Консультация для родителей "Изучаем звуки и буквы"
консультация по логопедии
В консультации представлена информация о звуках русского языка, о особенностях изучения звуков с детьми на занятиях с логопедом. Даны конкретные рекомендации о закреплении работы по формированию навыков звуко-буквенного анализа с детьми дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_logopeda_dlya_roditeley.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №79»
Консультация для родителей
«Изучаем звуки и буквы»
Подготовила и провела
учитель-логопед Гусева Е.В.
Рязань 2018 г.
Когда начинать обучение грамоте?
Некоторые родители считают, что это можно отложить до школы.
Но в первые месяцы в школе на ребенка обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место не только в классе, но и в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Серьезность и огромность этих перемен трудно переоценить. И если ко всем школьным новостям прибавиться еще и такое «событие», как знакомство с письмом и речью, то ребенок может просто не успеть чего-то освоить.
Чаще всего страдает именно чтение. А в результате неважные отметки, накапливающееся недовольство учительницы и домашних ( а их оценка так важна для душевного благополучия ребенка!) и – едва ли не самое печальное – возможная непопулярность среди одноклассников, для которых школьная успеваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика.
Уважаемые родители!
Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний.
Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов.
Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Прежде чем обучать ребенка, давайте вспомним некоторые сведения о звуках русского языка.
Начнем с гласных звуков.
Гласный звук – это такой звук, который произносится одним только голосом, поэтому он и называется гласный ( от слова голос, глас).
Произнесите с ребенком гласные звуки а о у э ы и. Расскажите ему, что при произношении гласных звуков никакие речевые органы не соприкасаются между собой, воздух, который выходит из рта, не встречает преграду. Рот всегда открыт, и только губы принимают немного разную форму.
Все гласные звуки обозначаются красным цветом.
Итак, гласные звуки произносятся одним только «чистым» звуком голоса. Их можно тянуть, даже петь. Поэтому они и образуют слоги, слог – это то, что тянется в слове. Слог – часть слова с гласной. Одна согласная никогда не может образовать слог. А вот одна гласная – может. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Именно на гласный звук всегда падает ударение.; звук на который падает ударение в слове, называется ударным.
По опыту работы я знаю, что дети иногда называют согласные ударными. Предостерегайте их от этого. Мы выделяем в слове ударный слог или ударную гласную. С ударением мы будем работать в подготовительной группе.
А научить ребенка выделять ударные гласные легче всего в игре «Позови». Напомните малышу, как вы его окликаете, когда он загулялся во дворе или далеко убежал в лесу: «Саааша!» (но не в коем случае не скандируйте Сà-шà!) После этого скажите, что все куклы и зверята, которые есть у вас в доме «разбежались в лесу». И помогите ребенку позвать их правильно: так, чтобы голосом ударить на самый громкий – гласный звук в слове. А потом поясните: Тот звук, который я произношу с большей силой голоса – ударный.
Гласные я е ё ю могут обозначать один звук и два звука.
я – [а]
е – [э]
ё – [о]
ю – [у]
после согласных
я – [йа]
е – [йэ]
ё – [йо]
ю – [йу]
- в начале слова (яблоко, ель, ёжик, юла);
- после согласной (моя, поел, поёт, поют);
- после Ъ и Ь (объявление, съел, пьет, лью).
Согласный звук – это звук, который произносится при участии каких-нибудь речевых органов ( языка и зубов, губ, губы и зубов).
Скажите ребенку, что согласные так называются, потому что в слове всегда идут вместе с гласными. Перечислите ребенку согласные звуки. Обратите внимание малыша на то, что согласные звуки произносятся четко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствия в ротовой полости – зубы (с, з, ц), губы (п, б, м), язык (ш, г, р), губы и зубы (в, ф).
Выучите с ребенком правило:
Если воздух, который выходит изо рта, встречает преграду, то образуется согласный звук. Его мы произносим коротко, отрывисто.
Если преграды воздуху, выходящему изо рта нет – воздух выходит свободно и звук можно пропеть – это гласный.
Необходимо обратить внимание на следующее: когда ребенок будет произносить тот или иной согласный звук, он должен произносить его так, чтобы вслед за ним не появилось призвука какого-нибудь гласного звука (например: вместо [п] – [пэ]), так как это будет затруднять звуковой анализ слов и чтение. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит звук.
Называние буквы должно полностью совпадать со звучанием звука ( то есть буква Р должна называться не [рэ], а [р]).
