Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей логопедической группе с ОНР, с элементами квест-игры.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Машкова Нина Юрьевна

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковой реализации. При перессказе короткого текста дети не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные, для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы,затрудняются в выборе подходящего слова. Поэтому в данном занятии я использовала современные технологии , чтобы облегчить детям пересказывание сказки "Рукавичка", такие как использование мнемотаблицы и занятие проходит в форме квест-игры. Эти методы повышают заинтересованность детей, вызывают положительный эмоциональный отклик и хорошо решаются программные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники

в старшей логопедической группе с ТНР,

с элементами квест – игры.



«Путешествие по сказкам»





















Воспитатель: Машкова Н.Ю.

МБДОУ д/с №41, гр. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. п. Гидроторф, 2024 год.

 

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей логопедической группе с ТНР, с элементами квест игры.

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.

Задачи:

Обучающие:

         развитие умения работать с мнемотаблицами.

         закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.

Развивающие:

         развивать познавательный интерес и речь;

         развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, внимание;

         развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность

Воспитательные:

         воспитывать интерес к художественным произведениям;

         воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие

Демонстрационный материал: мнемосхемы по сказке, изображения сказочных персонажей, карта со схематическим изображением маршрута.

Предварительная работа: беседа о сказках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Используемые методы и приемы: рассматривание, беседа, художественное слово; сюрпризные моменты, физминутка, дыхательная гимнастика, подведение итогов.

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Чтоб не хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ребята вставайте в круг, будем приветствовать друг друга, говоря добрые слова и подавая друг другу руку. Не забываем про улыбку. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Стук в дверь, вносят письмо.

Воспитатель: Посмотрите, какое интересное письмо. Как вы думаете от кого оно?

Давайте прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Моя знакомая сорока, рассказала, что вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «своё самое ценное на свете сокровище». А чтобы оно не досталось Бабе Яге или хитрой вороне, я спрятал сокровища в надежном месте своего сказочного леса. Чтобы их отыскать вам нужно будет пройти все испытания, зашифрованные на моей карте сокровищ, проявив при этом смелость и смекалку. Если вы не испугаетесь, Бабы Яги и её хитрой вороны, будите дружными и внимательными, то быстро найдете мой подарок. Желаю удачи! ».

Домовенок Кузя.

Воспитатель: Ребята — это необычная карта на ней указан путь к сокровищу. Отыщем его?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, что там может быть спрятано?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Мы будем искать клад, двигаясь по маршруту карты.

Нас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. За каждое выполненное задание вы будете получать часть ключа, для того чтобы открыть сундук. И так, с чего мы начинаем наше путешествие?

 

 

 

 

 

Начинаем мы с вами с разминки для язычка:

KX8wNrZvNuzB_1200x0_AybP2us9.jpg

 

Задание 1. «Загадки»

На столе лежат коробочки, в которых лежит ответ на загадку.

1.Носик круглый пятачком,                              
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья …
(Поросята)

2.Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)

3.На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят)

4.Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)

 

5.Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

 

 

Воспитатель: Молодцы,  мы нашли первую часть нашего волшебного ключа, отправляемся дальше.

 

Задание 2. «Узнай героя сказки».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то разорвал фотографии сказочных героев. Давайте попробуем их собрать.

На столах разложены картинки, дети собирают.

Воспитатель: Молодцы ребята, каких героев вы узнали? Из каких они сказок? Правильно, вот и следующая часть ключа, отправляемся на следующую станцию.

Задание 3. « Музыкальная пауза».

Звучит песенка-заставка к передаче «В гостях у сказки – Приходите в гости к нам…». Дети выполняют танцевальные движения.

Получаем следующую часть ключа.

Задание 4. «Мнемотаблица»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы прибыли согласно нашей карте  на необычную станция. Ой, а тут какая то записка.

Просмотр мнемотаблицы к сказке.

Воспитатель: Оказывается, это не просто картинки, это зашифрованная сказка. Попробуем разгадать шифр. Кто скажет как называется эта сказка? Что обозначают эти картинки?

 

Воспитатель: Сейчас мы с помощью этих картинок расскажем о событиях которые произошли в этой сказке, а я вам немного помогу. Совместное рассказывание с детьми.

Сказка «Рукавичка»

Украинская сказка «Рукавичка»

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!

— Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!

— Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредёт кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок— серый бочок. А ты кто?

— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревёт:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди разорвётся.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришёл и забрал рукавичку.

hello_html_m6ea447b6.jpg

 

Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями, собрали все цифры волшебного ключа. Смотрите, на нашей карте  путешествие закончилось, где то здесь Кузя спрятал сундук с сокровищем. (Дети находят сундучок)

 Теперь пора открыть сундук,(открываем), а в нем лежат золотые монеты (шоколадные).

III. Заключительная часть.

 

Воспитатель: Молодцы ребята, у нас получилось интересное путешествие. Ребята, а что мы сегодня делали? Все ли у нас получилось? Что вам понравилось? Молодцы! Выберите смайлик, который отражает ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буратино идет в школу" для подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] - [л\'], [р] - [р\']. Использование методы театрализации с активным участием детей как современной образовательной технологии....

КОНСПЕКТ проведения НОД по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе

КОНСПЕКТ    проведения НОД по развитию речи  с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе ...

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр для старшей группы

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр для старшей группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники с детьми в подготовительной к школе группы по теме "Весна".

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники с детьми в подготовительной к школе группы по теме "Весна". В форме игры "Звездный час"....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:·         ра...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе: «Веселое приключение»

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие: развитие умения работать с мнемотаблицами.учить замечать образные сл...