольку игра имеет большое значение в жизни ребенка, в развитие познавательных и психических процессов возможно включение ИКТ с комплексами игровых электронных пособий в соответствии с лексической темой недели и без ее учета. Это позволит развивать различные стороны мыслительных процессов, а развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи. Содержание электронных пособий соответствуют триединым задачам дошкольного образования и возрастным особенностям детей и включает дидактические упражнения, логические и творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей и положительный эмоциональный настрой.
Идея создания Методической разработки «Логическая мозаика» с детьми с ТНР, продиктована необходимостью развития любознательности, умственной активности дошкольников: умение рассуждать, экспериментировать, строить догадки, воспринимать, понимать, анализировать полученную информацию т.к. у дошкольников прослеживается тесная взаимосвязь речевых нарушений с развитием психических функций.
Методическая разработка определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ТНР и направлена на развитие следующих сторон мыслительных процессов:
- избирательности и концентрации произвольного внимания;
- зрительной, слуховой, долговременной и краткосрочной памяти;
- произвольного и непроизвольного запоминания;
- словесно-логического мышления;
- пространственно-временных отношений;
- точности слухового и зрительного восприятия.
Содержание Методической разработки и ее целостность обеспечивается установлением связей между образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.
Целевая аудитория: дети с ТНР, имеющие системное недоразвитие речи от 4 до 7 лет
Индивидуальные особенности речевой и познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты мониторинга речевого развития детей с ТНР можно сделать следующие выводы: обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями: сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Как показывают исследования у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений.
Характеристика воображения: Задержка в развитии речи тесно связана с задержкой развития воображения. Для детей с ТНР характерно:
- быстрая истощаемость процессов воображения и деятельности;
- использование штампов в работе, однообразность;
- увеличение времени для включения в работу и увеличение длительности пауз.
Как следствие, ограниченный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы ведут:
- к отставанию в развитии творческого воображения;
- к серьёзным нарушениям словотворчества детей;
- к односложным ответам детей либо краткому предложению;
- к простому называнию изображенных предметов, при работе с картиной;
- к затруднениям понимания содержания произведений;
- к трудностям в самостоятельном пересказе, выражающемся в искажении смысла и последовательности событий и причинно-следственных отношений.
Характеристика внимания: Дети с ТНР:
- быстро отвлекаются в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают;
- испытывают трудности при планировании своих действий;
- не могут найти способы или средства при решении различных заданий;
- затрудняются в распределении внимания между речью и практическим действием.
Характеристика памяти: При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.
- они забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые);
- опускают некоторые элементы инструкций;
- меняют последовательность предложенных заданий;
- затруднено запоминание вербальных стимулов.
Характеристика восприятия: Для детей характерно:
- нарушение формирования пространственных представлений и ориентировок;
- затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения;
- нарушение целостности восприятия при соотнесении с сенсорными эталонами и при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира.
- Содержательный раздел
Цель и задачи Методической разработки
Цель: способствовать реализации индивидуального потенциала умственного развития детей, как условия для успешного усвоения учебного материала.
2.1 Задачи I года обучения (4-5 лет)
Обучающие:
- обучать приемам активного познания свойств предметов, учить сравнивать предметы и явления окружающего мира, выделяя их параметры и особенности;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить задачи по схеме и использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; навыки предвосхищения событий (что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения);
- развивать объем памяти и навыки удерживания в памяти несложного условия, запоминания до 7-8 названий предметов;
- развивать навыки собирания разрезной картинки из 4 частей без опоры на образец и из 6 частей с опорой на образец.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости;
- воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости;
- формировать интерес к заданиям.
