Конспект совместной деятельности Тема: «Знаток буквы и звука Ш» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Федосимова Наталия Сергеевна

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательная:

-учить детей составлять предложение из 4-5 слов;

-совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слова, определять место звука в словах в трех позициях: в начале, середине, конце слова;

-познакомить с буквой Ш;

2. Развивающая:

-развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику.

3. Воспитательная: воспитывать у детей умение слышать и слушать друг друга, соблюдать установленные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

Тема: «Знаток буквы и звука Ш»

(подготовительная группа)

интегрирующие дисциплины:

ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально –коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие»

Пояснительная записка

Тема: «Знаток буквы и звука Ш»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Интегратор: ОО «Речевое  развитие»

Интегрирующие дисциплины: ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие».

Место занятия в изучаемой теме, курсе: основной этап

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательная:

-учить детей составлять предложение из 4-5 слов;

-совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слова, определять место звука в словах в трех позициях: в начале, середине, конце слова;

-познакомить с буквой Ш;

2. Развивающая:

-развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику.

3. Воспитательная: воспитывать у детей умение слышать и слушать друг друга, соблюдать установленные правила.

Методы

Приемы

Наглядный:

Показ картинки (ребус)

Показ образца действий

Словесный:

Беседа

Объяснение

Пояснение

Практический:

Упражнения

Моделирование

Игра

Виды детской деятельности:

Игровая – игра с правилами

Коммуникативная  

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Конструирование

Необходимое оборудование:

Картинка-ребус, буква Ш, иллюстрация змеи, дидактическое пособие (математический планшет), схема предложения, микрофон, карточки с изображением букв Ш,А, М, Л, З, Н, И, условное обозначение характеристики звука, фишки, кармашки для фишек, магнитная доска.

Путь дошкольника к грамоте лежит   через  игры в звуки и буквы.

Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы,

 а чтение - это перевод букв в звучащую речь.

Ход деятельности

Организационно-мотивационный  этап.

Приглашение детей к совместной деятельности.

Логопед.- Мои девчонки и мальчишки,

- Кто меня слышит – хлопните в ладоши.Ребята всех, кто хочет с нами поиграть, мы с Н.С. приглашаем вас в увлекательный мир игр с буквами и звуками.В конце нашей игры мы подведём итог и определим знатока буквы и звука, с которым мы сегодня будем играть.

- Раз, два, три – все сюда скорей беги  (дети собираются возле взрослых).Не забудьте взять с собой кармашки, в них вы будете складывать заработанные фишки за правильно выполненные задания и правила: «Говорим по очереди», «Хочешь сказать подними руку», «Внимательно слушаем друг друга». За нарушение правил, фишка забирается.

Логопед. Кто готовприсаживайтесь на стулья, первыми садятся девочки, а между  девочками мальчики. Повторим правило.

Дети.Каждый день всегда, везде

На занятии в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Логопед. Первая игра «Да-нет» . Перед вами ряд букв (на доске вряд выставлены карточки с изображениембукв  Ш,И,А, Л,Э,М, У), одну из них я загадала (воспитателем  загадана буква Ш).Ваша задача отгадать, какую, задавая вопросы, а не просто перечислять их.  За правильно заданный вопрос участник получает фишку.

Дети. Загадана буква Л?  (первый вопрос детей относится к объекту, который они выделили как центральный).

Логопед. Нет.

Дети.Это с лева от буквы Л?(следующий вопрос сужает поле поиска до половины ряда).

Логопед. Да.

Дети. Это между буквами И- Л? (дальнейшие вопросы будут касаться только тех букв, которые находятся слева от буквы Л - Ш,И,А).

Логопед. Нет

Дети. Это буква  Ш?

Логопед. Да. Это буква Ш.

Основной (операциональный) этап

Логопед. Сегодня мы будем играть с буквой Ш (показ буквы) и её звуком.Давайте вспомним, чем отличается буква от звука. 

Дети.Буквы мы видим и пишем. Звуки произносим и слышим.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

Логопед. Чтобы правильно произнести звук, давайте потренируем язычок и сделаем артикуляционную гимнастику для звука [ш]. За правильное выполнение упражнений каждый участник получает фишку (дети, выполняют гимнастику для шипящего звука [ш]). Молодцы!

Логопед. Произнесём звук [ш]вместе.

Логопед. Как вы думаете,какой онгласный или согласный?

Дети.Согласный.

Логопед. Струя воздуха встречает препятствие, значит звук согласный.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите это звук и определите он глухой или звонкий? 

Дети. Глухой.

