Практико-ориентированный проект «Развитие фонематических процессов»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Проект предназначен для оптимизации коррекционного процесса в рамках дошкольного учреждения, не имеющего в составе групп компенсирующей и комбинированной направленности. Поэтому важно привлечь к коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет родителей через информационно-просветительскую работу и педагогов групп через совместную деятельность и организацию совместно с логопедом логопедических развлечений. Акцент сделан также на использование в работе логопеда аудиоматериалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие фонематических процессов»


Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Автор: Иткина Наталья Николаевна

учитель-логопед МАДОУ детский сад №108

Актуальность проекта.

По данным отечественных и зарубежных исследований, в России до 30% детей дошкольного возраста имеют речевые нарушения. По данным Министерства здравоохранения и социального развития в Российской Федерации насчитывается более 2000000 детей с ограниченными возможностями здоровья. В их число входят дети с тяжелыми нарушениями речи. Они в большинстве случаев испытывают трудности в обучении, т.к. речь – одна из ведущих функций, определяющая готовность ребенка к школьному обучению.

 Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании и развитии фонематических процессов.

Как известно, фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух,

 - фонематическое восприятие,

 - фонематические представления.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления. Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

На основе понятия «представления», данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по развитию фонематических процессов проводится в течение всего учебного года как рамках специально организованной деятельности, так и в совместной.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Проектирование может взять на себя важную часть деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. 
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. 

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет. 

Участники проекта: дети с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели. 

Цель: развитие фонематических процессов дошкольников. 

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее скорректировать нарушения фонематических процессов и  повысит мотивацию ребенка на успешное речевое развитие.

Задачи проекта: 
1. Пробуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Формировать у детей интерес к родному языку.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Развивать фонематический слух и восприятие у детей на логопедических занятиях с использованием аудиозаписей, в том числе аудиосказок.
5. Увеличить объем коррекционного воздействия через творческое взаимодействие в совместной деятельности.
6. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 

Ожидаемый результат: 
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать более быстрому и успешному развитию речи детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
Эффективность данных результатов 
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития в целом;
-положительная динамика в развитии фонематических процессов; 
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 

Для педагогов 
- - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- удовлетворенность собственной деятельностью; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные формы и методы работы; 

Для ДОУ 
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов; 
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. 

Возможные риски:

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 
1. Недостаточная мотивация участников проекта. 
Пути решения: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. 
Пути решения: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. . 

Срок реализации проекта – 1 год 


Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

1.        Изучение теоретических основ темы.

2.        Изучение современных подходов по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

3.        Подбор диагностического инструментария по мониторингу фонематических процессов у воспитанников учреждения.

4.         Мониторинг новых методик и технологий, используемых в коррекционной работе.

5.        Подбор форм и методов работы с детьми в коррекционном процессе по теме, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям детей.

6.        Изготовление дидактических пособий и игр, адаптированных к условиям учреждения и потребностям коррекционного процесса.

7.        Обобщение опыта проведенной работы.

8.         Распространение положительного опыта в рамках учреждения.

Срок реализации: сентябрь –октябрь.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

1 Адаптировать и апробировать приемлемые методики и технологии к условиям МАДОУ.

2. Создать условия для повышения компетенции воспитателей в данной области.

3. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 

4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 

5. Развивать фонематический слух и восприятие у детей на логопедических занятиях с помощью аудиозаписей (в том числе аудиосказок), ИКТ (презентации, игры).

5. Формировать осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения через использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции.

6. Увеличить объем коррекционного воздействия в процессе совместной деятельности.

7. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

Срок реализации: октябрь – апрель.

 Содержание работы: 
Работа с детьми :

  1. Работа с неречевыми звуками (слушание звуков природы и окружающего мира).
  2. Игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребенка:

«Слушай звуки»;

«Двигайся на звук»;

«Сторож»;

«Одинаковые и разные звуки»;

«Определи одинаковые звуки»;

«Покажи, что звучит».

  1. Слушание аудиосказок:

«Репка», «Теремок», «Кошкин дом» и т.д.

  1. Работа с речевыми звуками. Дифференциация сходных по звучанию звуков.
  2. Логопедическое развлечение «Внимательные ушки».

Задачи: 
• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову. 
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. 
• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

  1. Работа по развитию навыков языкового анализа и синтеза.
  2. Логопедическое развлечение «Маша идёт в школу» 
    Задачи: 
    • Усвоение образа буквы; 
    • Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” 
    • Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. 
    • Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
    •Улучшение коммуникативных навыков детей 
    • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей 

Работа с педагогами

• Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»

• Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями»

• Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»

Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно».
Мастер класс «Игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребенка.»
Семинар практикум «Сказки-помощники»

 Консультация «Формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза и подготовка к школе»

Работа с родителями.

Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей».

Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.

Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений)

III. Заключительный этап реализации проекта:

Задачи: 
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения проекта в коррекционном процессе. 
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей через организацию праздника «Маша идёт в школу». 
3. Презентация проекта для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ. 
4. Практическое применение продуктов проекта в коррекционной работе в новом учебном году.

Список использованной литературы: 
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 

4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

5. Машкина Н.В. Игры для развития фонематического восприятия.

6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

7. Нищева Н.В Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.

8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

9. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.

10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина М.: Просвещение, 1989.—223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проект "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"  представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса с ко...

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....

Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»

СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...