Планируемые результаты освоения учебного материала I года обучения (4-5 лет)
- осваивают приемы активного познания свойств предметов;
- умеют сравнивать предметы и явления окружающего мира, выделяя их параметры, свойства и особенности;
- имеют представления о пространстве, о времени;
- способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач;
- могут строить по схеме и решать лабиринтные задачи;
- имеют навыки предвосхищения событий (могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения);
- собирают картинку из 4 частей без опоры на образец и из 6 частей с опорой на образец;
- сосредоточиваются на деятельности в течение 15-20 минут;
- способны удерживать в памяти несложное условие;
- запоминают до 7-8 названий предметов;
- умеют преодолевать трудности;
- аккуратны при выполнении заданий;
- владеют навыками силы воли, настойчивости;
- владеют навыками самоконтроля, ответственности за результат учебного труда, понимают его значимость;
- проявляют интерес к заданиям.
2.2 Задачи II года обучения (5-6 лет)
Обучающие:
- обучать навыкам различения и называния основных цвета и их промежуточных цветовых оттенков; формы, величины объектов;
- обучать навыкам решения задачи в наглядном плане и совершения преобразования объекта «в уме»;
- дать схематизированные и комплексные представления о цикличности изменений;
- развивать навыки обобщения, как основы словесно-логического мышления;
- обучать навыкам словотворчества;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение выстраивать в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов;
- развивать умение распределения и переключаемости внимания (от непроизвольного к произвольному вниманию)
- развивать объем внимания от 5-6 до 6-7;
- развивать образно-зрительную память и способность запоминать 5-6 объектов;
- развивать слуховую вербальную память и способность запомнить 5-6 слов;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости;
- воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости;
- формировать интерес к заданиям.
Планируемые результаты освоения учебного материала II года обучения (5-6 лет)
- различают и называют не только основные цвета и их промежуточные цветовые оттенки; форму, величину объектов;
- умеют решать задачу в наглядном плане и «в уме» совершить преобразование объекта;
- имеют схематизированные и комплексные представления о цикличности изменений;
- имеют способность к обобщению, как основы словесно-логического мышления;
- легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов;
- способны к распределению и переключаемости внимания (от непроизвольного к произвольному вниманию)
- объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года -6-7;
- способны при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов;
- способны при помощи слуховой вербальной памяти запомнить 5-6 слов;
- умеют преодолевать трудности;
- аккуратны при выполнении заданий;
- владеют навыками силы воли, настойчивости;
- владеют навыками самоконтроля, ответственности за результат учебного труда, понимают его значимость;
- проявляют интерес к заданиям.
2.3 Задачи III года обучения (6-7 лет)
Обучающие:
- обучение навыкам устанавливания причинно-следственных связей;
- обучать умению находить решения проблемных ситуаций и делать исключения на основе всех изученных обобщений;
- обучать умению фантазировать;
- обучать навыкам оперирования словами, понимания логики рассуждений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать способность удерживания внимание 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов;
- развивать умение двойственные изображения;
- развивать навык целенаправленного наблюдения, произвольного внимания;
- развивать навыки и умения самостоятельно ставить цель: запомнить и вспомнить.
Воспитательные:
- воспитывать навык позитивного общения с людьми;
- воспитывать умение идентифицировать себя с позицией школьника;
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости;
- воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости;
- формировать интерес к заданиям.
Планируемые результаты освоения учебного материала III года обучения (6-7 лет)
- могут устанавливать причинно-следственные связи;
- находить решения проблемных ситуаций;
- делать исключения на основе всех изученных обобщений;
- умеют фантазировать;
- способны удерживать внимание 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов;
- различают двойственные изображения;
- умеют выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок;
- могут вести целенаправленное наблюдение,
- способны самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить;
- умеют оперировать словами, понимать логику рассуждений;
- осваивают формы позитивного общения с людьми;
- понимают и идентифицируют себя с позицией школьника;
- обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития;
- успешно в дальнейшем обучаются в школе.
- выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок;
- умеют преодолевать трудности;
- аккуратны при выполнении заданий;
- владеют навыками силы воли, настойчивости;
- владеют навыками самоконтроля, ответственности за результат учебного труда, понимают его значимость;
- проявляют интерес к заданиям.