Логопед.Произносим без голоса – глухой.  Всегда твёрдый.Дайте характеристику звуку.

Дети.Звук [ш]согласный, глухой, всегда твёрдый (показ).

Логопед. Следующая игра «Слово на ладошке». Ваша задача назвать  слово со звуком [ш] и определить место этого звука в слове в начале, (в середине, конце). За названное слово со звуком [ш] в начале слова участник получает одну фишку, в середине две, в конце  слова – три. Игра начинается и заканчивается по сигналу. Встаньте, пожалуйста, перед стульями. По считалки выберем ведущего (ведущий встаёт в центр круга). Все участники берутся за руки, произносят считалку.

Мы найдём слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда играем в слово  (на ком считалка закончилась «ищет»  слово со звуком [ш] и передаёт слово соседу, тот следующему и т.д.).

Физминутка.

Вышли мышки кактот раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон.

Логопед. Наши игры продолжаются следующая игра «Разгадай ребус».  Проходите к столам занимайте места. Рассмотрите ребус. Назовите картинку, затем добавьте букву в конце слова – названия картинки. Не торопитесь, проговорите их вместе  несколько раз – получится новое слово. Отгадку выложите на планшете. За правильно выполненное задание каждый участник получает фишку. Игра начинается и заканчивается по сигналу.  

По окончанию игры проводится самоконтроль по зрительному образцу, лист с отгадкой демонстрируется детям, а они сравнивают свою работу с образцом.

Логопед. Игра «Составь модель слова».  Ваша задачаза 1мин составить модель полученного слова с помощью цветных фишек. За правильно выполненное задание каждый получает фишку.

Логопед. Проверяем. Игра «Живая модель». Первый звук в слове шарф.

Дети. [ш] – выходи… (имя ребёнка) выбери карточку обозначающую этот звук. Первый звук [ш], он согласный, глухой, всегда твёрдый, обозначаем синим кружком. И т.д. с каждым звуком.

Логопед. Сколько всего звуков в слове?

Дети. Четыре.

Логопед.Сколько гласных  (согласных) звуков?

Дети. Один гласный и три согласных.

Логопед.На какой звук падает ударение?

Дети.На гласный звук [а].

Логопед. Совершенно верно. Какой звук дольше тянется тот и ударный. Ударение в нашей модели будет обозначаться такой шапочкой. Сколько слогов в слове шарф?

Дети.В слове ШАРФ  – 1 слог, потому, что 1 гласный звук [а].

Логопед. Придумайте предложение с этим словом. Назовите  количество  и последовательность слов в предложении.

Логопед. Следующая игра «Нарисуй букву».  Скажите из каких элементов состоит буква Ш? Предлагаю вам «нарисовать» букву резиночками на планшете.

Логопед. Молодцы!

-  Сегодня я приготовила для вас в Центре искусства заготовки, для изготовления буквы Ш.  В Центре грамоты вас ждут интересные задания с буквой и звуком [ш]. Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет на сегодня.

А теперь проходите и присаживайтесь на ковер,чередуясь, мальчики, девочки.

Рефлексивно- оценочный этап

Логопед.С какой буквой и звуком мы сегодня играли.

Дети. Мы играли с буквой  и звуком [ш].

Логопед. Давайте вспомним, какой это звук?

Дети. Звук [ш] согласный, шипящий, всегда твердый и глухой.  

Логопед. Что было самым интересным на занятии?

- Какое задание было самым трудным?

- Меня удивило то, что…?

- После занятия я расскажу своим друзьям…?

- Ещё мне хотелось бы узнать…?

- Знания, полученные на занятие, я могу использовать…?

Логопед. Посчитайте количество фишек у кого сколько? И  победителями сегодня стали имена детей…. Награждаются медалями лучший знаток звука буквы Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности ко дню открытых дверей с детьми подготовительной группы

Конспект совместной деятельности ко дню открытых дверей с   детьми подготовительной группы...

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы коррекционной направленности на тему: «Мебель»

КонспектСовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной логопедической группына тему:«Мебель»...

Конспект совместной деятельности детей и родителей По ПДД в подготовительной группе

Формировать у детей и родителей основы безопасного поведения на улице...

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»

Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группеТема: «Кукла – оберег «Крупеничка»Группа: подготовительная ...

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе на тему "Петербургский Эрмитаж"

В данном конспекте освещается знакомство детей с музеем Эрмитаж, одним из залов "Рыцарский зал" и с экспонатом "Часы "Павлин""...

Методическая разработка . Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:Продолжать учить детей составлять рассказ (описательный, повествовательный), побуждать их высказывать свои мысли, внимательно слушать своих сверстников. Развивать воображение, р...