Конспект интегрированного открытого занятия в старшей логопедической группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный конспект занятия посвящен теме "Космос". Его целью является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предлагаемые в нем задания способствуют развитию общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей. В занятия включены занимательные задания по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР-детский сад № 16» Ново-Савиновского района г. Казани
Конспект интегрированного открытого занятия
в старшей логопедической группе
Тема: «Космическое путешествие»
Подготовили: учитель-логопед Томашевич Е.В.,
педагог-психолог Гимадутдинова А.И.
2019 год
Космическое путешествиеЦель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить представления детей по теме «Космос»
- практиковать в употреблении в речи слов-антонимов, в согласовании числительных с существительными, составлении предложений
- обогащать речь детей прилагательными
- закрепить знание об изученных буквах, навыки звукобуквенного анализа слов, чтения слов и предложений
- уточнить значения новых слов: иллюминаторы, экипаж, люки.
- Развивающие:
-развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- развитие речевого слуха.
- развитие речевого дыхания и голоса.
- развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
- развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- развитие интонационной стороны речи.
- развитие общей и мелкой моторики, зрительной ориентации, координации движений.
3. Воспитательные:
- воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность
- создавать положительный эмоциональный настрой на работу.
4. Коррекционные:
- коррекция правильного звукопроизношения, построения словосочетаний и предложений, употребления предлогов, согласования слов, построения лексико-грамматических конструкций.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное, физическое.
Оборудование: экран, проектор, презентация (слайды), звезды, детали для составления ракет, буквы для составления слов (Нептун, Сатурн), карточки со словами, аудиозапись, магнитофон.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас сегодня видеть. К нам на занятие пришли гости. Давайте с ним поздороваемся на русском языке, а потом на татарском.
(дети здороваются)
Психолог: (заходит в кабинет) Ребята, сегодня детский сад получил сигнал о помощи из космоса (слайд 1). К нам на планету прилетели инопланетяне. Они не могут вернуться на свою планету, потому что космический вихрь разбросал по нашей Солнечной системе звезды, по которым они ориентировались и строили свой путь. Инопланетяне просят нас о помощи, поможем? Мы с вами соберем все звезды и поможем инопланетянам построить дорогу домой.
Игры и упражнения
Игра «Дружные и внимательные» (Нос-Пол-Потолок)
Чтобы отправиться в космос, нам нужно стать внимательными и дружными. Давайте встанем в круг и когда я буду говорить «нос», вы дотронетесь пальцем до носа, когда скажу «пол», опустите руки вниз, когда скажу «потолок», поднимете руки вверх, а я буду вас путать. (дети выполняют задание)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Ребята, а кем мы станем, когда полетим в космос?
Дети: Космонавтами.
Логопед: Какими должны быть космонавты?
Дети: Отважные, сильные, здоровые, умные, смелые, дружные.
Логопед: Действительно, космонавты должны быть еще и умными, чтобы уметь принять верное решение. Мы возьмем в космос того, кто правильно закончит предложение. (педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает нужным словом)
- Ракета летит сначала медленно, а потом… (быстро)
- На Земле светло, а в космосе …(темно)
- Космонавты не глупые, а … (умные)
- Космонавты не слабые, а …(сильные)
- Космонавты не больные, а …(здоровые)
- Они не трусливые, а … (смелые)
- Некоторые планеты обитаемые, а некоторые …(необитаемые)
- Мелкие метеориты безопасные, а крупные …(опасные)
- Планеты бывают большие, а бывают …(маленькие)
- Некоторые метеориты видно в космосе, а некоторые …(не видно)
- Опыты, которые проводят космонавты, бывают простые, а бывают …(сложные).
Логопед: Молодцы! Мы вас принимаем в отряд космонавтов.
Игра «Построим ракету»
Психолог: Команда готова, но как же мы полетим в космос?
Дети: Чтобы полететь в космос, нам нужно построить ракету.
Психолог: Но в одну ракету может поместиться только пять человек. Давайте посчитаем, сколько нас на татарском языке.
Дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун.
Психолог: Как же нам быть?
Дети: Нужно построить две ракеты.
Психолог: Отлично! У нас есть детали ракеты из разного материала. Из них нужно построить два космических корабля. Посмотрите и решите, какие они будут? (дети достают из мешочка детали ракеты двух цветов и таким образом делятся на две команды)
Психолог: Космонавты, приступить к строительству!
