Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет. Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка: в современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет.
Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.
Этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям, как в общении, так и любом совместном действии.
Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума. Сегодня существует конфликт между этикетом как высшим компонентом поведенческой культуры и реальным поведением людей. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания соблюдать, поскольку человек не осознает его целесообразности для себя и окружающих; из-за сознательного противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Решить эту задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов сообщества. Именно эта задача стоит перед воспитателем, формирующим у дошкольников культуру поведения.
Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.
Цель: воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.
Задачи: учить детей устанавливать доброжелательные отношения с людьми – сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми, проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям. Дать понятие этикета, научить правилам: речевого этикета, этикета телефонного разговора, поведения в общественных местах, подарочного этикета, столового этикета, семейного этикета, этикета межличностных отношений.
Комплексно-тематическое планирование
по ознакомлению старших дошкольников
с правилами этикета
старшая группа
Тема задачи | Формы работы | |
сентябрь | Что такое этикет? Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы. | - Беседа «Что такое этикет?» - Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы». - Сочинение сказки об этикете. - Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»; «Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе» |
октябрь | Зачем быть вежливым? Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней. | - Беседа «Зачем быть вежливым» - Д/игра «Пожалуйста» - Д/игра «Вежливый ручеек» - Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет») |
ноябрь | Волшебные слова. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких. | - Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”. - Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”. - Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”. |
декабрь | Давайте познакомимся. Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве. | - Беседа «Для чего человеку имя» - Д/и «Назови ласково» - Чтение сказки Г. Остера «Будем знакомы» - Беседа «Может ли знакомый стать другом» |
январь | Урок вежливости в школе игрушек Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. | - Беседа “Как понравиться людям”. - Д/и «Как поступить, если…» - Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. |
февраль | В гости на день рождения Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами | - Беседа «Гости в дом – радость в нем» - Д/и “Накрой стол для угощения” - Чтение и рассматривание книги - С/р игра «В гости на день рождения» С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!” |
март | Телефон и мы Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. Объяснить значение звуковых сигналов. | Игра “Глухой телефон” Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон” - ситуация «У меня зазвонил телефон…» Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор” |
апрель | Путешествие в кинотеатр. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения | Сюжетно-ролевая игра “Театр” Развлечение «Путешествие в кинотеатр» |
май | Вежливая улица. Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. | - Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья» - Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения” - Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков” - Кукольный театр “Уважайте светофор” -Коллективный труд: изготовление макета “Улица города” |
Комплексно-тематическое планирование
по ознакомлению старших дошкольников
с правилами этикета
подготовительная к школе группа
Тема задачи | Формы работы | |
сентябрь | Этикет – порядок поведения людей. Дать представление об этикете как порядке поведения, который помогает поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Расширить представления детей о правилах этикета. Речевой этикет. Познакомить детей с правилами речевого этикета: обращение по имени, к взрослым по имени-отчеству, употребление слов приветствия и расставания, правила знакомства и умения вести беседу. | Беседы «Что такое этикет?», «Для чего человеку имя» «Все начинается со слова «здравствуй». Дидактические игры: «Назови ласково» «Волшебное слово» «Давай знакомиться» «Улыбнись другу» «Наши имена» Р.н.и. «Бояре» «Вежливый ручеек» Чтение художественной литературы: А. Барто. «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; С.Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В.Осеева «Волшебное слово», С.Погореловский. «Что значит быть вежливым». |
октябрь | Этикет телефонного разговора. Закрепить знания детей о правилах телефонного разговора. Закреплять у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. Этикет и мой дом. Развивать стремление к соблюдению порядка в собственном доме, детской комнате, в уголке игрушек и на книжной полке. Подводить к пониманию того, что игрушки, книги, предметы и вещи делают дом уютным. | Дидактические игры: «Вежливый ребенок» «Цветок любви» «Испорченный телефон» «Разные ситуации» Проблемная ситуация: «Я набираю номер ваш…» «У меня зазвонил телефон» Чтение художественной литературы А. Барто. «Имя и фамилия» А.Кондратьев. «Добрый день» М.Дружинина. «Кто знает волшебное слово» К.Чуковский. «Телефон» Дидактические игры: «Уберем наш дом» «Угощение для любителей чистоты» «Моя игрушка расскажет обо мне» К.Чуковский. «Федорино горе» |