Согласные бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Например: в слове
кон [н] – твердый согласный, а в слове конь [нь] – мягкий согласный. Мягкость согласного обозначается зеленым цветом. Твердый согласный обозначается синим цветом.
Запомните: звуки [ш] [ж] [ц] – всегда твердые
звуки [й] [ч] [щ] – всегда мягкие
все остальные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими:
[к] - [к '] [т] - [т'] [м] - [м']
Если после согласной стоят и е ё ю я, то согласные смягчаются. Эти гласные всегда смягчают впереди стоящую согласную.
Глухость или звонкость согласной можно определить, если положить ладонь на горло и произнести звук. Вот так. Попробуйте сами. Я учу детей : Если горлышко дрожит, голосок звенит в горлышке – значит это звонкий согласный. Если голосок «спит» - это глухой согласный.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строиться из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Исходный принцип дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
Буква – это знак звука. Детям я иногда говорю: «Буква – это изображение, фотография звука». Буква – то, что мы пишем и видим, читаем.
А звук – это то, что мы произносим и слышим.
Не забывайте об этом сами и приучайте детей различать звук и букву.
Знакомство с обликом и именем буквы не обязательно должно быть первым шагом в обучении грамоте.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Чтобы научиться писать, необходимо научиться выделять в слове отдельные звуки, а освоить звуковой анализ слов можно только с помощью интонационного подчеркивания последовательного протягивания звуков в произносимом слове.
Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры – звукоподражания.
Например:
- Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖ.
А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так:
«Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище, приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками и мороЖЖеным».
Такие игры, как правило, легко подхватываются ребенком, сначала он повторяет за взрослым, а затем и самостоятельно находит слова со звуком Ж, выделяя его и подчеркивая «пчелиным» способом.
Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин:
- Я ВВВожу овощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать налеВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВнование – кто быстрее заВВВедется.
Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научится протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. Научите ребенка последовательно протягивать звуки в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН), выделять голосом определенный звук. Такой способ произнесения помогает ребенку не только расчленить слово на звуки, но и установить их последовательное расположение в слове.
Пусть ребенок поймет, что звучащее слово – это следование звуков одного за другим. Для этого я на занятиях знакомлю детей со звуковой линейкой и объясняю, что звуки в слове следуют друг за другом. А их последовательно открывающиеся окошки в звуковой линейке тоже будто звуки, их можно увидеть и даже пересчитать. Дома нарисуйте слово, обозначая звуки квадратиками (ах, уж, кот, мак, стол)
А | Х | ||
У | Ж | ||
К | О | Т | |
М | А | К | |
С | Т | О | Л |
Пусть ребенок проинтонирует все звуки в слове, интонационно выделяя каждый звук, обучая этому куклу или робота. (КККОООТТТ)
(Показ на звуковой линейке и по нарисованным на доске квадратикам).
После этого научите ребенка определять первый, а потом и последний звуки в слове. Сначала предлагайте слова с ударным гласным в начале слова, с глухим согласным в конце. Если ребенок будет затрудняться, предложите выделить голосом, проинтонировать это звук. Если у него не получится, проинтонируйте сами: пуХХХ, мукААА.
После того, как ребенок научится определять первый и последний звуки в слове, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа с помощью специальных фишек. Фишкой могут быть квадратики из картона, кубики, пуговицы, любые мелкие предметы.
Выделять все звуки в словах из двух-трех ( а в дальнейшем и более) звуков поможет игра «Дом звуков». Вы рисуете дом с числом окошек по количеству звуков в том слове, которое вы будете разбирать и объясняете ребенку, что в этих домах живут имена. В каждом окошке по жильцу-звуку. Пришел в дом кот (показываете игрушку, картинку или рисуете кота). Каждый звук спит отдельно. Вы даете ребенку в руку фишку и говорите: «Это звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «ККК», и кладет фишку в первое окошко. И так далее. Если ребенок теряет второй звук и второй фишкой «ловит» звук [Т], вы удивляетесь: «Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь кОООт!».
Начиная с ребенком играть в игры, связанные со звуковым и буквенным анализом, вы почувствуете, сколько труда, напряжения, усилий требуется от малыша. Не переусердствуйте в своем стремлении сделать ребенка грамотным. Не занимайтесь с ребенком утомительным трудом звукового анализа более 10 минут подряд. Ищите в вашем быту те моменты, когда ребенок не должен ради звуковых упражнений, прерывать какие-то свои важные и увлекательные занятия, благо многие звуковые игры не требуют специального реквизита и в них можно играть по дороге в детский сад, в очереди в поликлинике, дома – пока закипит чайник, на прогулке.
