«Логопедические помощники для подготовки детей с ТНР по обучению грамоте в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ТНРПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_strana_zvukov.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логопедические помощники для подготовки детей с ТНР к обучению грамоте
в условиях реализации ФГОС»
Садрева Л.Н.- учитель-логопед МБДОУ
№3 «Огонек» пгт. Камские Поляны
На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе в условиях реализации ФГОС. Вместе с тем, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.
При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде наглядных моделей, графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий.
Этот метод эффективен для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опираясь на наглядные модели, дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином.
Использование в работе метода наглядного моделирования, в виде мнемотехники и звуковых кукол, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее.
Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Динамичность проведения речевых игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре, за стульчиками. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного метода работы.
Использование логопедических помощников помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки. Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного моделирования, появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом.
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии».
Д.Б. Эльконин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель внутрифирменного обучения как условие реализации ФГОС ДО
В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным организациям. Кач...
"Модель внутрифирменного обучения как условие реализации ФГОС ДО"
В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным организациям. Кач...
Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навы...
Логопедическое пособие для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте "Сказочник и Звуковички"
Практика коррекционно-развивающей логопедической работы показывает, что наибольшей эффективности в усвоении знаний дошкольниками можно добиться при использовании различных игр и игровых пособий, так к...
Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"
Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....
Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС
Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС Кратко об истории технологии «Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в у...
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»материалы Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» номинация «Реализуем ФГОС»
Лэпбук-это игра, творчество, познание, исследование нового и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности ребенка и взрослого.Нами был создан лэпбук &q...