Некоторые аспекты применения метода наглядного моделирования.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Применение наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnoe_modelirovanie.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает

влияние на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Основная функция связной речи — коммуникативная.

Научные и педагогические исследования выявили у дошкольников с ОНР значительные трудности в развитии связной речи:

—— отсутствие четкости и последовательности изложения;

—— высказывания — набор однословных предложений — прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения;

—— преобладают простые предложения, иногда с однородными членами;

—— полное или частичное отсутствие двусоставных предложений;

—— с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения.

Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа учителя-логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Дошкольный возраст — период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.

Работая с дошкольниками с ОНР и сталкиваясь с проблемами в обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие

и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передаче ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии, ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

—— геометрические фигуры;

—— символические изображения предметов (условные

обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

—— коллаж.

В настоящее время используются следующие виды моделирования:

—— сериационный;

—— двигательный;

—— временно-пространственный.

Работа начинается с простого вида моделирования— сериационного. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды.

После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник — елочка, белый кружочек — зайчик.

Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер); он и становится основанием для построения логики произведения.

Затем детям предлагается уже более сложный признак —не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой —черным и т. д.

Второй вид моделирования более сложный —двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» ушел на охоту — поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика — значит, пришла лиса.

Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать их точный ход.

Следующий вид — временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели.

Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.

Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передавать содержание.

Средства наглядного моделирования используют при обучении дошкольников с ОНР:

—— пересказу;

—— составлению описательного рассказа о единичных предметах;

—— составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;

—— составлению рассказов из личного опыта;

—— рассказыванию (с элементами творчества);

—— составлению сравнительного описательного рассказа;

—— составлению рассказа по плану;

—— составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям.

Применение наглядных моделей, схем в работе над связной речью дошкольников с ОНР позволяет детям овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования связной речи, что в последующем облегчит овладение знаниями

в период начального обучения в школе.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999. –159 с.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)

3. Глухов, В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу // Дефектология. — 1989. — № 1. — С. 69–76.

4. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5–6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе/О. С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 160 с. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

5. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектологических фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью [Текст] /. — 480 с.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16–21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Методическая разработка НОД "Весёлый гномик" (применение метода наглядного моделирования в процессе образовательной деятельности)

Методическая разработка НОД в логопедической группе, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: является обобщение знаний у детей, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. ...

Применение метода наглядного моделирования при пересказе якутской сказки «Лягушка и ворона» и разучивании стихотворения А. Михайлова «Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин….» с детьми старшего дошкольного возраста

В рамках ознакомления и приобщения дошкольников к якутской литературе, хотелось бы поделиться опытом использования метода наглядного моделирования при пересказе сказок на примере пересказа якутской на...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Подгрупповая ООД в подготовительной группе компенсирующей направленности с применением метода наглядного моделирования «Путешествие Красной Шапочки».

В презентации представлена подгрупповая организованная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием метода наглядного моделирования.  Тема...

Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...