Консультация для родителей "Звуки и буквы русского языка".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Татьяна Сергеевна Никифорова

Данная консультация рассчитана на родителей, дети которых посещают старшую группу компенсирующей направленности V вида. В ней рассказывается об отличие букв и звуков, даётся характеристика звуков русского языка. Родители знакомятся с правильным алгоритмом звукового разбора слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley._zvuki_i_bukvy.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Звуки и буквы русского языка»

май 2018 г.

Одна из особенностей нашей группы – это большая работа со звуками и буквами русского языка. Это и понятно. Ведь чтобы научиться правильно произносить звуки, надо понимать, что они из себя представляют.

По программе к концу старшей группы дети

  • дают характеристику знакомым звукам,
  • определяют их место в слове,
  • делают звуковой анализ слов типа «кот».

Я подробнее остановлюсь на каждом пункте, чтобы в дальнейшем вы могли помочь своим детям.

Звук и буква

        Дети должны хорошо понимать разницу между звуком и буквой. Звук мы можем услышать и произнести, но не можем увидеть. Буква – это символ, с помощью которого можно обозначить звук на письме. Букву мы можем увидеть, прочитать и написать.

 В русском языке часто звук не соответствует букве. Например, слово ОГУРЕЦ произносится как АГУРЕЦ, а слово ЕЩЁ, как ИЩО. В работе с детьми лучше избегать таких слов, но если их использовать, то дети должны знать разницу между звуком и буквой. Ещё раз хочу напомнить, что мы называем буквы, как твёрдый согласный звук.

Характеристика звуков русского языка

        Звуки русского языка делятся на гласные (их 6: У А И О Э Ы) и согласные.

        Гласные звуки можно петь, потому что во рту нет преграды. Воздух выходит свободно и ему не мешает язык, зубы и губы. Гласные звуки всегда звонкие, т.к. они произносятся с голосом (в их образовании участвуют голосовые связки). Эти звуки обозначаются красным цветом.  Если использовать пеналы с символами, то это красные кружки, если работать в тетрадях в клеточку, то это красные точки. 

        Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Некоторые твёрдые звуки имеют мягкую пару. Например, Л – ЛЬ, Н – НЬ, С – СЬ и т.д. Есть звуки, которые всегда твёрдые. Есть звуки, которые всегда мягкие. Но с ними мы познакомимся в следующем учебном году. Обучая детей, я использую жесты. Твёрдые звуки – кулак, мягкие – ладошка. Твёрдые звуки обозначаются чёрным цветом, а мягкие – синим. Мы используем эти цвета, т.к. такие же цвета используют в начальных классах нашего города.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. В образовании звонких звуков участвуют голосовые связки. Чтобы определить, какой звук: звонкий или глухой, нужно закрыть уши и произносить данный звук. Если звук глухой, то и слышаться он будет глухо, если звонкий – звонко. Звуки нужно произносить спокойно, не кричать. Если не придерживаться этого правила, то любой глухой звук превратиться в звонкий. Второй способ определения звонкость: положить ладошку на горло и спокойно произносить данный звук. Если звук глухой – горлышко не будет дрожать, если звонкий – наоборот. Некоторые дети всё равно не чувствуют разницы. Тогда можно предложить им почувствовать, как звучат парные звуки. Например, П - Б, Д - Т, З - С и т.д. Если использовать пеналы с символами, то звонкость обозначается белой точкой – звоночком, если работать в тетрадях, то петелечкой – звоночком.

Давая характеристику звуку, необходимо придерживаться определённой последовательности:

  1. Гласный звук или согласный.
  2. Твёрдый или мягкий (для согласных).
  3. Звонкий или глухой (для согласных).

Определение места звука в слове

Звук в слове может находиться в начале слова, в середине слова и в конце слова. Я делаю акцент на «слово», т.к. дети понимают, что звук – это часть слова, а не сам по себе.

Звуковой анализ слова

        Производя звуковой анализ слова, необходимо придерживаться определённой последовательности. Разберём для примера слово МИФ:

  1. Делим слово на произносительные части. Если гласный звук стоит после согласного, то они образуют сочетание и произносятся слитно. Сочетание звуков обозначается дугой (2 клетки, т.к. звука 2).  Отдельный звук обозначается точкой.  
  2. Находим гласные звуки: И. Обозначается красным цветом.
  3. Даём характеристику согласным звукам:

         МЬ – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается синим цветом со звоночком. 

         Ф – согласный, твёрдый, глухой. Обозначается чёрным цветом без звоночка.

  1. Называем звуки по порядку:  МЬ И Ф. В слове 3 звука.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и буквы русского языка.

ЭТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»

Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников.   В подготовительно...

Согласные буквы русского языка

Помошник в обучении грамоте....

Звуки и буквы русского языка

Как правильно произносить звук и называть букву русского языка...

Презентация по теме "Звуки и буквы русского языка"

Интересный материал по теме "Звуки и буквы русского языка"  для развития фонематического восприятия и автоматиации поставленных звуков позволяют в игровой форме закреплять полученный ра...