Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Проект "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"  представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса с коррекционной направленностью. Проект направлен на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, оказание квалифицированной помощи родителям, педагогам и детям в освоении программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx792.24 КБ

Предварительный просмотр:

F:\аттестация Олеся\Проект.jpg

Паспорт проекта

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» представляет собой взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса с коррекционной направленностью. Как организован педагогический процесс, кто принимает в нем участие и насколько согласованы действия в значительной степени зависит результат.

Целью данного проекта является создание благоприятных условий для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проект направлен на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, оказание квалифицированной помощи родителям, педагогам и детям в освоении программы.

Задачи проекта:

1. Развитие у детей способности к различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.

2. Формирование умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове, твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных.

3. Формирование умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

4. Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

5. Повышение результативности занятий путем введения в практику  игр и упражнений по развитию фонематических процессов.

6. Создание необходимых условий для развития личностных качеств дошкольников

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект – педагогический процесс, направленный на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет – методы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитанниками, способствующие развитию фонематических процессов.

Срок реализации проекта

2 года

Участники проекта

Учитель – логопед, воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты 

1.Сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения.

2. Наличие представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи.

3. Умения писать печатными буквами слова и предложения.

4. Чтение слов и предложений.

Источники финансирования (если необходимо)

Приобретение родителями рабочих тетрадей.

Материально-техническое оснащение дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проекта

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения речевого развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.

Нарушения развития фонематических процессов препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом в школе.

Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, умение анализировать звуковой состав слова. Оттого, насколько дети готовы к звуковому анализу, зависит успешность обучения чтению и письму, а в дальнейшем орфографии, ибо первая ступень безграмотного письма - пропуски, перестановки, искажения. В дальнейшем появятся ошибки на безударные гласные, т.к. для выработки орфографического навыка учащиеся должны «узнавать» фонемы, как в сильной, так и в слабой позициях, различать варианты звучания фонем, соотносить букву с фонемой в разных позициях.

Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе, когда звуковой состав слова становится для ученика предметом специального усвоения под руководством учителя. Особую значимость в развитии звукового анализа имеет сформированность звукопроизношения.

В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т.е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения). Вначале дети различают гласные, затем согласные. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и поэтому воспринимаются лучше. Кроме того, гласные встречаются чаще, чем согласные.

Теория и практика работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Основное содержание проекта

Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Из этого следует цель - создание благоприятных условий для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Решаются следующие задачи:

1. Развитие у детей способности к различению неречевых звуков

развитие чувства ритма.

2. Формирование умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове, твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных.

3. Формирование умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

4. Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

5. Повышение результативности занятий путем введения в практику  фонематических игр и упражнений.

6. Создание необходимых условий для развития личностных качеств дошкольников.

Объектом проекта является - педагогический процесс, направленный на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет – методы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитанниками, способствующие развитию фонематических процессов.

Содержание программы делится на два этапа:

1 этап: развитие фонематического слуха и звуко - буквенного анализа;

2 этап: развитие интереса и способностей к чтению.

На каждом этапе решается задача подготовки руки к письму на уровне возрастных возможностей.

Каждое занятие построено с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и способностями учащихся.

Интегрируемые образовательные области:

Область «Познание» включает в себя формирование понятий и представлений о слове, звуке, предложении и т.д.

Область «Коммуникация» представлено речевое развитие. Основная функция – общение, которая включает в себя обогащение словаря ребёнка, развитие связной речи.

Область «Чтение художественной литературы» включает в себя: чтение стихотворений, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.

Область «Физическая культура» представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Область «Художественное творчество» предполагает включение в занятия заданий практического характера: на соединение, штриховку, рисование предметов.

За основу построения проекта взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Ведущей ролью проекта выступает обучение. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данном проекте. При работе по данному проекту у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь способствует развитию как левого полушария (отвечающего за логическое мышление) головного мозга, так и правого (отвечающего за образное мышление).

В процессе реализации проекта у ребёнка формируются:

1. Способности и интерес к чтению

2. Универсальные предпосылки учебных действий с учётом предметного содержания, а именно:

- личностные (умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

- регулятивные (обеспечивающие организацию каждым ребёнком своего рабочего места, понимание учебной задачи, её самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки)

- познавательные (ребёнок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания)

- логические (анализ и синтез слов с целью выделения фонетических признаков, знаково - символическое моделирование)

- коммуникативные (дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно- игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать).

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу. Соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Содержание проекта обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка с взрослым, развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка, формирование у ребёнка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения.

Критерии оценки эффективности проекта:  

- диагностика уровня развития фонематических процессов в сравнении до и после реализации проекта;

- анкетирование родителей в начале и после реализации проекта.  

Срок реализации проекта: сентябрь 2020г.- май 2022 г.  

Учебно-тематический план рассчитан на 72 часа.

Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.

Количество учащихся в группе 10-15 человек.