(дети строят ракеты из конструктора, камушков и палочек)
Логопед: Итак, ракеты готовы. Экипажи, прошу занять свои места. Собираемся в путешествие. Приготовьте пальчики (пальчиковая гимнастика):
Раз, два, три, четыре, пять – (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, ( пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди? (руки наверх)
Солнце, планеты, спутники, кометы. (соединяют пальчики обеих рук)
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо | Дети произносят «ш-ш-ш…» |
Открываем и закрываем люки | А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук [А] низким и высоким голосом/ |
Проверяем радио | Дети произносят короткие и острые звуки [У] в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой |
Включаем двигатель | Произносят звук [Р] и вращают кулачками перед грудью |
Логопед: Посмотрите, как взлетают наши ракеты. (аудиозапись «взлет ракеты», слайд «ракета взлетает»)
Логопед: Посмотрите (руки у лица), вот мы и в космосе (слайд «Открытый космос») Как красиво вокруг! Что вы видите?
Дети: Звезды, планеты, Солнце.
Логопед: Что такое Солнце? Какие планеты вы знаете? Что такое Луна?
Дети: Солнце-это самая большая звезда, Луна – это спутник Земли. Планеты - Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Земля, Меркурий.
Игра «Собери название планеты»
Логопед: Хотите узнать, мимо каких планет пролетают наши ракеты? Посмотрите на карточки, на них зашифрованы названия планет, каждая буква стоит под определенной цифрой, расставьте цифры по порядку и вы узнаете название планеты (каждому ребенку дается своя буква).
(дети выполняют задание)
Логопед: Названия каких планет у вас получились?
Дети: Сатурн, Нептун.
Логопед: Посмотрите на них (Слайд «Нептун», «Сатурн»). Что вы знаете об этих планетах? (дети отвечают)
Каждая команда получает по звезде.
Игра «На что похоже?»
Психолог: Звезд в космическом пространстве очень много. Посмотрите на созвездия, они похожи на каких-то животных, отгадайте, на кого. (загадывает загадки)
Отвечая, команды получают звезды.
Игра «Созвездия»
Психолог: Созвездия бывают разной формы. Они в космосе двигаются по-разному. Под музыку дети двигаются по комнате, когда музыка останавливается, они должны объединиться в созвездия из 3-х, 5-ти… человек. (выполнив задание, получают звезды)
Игра «Головоломка»
Логопед: Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Впереди я вижу какое-то послание (слайд «Буквы»). Это космическая головоломка. Если мы ее разгадаем, то сможем собрать последние звезды. Посмотрите, здесь очень много букв. Вам нужно зачеркнуть все фигуры, кроме треугольников (карточки у каждого ребенка). Зачеркнув лишние фигуры, дети получают два слова: ГАГАРИН, РАКЕТА. А как связаны между собой эти два слова? Какое предложение можно составить с этими словами?
Дети: Юрий Гагарин полетел в космос на ракете.
Логопед: Ребята, 12 Апреля мы отмечаем День космонавтики. В этот день в 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос. Он был первым человеком, побывавшем в космосе.
Выход из игровой ситуации. Подведение итогов:
Психолог: Ребята, вы собрали все звезды, теперь инопланетяне могут вернутся на свою планету. Посчитаем звезды? (дети считают) Победила дружба. Чтобы помочь инопланетянам, нам нужно выложить дорожку на их планету. (коллективная работа – приклеивают звезды на дорожку)
Логопед: И нам тоже пора возвращаться в детский сад: «На ракете полетаем и обратно посчитаем» (дети считают в обратном порядке от десяти до одного). Мы с вами на нашей планете Земля, в детском саду.
Рефлексия
Логопед: Где мы с вами побывали? Кому мы помогли? Какие знания помогли нам в путешествии? Какие планеты мы встретили? Какие еще планеты вы знаете? Что такое созвездие? На какой планете мы живем? Ребята, вы согласны, что, помогая инопланетянам, мы совершили настоящий подвиг?
Дети: Да!
Логопед: За подвиг вы достойны настоящих медалей (раздача сладких призов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по НОД по ФЭМП в старшей логопедической группе "Космическое путешествие"
конспект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по космосу"
Дать детям представление о космосе, познакомить с названиями планет, о Дне космонавтики....
Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»
Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе«Путешествие в страну гласных звуков»....
Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»
Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»Тема: зимующие и кочующие птицы.Цель: ознакомление детей с зимующими и кочующими ...
План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в зимний лес"
Интегрированная образовательная деятельность в старшей логпедической группе по теме "Зима"...