Коррекционная работа со слабовидящими
консультация по логопедии

Пинькова Анна Владимировна

Основная задача педагога в работе со слабовидящими детьми является создание условий для всестороннего развития ребенка

Для решения поставленных задач используются игры на развитие фонематического слуха, тактильных ощущений и умения ориентироваться в пространстве, а также упражнения на снятие напряжения с глаз, общей и мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа учителя- логопеда со слабовидящими детьми

   Формирование речи слабовидящих детей протекает в более сложных условиях, чем у ребенка с сохранным зрением. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

     По степени выраженности речевого дефекта у детей с нарушением зрения можно выделить 4 уровня.

   Содержание коррекционного обучения слабовидящих дошкольников с недоразвитием речи учитывает комплексное развитие всех сторон  речи, психо – эмоциональной сферы и  опирается на  остаточные зрительные возможности ребенка ,  сохранный  слух и тактильные ощущения.

  Она осуществляется совместно всеми специалистами дошкольного учреждения: логопедом, психологом, физинструктором, музыкальным руководителем и воспитателем.

   Приоритетным направлением работы логопеда и других специалистов, работающих с такими детьми, является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия и компенсаторных навыков.

Основная задача педагога является создание условий для всестороннего развития ребенка

    Для решения поставленных задач используются игры на развитие фонематического слуха, тактильных ощущений и умения ориентироваться в пространстве, а также упражнения на снятие напряжения с глаз, общей и мелкой моторики.

   В коррекционной работе со слабовидящими детьми особое внимание уделяется подбору дидактического материала:

  • Реальные предметы.
  • Размер демонстрационного и раздаточного материала.
  • Наглядность должна иметь четкий контур.
  • Яркий окрас (основные цвета).
  • Используются рельефные картинки.

Закрепление результатов достигнутых в ходе коррекционной работы осуществляется во всех учебно – воспитательных процессах.

   Только при правильном психолого – педагогическом сопровождении мы сможем добиться устойчивой положительной динамики и помочь ребенку стать в дальнейшем успешным членом общества.

 

   Подбор упражнений со сменой динамических поз и физической нагрузки позволяет добиться наилучшего усвоения материала. Неотъемлемой частью логопедической работы должна быть и глазная гимнастика, которая позволяет не только снять зрительное напряжение, но и помогает в концентрации зрительного восприятия.

   Хороший результат дают игры с мячом, где не только отрабатываются различные варианты логопедических упражнений, но и позволяют концентрировать зрительное внимание, прослеживая путь мяча, что является своего рода тренировкой глазной мышцы.

Немаловажное место в работе логопеда отводится и подготовке детей к обучению грамоте. В этой работе отмечаются следующие задачи:

  • сформировать стойкий интерес у ребенка к обучению;
  • привить любовь и уважение к печатному слову;
  • совершенствовать фонематический слух;
  • уточнять, расширять и обогащать грамматические конструкции;
  • учить выделять на слух основные элементы языка предложение, слово, слог, звук;
  • развитие пространственной ориентировки на ограниченной поверхности;
  • стимулировать межполушарное взаимодействие, подкрепляя речевые высказывания двигательной активностью.

Для успешного решения поставленных задач исправления произносительной, лексической и грамматической стороны речи ребенка нам необходимо комплексное воздействие всех членов образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми

Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....

Взаимодействие работы тифлопедагога и логопеда в коррекционной группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием

В статье раскрывается совместная работа учителя -дефектолога (тифлопедагога)  и учителя-логопеда со слабовидящими детьми,  детьми  с амблиопией и косоглазием....

Организация коррекционно- воспитательной работы со слабовидящим ребенком в условия ДОУ общеразвивающего вида"

РАБОТА СО СЛАБОВИДЯЩИМ РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЫЧНОГО ТИПА, ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИИ...

Использование пескотерапии в коррекционной работе со слабовидящими дошкольниками

   Воспитанники с нарушениями зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, поз...

Коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими детьми в детском саду. Её задачи.

   Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению зрения у детей с косоглазием и амблиопатией ставит основной своей задачей: 1) формирование перцептивной активности, потребности...

Преемственность между детским садом и школой в использовании цифровых технологий в коррекционной работе со слабовидящими и детьми с амблиопией и косоглазием

Преемственность в обучении, воспитании и  лечении между дошкольным и начальным школьным звеном учреждения, является одной из актуальных задач в деятельности коллектива.В рамках преемственности не...