Конспект интегрированного открытого занятия в старшей логопедической группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Томашевич Евгения Викторовна

Данный конспект занятия посвящен теме "Космос". Его целью является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предлагаемые в нем задания способствуют развитию  общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей. В занятия включены занимательные задания по обучению грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР-детский сад № 16» Ново-Савиновского района г. Казани

Конспект интегрированного открытого занятия

в старшей логопедической группе

Тема: «Космическое путешествие»

Подготовили: учитель-логопед Томашевич Е.В.,

 педагог-психолог Гимадутдинова А.И.

2019 год


Космическое путешествие

Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить представления детей по теме «Космос»

- практиковать в употреблении в речи слов-антонимов, в согласовании числительных с существительными, составлении предложений

- обогащать речь детей прилагательными

- закрепить знание об изученных буквах, навыки звукобуквенного анализа слов, чтения слов и предложений

- уточнить значения новых слов: иллюминаторы, экипаж, люки.

  1. Развивающие:

-развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

- развитие речевого слуха.

- развитие речевого дыхания и голоса.

- развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

- развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

- развитие интонационной стороны речи.

- развитие общей и мелкой моторики, зрительной ориентации, координации движений.

3. Воспитательные:

- воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность

- создавать положительный эмоциональный настрой на работу.

4. Коррекционные:

- коррекция правильного звукопроизношения, построения словосочетаний и предложений, употребления предлогов, согласования слов, построения лексико-грамматических конструкций.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное, физическое.

Оборудование: экран, проектор, презентация (слайды), звезды, детали для составления ракет, буквы для составления слов (Нептун, Сатурн), карточки со словами, аудиозапись, магнитофон.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас сегодня видеть. К нам на занятие пришли гости. Давайте с ним поздороваемся на русском языке, а потом на татарском.

(дети здороваются)

Психолог: (заходит в кабинет) Ребята, сегодня детский сад получил сигнал о помощи из космоса (слайд 1). К нам на планету прилетели инопланетяне. Они не могут вернуться на свою планету, потому что космический вихрь разбросал по нашей Солнечной системе звезды, по которым они ориентировались и строили свой путь. Инопланетяне просят нас о помощи, поможем? Мы с вами соберем все звезды и поможем инопланетянам построить дорогу домой.

Игры и упражнения

Игра «Дружные и внимательные» (Нос-Пол-Потолок)

Чтобы отправиться в космос, нам нужно стать внимательными и дружными. Давайте встанем в круг и когда я буду говорить «нос», вы дотронетесь пальцем до носа, когда скажу «пол», опустите руки вниз, когда скажу «потолок», поднимете руки вверх, а я буду вас путать. (дети выполняют задание)

Игра «Скажи наоборот»

Логопед: Ребята, а кем мы станем, когда полетим в космос?

Дети: Космонавтами.  

Логопед: Какими должны быть космонавты?

Дети: Отважные, сильные, здоровые, умные, смелые, дружные.

Логопед: Действительно, космонавты должны быть еще и умными, чтобы уметь принять верное решение. Мы возьмем в космос того, кто правильно закончит предложение. (педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает нужным словом)

- Ракета летит сначала медленно, а потом… (быстро)

- На Земле светло, а в космосе …(темно)

     - Космонавты не глупые, а … (умные)

- Космонавты не слабые, а …(сильные)

- Космонавты не больные, а …(здоровые)

- Они не трусливые, а …  (смелые)

- Некоторые планеты обитаемые, а некоторые …(необитаемые)

- Мелкие метеориты безопасные, а крупные …(опасные)

- Планеты бывают большие, а бывают …(маленькие)

- Некоторые метеориты видно в космосе, а некоторые …(не видно)

- Опыты, которые проводят космонавты, бывают простые, а бывают …(сложные).

     Логопед: Молодцы! Мы вас принимаем в отряд космонавтов.

Игра «Построим ракету»

Психолог: Команда готова, но как же мы полетим в космос?

Дети: Чтобы полететь в космос, нам нужно построить ракету.

Психолог: Но в одну ракету может поместиться только пять человек.  Давайте посчитаем, сколько нас на татарском языке.

Дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун.

Психолог: Как же нам быть?

Дети: Нужно построить две ракеты.

Психолог: Отлично! У нас есть детали ракеты из разного материала. Из них нужно построить два космических корабля. Посмотрите и решите, какие они будут? (дети достают из мешочка детали ракеты двух цветов и таким образом делятся на две команды)

Психолог:  Космонавты, приступить к строительству!