Принципы организации образовательного процесса
Методическая разработка основывается на принципах формирования и развития познавательной деятельности:
- принцип комплексного интегрированного подхода к формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей;
- принцип единства развития познавательных компонентов;
- принцип объединения воспитательных, обучающих и коррекционно-развивающих задач и воздействий;
- принцип развивающего обучения;
- принцип полноты, необходимости и достаточности – программа позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному "минимуму"
- принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- дидактические принципы определяют алгоритм содержания заданий медиапособий: от простого к сложному, систематичность, доступность и возможность повторяемости материала и изменения содержания предлагаемого материала.
- принцип деятельности - в котором главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации;
- принцип обеспечения мотивации к учению, т.к. использование медиапособий обеспечивает постоянный интерес ребенка к учебным заданиям, выполненным в виде игры.
Методическая разработка предусматривает работу с детьми, с использованием:
- электронных развивающих игровых пособий (ИКТ);
- методов исследования;
- проблемно-поисковых заданий;
- наблюдения;
- дидактических игр;
- логических игр и заданий;
- элементарных тестов и интеллектуальных игр;
- индивидуальные и коллективные задания;
Этапы реализации программы
Этапы работы по развитию познавательных процессов цикличны. Каждый учебный год коррекционно-развивающая работа предполагает прохождение всех этапов от начала до конца.
Этап 1 - подготовительный
Цель: Изучение условий для коррекции.
На этом этапе проводится первичный мониторинг познавательного и речевого развития, анализ результатов и оценка уровня сформированности познавательных процессов при проведении тестов.
Этап 2 – основной (коррекционно-развивающий)
Цель: Разработка и использование модели развития познавательных процессов.
Этот этап предполагает проведение комплекса развивающих мероприятий, анализ промежуточных результатов и внесение необходимых изменений в ход коррекционно-развивающей деятельности.
Этап 3 – обобщающий
Цель: Подведение итогов по результатам мониторинга
На данном этапе проводится итоговый мониторинг речевого и познавательного развития и его анализ и оценка уровня сформированности познавательных процессов; соотнесение полученных результатов с целями и задачами программы и последующее изменение направления и методов коррекционной работы на следующий учебный год.
Способы оценки достижения планируемых результатов
Оценка уровня развития познавательных процессов проводится на основе анализа выполнения заданий. Регистрация результата позволит определить динамику развития способностей на разных возрастных этапах детей. Детям предлагаются две группы заданий:
Первая группа – три задания, позволяющих выявить уровень развития мыслительных операций:
Задание №1 на развитие общей осведомленности
Задание №2 на развитие объема памяти
Задание №3 на развитие гибкости мышления
Вторая группа - два задания, позволяющих выявить уровень восприятия целостности образа предмета:
Задание №4 на восприятие целостности образа предмета (разрезная картинка)
Задание №5 на зрительное восприятие и воображение
Анализ выполнения задания проводится по следующим показателям:
- справился самостоятельно и полностью со всеми заданиями – 2 балла;
- выполнил задания частично или с помощью педагога – 1 балл;
- не выполнил задание – 0 баллов.
Набранное количество баллов определяет уровень развития познавательных процессов:
- справился самостоятельно и полностью со всеми заданиями – высокий уровень;
- выполнил задания частично или с помощью педагога – средний уровень;
- не выполнил задания правильно – низкий уровень.
Организация образовательной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей детей с ТНР 4-7 лет
Содержание коррекционно-развивающей работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования:
Социально-личностное развитие:
- формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- развитие умения адекватно воспринимать и положительно относится к окружающим предметам и явлениям;
- развитие эмоционального интеллекта;
- формирование игровых навыков, в том числе навыков самостоятельной организации сюжетно-ролевой игры.
Познавательно развитие:
- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;
- развитие познавательных интересов;
- развитие внимания, памяти, воображения;
- формирование математических представлений.
Речевое развитие:
- развитие речи, как средства познания и общения;
- развитие всех компонентов речи: лексико-грамматического строя речи, звукопроизносительной стороны речи и связной речи, фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.