В какие же игры можно поиграть так - на ходу?
«Назови первый звук в слове»
«Назови последний звук в слове»
«Скажи, сколько звуков в слове»
Ребенок может на улице чертить на земле палочки, отмечая количество звуков или зажимать пальчики, протягивая слово. А слова на первых порах самые простые: АУ, УА, ОХ, УХ, АХ, УЖ, ОН, НОС, МАК, СОК.
С этими же легкими словами (особенно двух звуков) поиграйте в игру «Назови первый, второй звук в слове».
Путь в письменность – это путь от звука к букве.
Изучив звук, я сразу же знакомлю детей с графическим его образом – буквой. Так же поступайте и вы, закрепляя полученные в детском саду знания. Вводя буквы, мы даем только их печатные образцы. Начертанию письменных букв детей учат в школе.
Маленькому ребенку легче запомнить и воспроизвести начертания букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш - еще совсем неумелый в детской руке, - а пространство стола, на котором можно выложить буквы из палочек, песок или снег, где можно рисовать прутиком, протоптать фигурную дорожку – букву, складной метр или веревочка, с помощью которых буквы, как по волшебству, превращаются друг в друга. Начиная обучать письму лучше в первую очередь использовать не столько мелкие движения пальцев, сколько более грубые и более развитые движения всей руки и тела ребенка.
Предложите ребенку изобразить собой букву. Давайте и мы с вами попробуем изобразить, например, букву Р. Встаньте и попытайтесь это сделать. А вот как мы изображаем букву Ф. Руки в бока и ноги вместе. А чтобы изобразить букву М, нужно встать в пары. Обычно я показываю эту картинку и читаю: «Взялись за руки друзья и сказали ты да я, а между тем получилась буква эм».
На занятиях я постоянно задаю вопрос: « На что похожа буква?». Дети высказывают свои предположения, а потом я знакомлю их с тем, как эту букву изобразил художник и читаю стихи о ней.
Моторный образ буквы сложится у ребенка раньше, если первые его каллиграфические движения будут даже не копированием, а просто обведением вашего образца. Нарисуйте достаточно большую печатную букву, возьмите в свою руку указательный пальчик ребенка и обведите им букву. Затем это действие ребенок должен повторить самостоятельно. Пусть это станет формой первого знакомства с каждой последующей буквой. Реальное обведение буквы с помощью карандаша или ручки – следующий шаг, но и здесь, если ребенок затрудняется, начинайте с совместного движения: вложите карандаш в детские пальчики и обведите контур буквы, держа его руку в своей.
Полезно дать ребенку возможность закрасить или заштриховать нарисованный контур буквы. Перед тем, как писать букву самостоятельно, предложите малышу нарисовать букву в воздухе, объясняя расположение ее элементов. Предложите ребенку выложить буквы из фасоли, ниточек, палочек, вылепить их из пластилина, особенно это полезно если ребенок плохо запоминает буквы. Чтобы проверить, насколько запомнились ребенку те буквы, которые вы ему показали, предложите ему найти их в заголовках газет, уличных вывесках, на корешках книг и т.д.
Более сложное и интересное для ребенка задание – «исправь букву». Оно требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по отдельным ее элементам.
Скажите ребенку: «Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это буквы и исправь их».
/̶ | | ˫ | ̑
Заключение
Все представленные мною в этой консультации игры и упражнения полезны не только для формирования звукобуквенного анализа, но и для развития внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. А все эти психические процессы очень понадобятся вашим детям при обучении в школе. Быть готовым к школе - не значит уже сейчас владеть всем, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться, для этого нам с вами необходимо вести совместную, постоянную кропотливую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Консультации для родителей. Звук и буква В.
Закрепление навыков по звуку и букве В...
Консультация для родителей. Звук и буква Г.
Закрепление навыков по звуку и букве Г...
Консультации для родителей - Звук и буква М
Звук и буква М...
Консультация для родителей "Звуки и буквы русского языка".
Данная консультация рассчитана на родителей, дети которых посещают старшую группу компенсирующей направленности V вида. В ней рассказывается об отличие букв и звуков, даётся характеристика звуков русс...