Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР.
Как правило, у детей с ЗПР при обследовании отмечается большое количество дефектных звуков, отсутствие звуков или замена близкими по артикуляции. При их наличии обычно нарушается произношение многосложных слов со стечение согласных, отмечается нечёткое различение на слух фонем (глухих- звонких, свистящих- шипящих, твёрдых- мягких, затруднение при анализе звукового состава слов. Подобные отклонения в речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие –специальные умственные действия
по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры слова
Всю систему коррекционной работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов (Нина Алексеевна Чевелева «Основы логопедии»):
1. этап – Узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе спец. игр и упр-й у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки. Эти занятия также способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Попробуй повтори.
Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте.
2. этап – Различение одинаковых звукокомплексов.
Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Дети учатся различать где гудит пароход
(<<У-у-у») -далеко (тихо) или близко' (громко);
Какая дудочка играет- большая
(<<У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (произносится высоким голосом)
Кто плачет - мальчик (<<А-а-а» низким голосом)
или девочка (высоким голосом).
А затем воспроизвести звукокомплекс различным по силе голосом: Кричат дети АУ (громко, АУ (тихо).
Лает собака (громко, тихо, поет петух и т. д.
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А - плачет, кричит девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О - удивилась мама
О - стонет бабушка
О - поет певица
О - потягивается папа
О - кричит охотник в лесу
у - гудит пароход
у - звучит дудочка
у - плачет мальчик
3. Этап - На этом этапе дети должны научиться различать слова близкие, по звуковому составу.
Педагог называет 3 слова, а ребёнок должен повторить правильно.
Пример: мак- бак– так, бык-бак-бок.
Покажи картинку.
У детей картинки, они показывают тот предмет, который называет дефектолог (где уточка, а где удочка)
4.Этап - Дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги:
Повторение слогов (смена ударного гласного)
Та-та-та та-та-та та-та-та
Смена гласных:
Та-то-ту мы-ма-му
Смена согласных:
На-ка-та пы-вы-ты
Смена твёрдых- мягких согласных
Та-тя-та ти-ты-ти
Смена звонких-глухих согласных
Па-ба-ба та-да-та
Наращивание согласных в стечении:
Па-тпа мы-кмы
Смена гласных в стечении:
Кма-кмы-кму тма-тмо-тму
Смена согласных в стечении:
Кта-тка мна-нма
5. Этап - Дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка Начинать нужно с дифференциации гласных звуков:
Например: у детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Педагог объясняет: «Поезд гудит- у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поет -и-и-и».
Далее произносит каждый звук отдельно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется, в ряд гласных А, У, И, включают другие звуки, например: О, Ы,Э, на которые дети не должны реагировать.
6. Этап - Развитие навыков звукового анализа.
1. Выделение ударного гласного из начала слова
(Алик, аист, утка).
2. Определение количества частей в словах
(отхлопывание 2-х, 3-х сложных слов, выделяя ударный слог)
3. Выделение ударного гласного из конца слова
(звук должен быть под ударением и произносить его надо длительно- ЛИСА-а-а-а.)
4. Выделение гласного из середины односложных слов.
5. Называние 1-го и последнего звука в словах (изба,Инна,игла).
6. После гласных при ступают к выделению согласных звуков из начала, конца, середины слова (полоски-символы, разделенные на 3 части).
Звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического слуха, который во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков, способствует усвоению лексического и грамматического значения слов. Целенаправленная работа в условиях дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредит возникновение нарушений письменной речи, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr_statya.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР.
Как правило, у детей с ЗПР при обследовании отмечается большое количество дефектных звуков, отсутствие звуков или замена близкими по артикуляции. При их наличии обычно нарушается произношение многосложных слов со стечение согласных, отмечается нечёткое различение на слух фонем (глухих- звонких, свистящих- шипящих, твёрдых- мягких, затруднение при анализе звукового состава слов. Подобные отклонения в речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие –специальные умственные действия
по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры слова
Всю систему коррекционной работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов (Нина Алексеевна Чевелева «Основы логопедии»):
1. этап – Узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе спец. игр и упр-й у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки. Эти занятия также способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Попробуй повтори.
Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте.
2. этап – Различение одинаковых звукокомплексов.
Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Дети учатся различать где гудит пароход
(<<У-у-у») -далеко (тихо) или близко' (громко);
Какая дудочка играет- большая
(<<У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (произносится высоким голосом)
Кто плачет - мальчик (<<А-а-а» низким голосом)
или девочка (высоким голосом).
А затем воспроизвести звукокомплекс различным по силе голосом: Кричат дети АУ (громко, АУ (тихо).
Лает собака (громко, тихо, поет петух и т. д.
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А - плачет, кричит девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О - удивилась мама
О - стонет бабушка
О - поет певица
О - потягивается папа
О - кричит охотник в лесу
у - гудит пароход
у - звучит дудочка
у - плачет мальчик
3. Этап - На этом этапе дети должны научиться различать слова близкие, по звуковому составу.
Педагог называет 3 слова, а ребёнок должен повторить правильно.
Пример: мак- бак– так, бык-бак-бок.
Покажи картинку.
У детей картинки, они показывают тот предмет, который называет дефектолог (где уточка, а где удочка)
4.Этап - Дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги:
Повторение слогов (смена ударного гласного)
Та-та-та та-та-та та-та-та
Смена гласных:
Та-то-ту мы-ма-му
Смена согласных:
На-ка-та пы-вы-ты
Смена твёрдых- мягких согласных
Та-тя-та ти-ты-ти
Смена звонких-глухих согласных
Па-ба-ба та-да-та
Наращивание согласных в стечении:
Па-тпа мы-кмы
Смена гласных в стечении:
Кма-кмы-кму тма-тмо-тму
Смена согласных в стечении:
Кта-тка мна-нма
5. Этап - Дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка Начинать нужно с дифференциации гласных звуков:
Например: у детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Педагог объясняет: «Поезд гудит- у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поет -и-и-и».
Далее произносит каждый звук отдельно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется, в ряд гласных А, У, И, включают другие звуки, например: О, Ы,Э, на которые дети не должны реагировать.
6. Этап - Развитие навыков звукового анализа.
1. Выделение ударного гласного из начала слова
(Алик, аист, утка).
2. Определение количества частей в словах
(отхлопывание 2-х, 3-х сложных слов, выделяя ударный слог)
3. Выделение ударного гласного из конца слова
(звук должен быть под ударением и произносить его надо длительно- ЛИСА-а-а-а.)
4. Выделение гласного из середины односложных слов.
5. Называние 1-го и последнего звука в словах (изба,Инна,игла).
6. После гласных при ступают к выделению согласных звуков из начала, конца, середины слова (полоски-символы, разделенные на 3 части).
Звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического слуха, который во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков, способствует усвоению лексического и грамматического значения слов. Целенаправленная работа в условиях дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредит возникновение нарушений письменной речи, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР
· Вводится понятия звук, гласный звук .· Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...
Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа) учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Система авторских заданий для родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста с ТНР
Задания предназначены для зарепления простейших навыков фонематического анализа, сформированных на логопедических занятиях в старшей группе. Может применяться как родителями, так и воспитателями речев...
КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .
Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...
Картотека игр по развитию фонематической стороны речи у детей раннего возраста (2-3 лет)
Картотека игр фонематического развития речи у детей 2-3 лет. В работе по развитию фонематической стороны речи детей раннего возраста применяют игры и упражнения, составленные с учетом педагогических т...