ноябрь | Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида. Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида. Закрепить знания о правилах гигиены. Познакомить детей с правилами составления костюма. Воспитывать у детей вкус к красивой и опрятной одежде, бережное отношение к своим вещам, самостоятельность в создании своего имиджа. | Беседы: «Как понравиться людям», «Мой друг Мойдодыр: личная гигиена» «По одежке встречают: как составить свой костюм» Дидактические игры: «Поменяйтесь местами» «Солнышко в доме» «Веселые переглядки» «Комплемент Фее счастья» «Выбери костюм» «Оцени костюм друга» Чтение художественной литературы А.Барто. «Девочка чумазая», «Модница», «Любочка», «Сто одежек», В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо» Ю.Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Е.Благинина. «Приходите, поглядите…» Э.Машковская. «Я был таким хорошим» Рассматривание альбомов по истории костюма. Рисование одежды для бумажной куклы. |
Декабрь - январь | Соблюдение этикета в общественных местах Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, в магазине, в кафе, в театре и кинотеатре, музее и на выставке. | Игра-ситуация «Как поступить если…» «На лестнице» «Мы в кафе» Дидактические игры: «Мой друг светофор» « В магазине» «Мы в театре на спектакле» «Что можно и что нельзя делать в музее и на выставке» Экскурсии: в кинотеатр, в музей. Чтение художественной литературы С.Маршак.«Урок вежливости» С.Михалков. «Бараны» «Одна рифма» «Песенка друзей» А.Барто. «В театре» |
февраль | Гостевой и подарочный этикет Продолжить знакомство с правилами гостевого и подарочного этикета. Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения и приема подарка. | Беседы: «Гости в дом – радость в нем» «Как приятно дарить подарки!» Ситуации: «Я иду в гости к другу» «Мой день рождения» Дидактические игры: «Приглашение в гости» «Встреча гостей» «Угощение гостей» «Прощание с гостями» «Цветы для мамы» «Слова благодарности» «Мой подарок тебе» «Двойной подарок» Чтение художественной литературы: А.Барто. «Подари, подари…» С.Маршак. «Кошкин дом» Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки…» Р.н.с. «Лиса и журавль» Д.Хармс. «Очень – очень вкусный пирог» К.Чуковский. «Муха – Цокотуха» А.Милн. «Винни Пух и все-все-все» Продуктивная деятельность: «Открытка для друга», «Подарок» |
март | Столовый этикет. Закрепить знания о сервировке стола (обеденного, чайного, ежедневного, праздничного), умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила культуры еды. | Ситуации: «Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола» «Фруктовое застолье» «Мы пьем чай с тортом и конфетами» Дидактические игры: «Сервировка стола» «Моя помощница - салфетка» «Благодарность за угощение» «Как что едят» «Веселое чаепитие» «Как есть сладости» Чтение художественной литературы М.Потоцкая. «Острое поросячье заболевание» Ю.Тувим. «Овощи» А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» |
апрель | Семейный этикет Раскрыть значение семьи в жизни человека. Подвести к пониманию того, что счастливая семья, та в которой всем хорошо. Познакомить с секретами счастливой семьи: проявление доброты и нежности по отношению друг к другу, забота друг о друге, приятные сюрпризы и семейные праздники; стремление к миру и взаимопониманию. | Беседы: «Секреты семейного счастья» «Мама, папа и я – дружная семья» «Мои любимые бабушка и дедушка» «У меня братишка есть, у меня сестренка есть…» Дидактические игры: «Добрые слова самым любимым» «Что мы делаем когда» «День рождения» «Расскажи о своей семье» Чтение художественной литературы Е.Благинина. «Посидим в тишине» С.Михалков. «А что у вас» Г.Андерсен. «Дикие лебеди» В.Осеева. «Волшебное слово» А.Костецкий. «Все начинается с мамы» С.Капутикян. «Спросим папу» |
май | Этикет межличностных отношений. Продолжать знакомить детей с этикетом дружбы и товащества. Развивать умение уставливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения поощрять стремление прийти на помощь и уступить, поделиться игрушками и сладостями. | Беседы: «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями – много!» «Мальчики и девочки» «Скоро в школу!» Дидактические игры: «Мне нравиться с тобой дружить» «Закончи высказывание» «Танцуем вдвоем» Ситуации: «Рисуем вместе» «Построим вдвоем» «В школе» Чтение художественной литературы: А.Барто. «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка». С.Михалков. «Мы с приятелем» Н.Носов. «Приключение Незнайки и его друзей» Р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Образовательная область "Безопасность". Формирование основ безопасности жизнедеятельности.Представлен комплекс мероприятий для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....
Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения подготовительная группа
В планировании отражены темы и задачи по ПДД, а также виды деятельности....
Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (ПДД)
«Работа с детьми»...
Сообщение на педсовете" Ознакомление дошкольников с правилами этикета"
Ознакомление дошкольников с правилами столового этикета....
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)
Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с правилами этикета.
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с правилами этикета...