(дети строят ракеты из конструктора, камушков и палочек)

Логопед: Итак, ракеты готовы. Экипажи, прошу занять свои места. Собираемся в путешествие. Приготовьте пальчики (пальчиковая гимнастика):

Раз, два, три, четыре, пять – (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, ( пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди? (руки наверх)
Солнце, планеты, спутники, кометы. (соединяют пальчики обеих рук)

   Фонопедическое  упражнение «Ракета»

Проверяем топливо

Дети произносят «ш-ш-ш…»

Открываем и закрываем люки

А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук [А] низким и высоким голосом/

Проверяем радио

Дети произносят короткие и острые звуки [У] в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой

Включаем двигатель

Произносят звук [Р] и вращают кулачками перед грудью

Логопед: Посмотрите, как взлетают наши ракеты. (аудиозапись «взлет ракеты», слайд «ракета взлетает»)

Логопед: Посмотрите (руки у лица), вот мы и в космосе (слайд «Открытый космос») Как красиво вокруг! Что вы видите?

Дети: Звезды, планеты, Солнце.

Логопед: Что такое Солнце?  Какие планеты вы знаете? Что такое Луна?

Дети: Солнце-это самая большая звезда, Луна – это спутник Земли. Планеты - Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Земля, Меркурий.

Игра «Собери название планеты»

Логопед: Хотите узнать, мимо каких планет пролетают наши ракеты? Посмотрите на карточки, на них зашифрованы названия планет, каждая буква стоит под определенной цифрой, расставьте цифры по порядку и вы узнаете название планеты (каждому ребенку дается своя буква).

(дети выполняют задание)

Логопед: Названия каких планет у вас получились?

Дети: Сатурн, Нептун.

Логопед: Посмотрите на них (Слайд «Нептун», «Сатурн»). Что вы знаете об этих планетах? (дети отвечают)

     Каждая команда получает по звезде.

Игра «На что похоже?»

Психолог: Звезд в космическом пространстве очень много.  Посмотрите на созвездия, они похожи на каких-то животных, отгадайте, на кого. (загадывает загадки)

 Отвечая, команды получают звезды.

Игра «Созвездия»

Психолог: Созвездия бывают разной формы. Они в космосе двигаются по-разному. Под музыку дети двигаются по комнате, когда музыка останавливается, они должны объединиться в созвездия из 3-х, 5-ти… человек.  (выполнив задание, получают звезды)

Игра «Головоломка»

Логопед: Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Впереди я вижу какое-то послание (слайд «Буквы»). Это космическая головоломка. Если мы ее разгадаем, то сможем собрать последние звезды. Посмотрите, здесь очень много букв. Вам нужно зачеркнуть все фигуры, кроме треугольников (карточки у каждого ребенка). Зачеркнув лишние фигуры, дети получают два слова: ГАГАРИН, РАКЕТА. А как связаны между собой эти два слова? Какое предложение можно составить с этими словами?

Дети: Юрий Гагарин полетел в космос на ракете.

Логопед: Ребята, 12 Апреля мы отмечаем День космонавтики. В этот день в 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос. Он был первым человеком, побывавшем в космосе.

Выход из игровой ситуации. Подведение итогов:

Психолог: Ребята, вы собрали все звезды, теперь инопланетяне могут вернутся на свою планету. Посчитаем звезды? (дети считают) Победила дружба. Чтобы помочь инопланетянам, нам нужно выложить дорожку на их планету. (коллективная работа – приклеивают звезды на дорожку)

Логопед: И нам тоже пора возвращаться в детский сад: «На ракете полетаем и обратно посчитаем» (дети считают в обратном порядке от десяти до одного).  Мы с вами на нашей планете Земля, в детском саду.

Рефлексия

Логопед: Где мы с вами побывали? Кому мы помогли? Какие знания помогли нам в путешествии? Какие планеты мы встретили? Какие еще планеты вы знаете? Что такое созвездие? На какой планете мы живем? Ребята, вы согласны, что,  помогая инопланетянам, мы совершили настоящий подвиг?

Дети: Да!

Логопед: За подвиг вы достойны настоящих медалей (раздача сладких призов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по НОД по ФЭМП в старшей логопедической группе "Космическое путешествие"

конспект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по космосу"

Дать детям представление о космосе, познакомить с названиями планет, о Дне космонавтики....

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе«Путешествие в страну гласных звуков»....

Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»

Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»Тема: зимующие и кочующие птицы.Цель: ознакомление детей с зимующими и кочующими ...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в зимний лес"

Интегрированная образовательная деятельность в старшей логпедической группе по теме "Зима"...