Особенности организации деятельности
Реализация Методической разработки рассчитана на 3 года, так как использование методов, форм и средств развития познавательной деятельности, остается актуальным, как в первый, так и в последующие года обучения;
Задания, для определения уровня сформированности познавательных процессов, а также развивающий материал предлагается с усложнением содержания, что помогает обеспечивать дальнейшее индивидуальное сопровождение каждого ребенка в группе;
Возможность использования ИКТ средств обучения и развития с включением электронных игровых образовательных пособий (далее ЭИОП), который осуществляется по следующим правилам:
- работа с ЭИОП не чаще одного раза в течение дня и не более трех раз в неделю;
- проходит в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.;
- объем содержания и показ ЭИОП не превышает -15 минут, поэтому работа с пособием может выступать, как часть коррекционного логопедического занятия или как самостоятельное занятие;
- ЭИОП не предназначены для работы с детьми 4-5 лет.
Организация коррекционной деятельности проходит в микрогруппах и индивидуально;
Продолжительность НОД: для детей 5-6 лет – 20 минут; для детей 6-7 лет - 25 минут. Продолжительность может быть сокращена, вследствие умственного или эмоционального переутомления ребенка;
Методическая разработка предполагает системное взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ.
Механизмы адаптации Методической разработки для детей с ТНР
- индивидуальный подход и отбор содержания НОД с опорой на возрастные и индивидуальные особенности детей с системным недоразвитием речи;
- планирование образовательного процесса по принципу «возвращения назад» для обеспечения лучшего усвоения и запоминания материала детьми;
- частота повтора материала определяется содержанием дидактических задач и уровнем усвоения программы и смена одного вида деятельности другим;
- объединение заданий единой мыслью в логическое целое коррекционно-интегрированное занятие;
- создание игровой мотивации и эмоциональной насыщенности любой деятельности;
- использование нетрадиционных форм и методов в коррекционной работе:
Примерный учебный план реализации Методической разработки
Учебный год | Направления развития | Количество НОД в неделю | Формы ОД |
1 год обучения | Познавательное и речевое развитие | 15-20 мин / 1НОД | 1. Игры-манипулирование 2. Игры-соревнования 3. Игры-общение 4. Дидактические игры 5. Дидактические упражнения 6. Элементарные тесты в викторине 7. Индивидуальные и коллективные творческие задания 8. Конкурсы |
Ежедневно в индивидуальной деятельности | |||
Итого: | 15- 20 мин/1 НОД | ||
2 год обучения | Познавательное и речевое развитие | 20-25 мин / 1НОД | |
Ежедневно в индивидуальной деятельности | |||
Итого: | 20-25 мин/1 НОД | ||
3 год обучения | Познавательное и речевое развитие | 25-30 мин/1 НОД | |
Ежедневно в индивидуальной деятельности | |||
Итого: | 25-30мин/1 НОД |
Перечень методических пособий
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Издательство: ТЦ Сфера Год: 2005
- Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001
- Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись, играя. Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: 1997
- Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М: «Линка – Пресс», 2001
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «Гном-Пресс», «Начальная школа», 1998
- Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. - Ростов-на-Дону: 2002
- Рогалевич Н.Н. «282 задания для успешной подготовки детей к школе» Издательство АРС, Харвест, 2007
- Севостьянова Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
- Управителева Л..В. Подготовка к школе в д/с. Счет, чтение, речь, мышление., Ярославль. Академия развития, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность «Грамматика в природе» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие». (с использованием ИКТ)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...
Непрерывная образовательная деятельность «Пернатые друзья» С детьми старшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (с использованием ИКТ)
Конспект НОД в старшей группе "Пернатые друзья" (Развитие речи,познание).Цель:уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих н...
конспект НОД «Путешествие в осенний лес» с детьми средней группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (с использованием ИКТ)
Непрерывно образовательная деятельность«Путешествие в осенний лес» с детьми средней группыс интеграцией образовательных областей«Речевое развитие», «Познавательное р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Грибная пора" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"/средняя группа/
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления познавательной и речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности (итоговое). Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Тема: «Весна»
Конспект организованной образовательной деятельности (итоговое). Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием ИКТ)
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познават...
Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)
ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...