1 этап - подготовительный

Организационное родительское собрание, общие вопросы. Цели и задачи на период обучения. Комплектация подгрупп. Правила поведения на занятиях; основы безопасности. Первичная диагностика уровня развития фонематических процессов.

2 этап – основной

Первичная диагностика уровня развития фонематических процессов .

Изучение звуков и букв русского алфавита по общепринятым группам. Письмо печатных букв с использованием образца. Знакомство с тетрадью в линейку и основными приёмами работы с ней. Составление и чтение слогов из пройденных букв. Чтение слов, предложений. Проведение открытых занятий. Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

Подведение итогов работы с детьми.

Диагностика полученных знаний

Открытые занятия для родителей.

Направления работы и условия реализации проекта:

1. Работа с воспитанниками: интеграция и дифференциация методов и приемов в работе с детьми.

2. Работа с педагогическим коллективом: наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Работа с родителями: накопление, систематизация материалов по коррекционно-развивающей работе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

НА   2020 – 2021, 2021– 2022   УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

Звук и буква А

Ознакомление с артикуляцией звука [А]. Формирование и закрепление понятий звук, гласный звук. Формирование умения узнавать звук [А] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [А] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А.

Звук и буква У

Ознакомление с артикуляцией звука [У]. Формирование умения узнавать звук [У] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [У] в словах. Формирование и закрепление понятий звук, гласный звук.Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение слияний: АУ, УА.

Звук и буква О.

Ознакомление с артикуляцией звука [О]. Формирование умения узнавать звук [О] в ряду гласных звуков., ударный начальный звук [О] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний: АО, ОА, УО, ОУ.

Звук и буква И

Закрепление понятия «гласный звук». Ознакомление с артикуляцией звука [И]. Формирование умения узнавать звук [И] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [И] в словах. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний: ИА, АИ, ИУ, УИ, ИЭ, ЭИ.

Звук и буква Т.

Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. Ознакомление с артикуляцией звука [Т]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [Т] из слов. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Т]. Формирование умения делить двусложные слов  на слоги. Знакомство с буквой Т.

Звук и буква П

Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. Ознакомление с артикуляцией звука [П]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [П]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [П]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [П]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П.

Звук и буква Н

Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. Ознакомление с артикуляцией звука [Н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [Н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [Н]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [Н]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н.

Звук и буква М

Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с артикуляцией звука [М]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [М]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [М]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [М]. Деление двусложных слов (Маки) на слоги. Буква М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах.

Звук и буква К

Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с артикуляцией звука [К]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [К]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [К]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [К]. Деление двусложных слов (каша) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах.

Звук и буква Ф

Ознакомление с артикуляцией звука [Ф]. Формирование умения выделять начальный звук [Ф]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Ф]. Формирование умения делить двусложные слова (филин, Феня) на слоги. Знакомство с буквой Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение двусложных слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.

Звук и буква В

Ознакомление с артикуляцией звука [В]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [В]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [В]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [В]. Деление двусложных слов (вата, Вова, Ваня) на слоги. Буква В. Конструирование и печатание буквы В. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение двусложных слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

Формирование понятия о предложении.

Звук и буква Х

Ознакомление с артикуляцией звука [Х].

Выделение конечного и начального звука [Х]. Подбор слов, заканчивающихся звуком [Х]. Подбор слов, начинающихся со звука [Х].

Деление двусложных слов (хата, муха) на слоги. Буква Х. Конструирование и печатание буквы Х.

Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х. Чтение

односложных и двусложных слов с буквой Х. Узнавание буквы Х в словах.

Звук и буква Ы

Ознакомление с артикуляцией звука  [Ы]. Упражнение в узнавании звука Ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнения в различении звуков Ы и И в словах. Упражнения в делении данных слов на слоги.  Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка печатание буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трёхзвучных слов.

Звук и буква Б

Ознакомление с артикуляцией звуков [Б]. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [Б] и [Б’]. Звуковой анализ слогов. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Б. Чтение слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятия о предложении.

Звук и буква Д

Ознакомление с артикуляцией звуков [Д], [Д’]. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных. Уметь выделять начальные звуки из слов и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук Б в ряду звуков. Выделение звуков из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков. Звуковой анализ слогов со звуками. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Д. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Д. Чтение  слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах.

Звук и буква Г.

Ознакомление с артикуляцией звука [Г]. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [Г]  и [Г’]  из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [Г]  и [Г’]. Звуковой анализ слогов со звуками [Г]  и [Г’]. Упражнение в различении звуков Г и К в ряду звуков, слогов, слов, предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Г. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Г.  

Звук и буква С

Ознакомление с артикуляцией звуков [С], СЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [С]  и СЬ  из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [С] и СЬ. Звуковой анализ слогов со звуками С и СЬ. Упражнение в определении места звука С в словах. Совершенствование навыка звукового анализа слов (СОМ, СЛОН).  Буква С. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Упражнение в делении слов на слоги.

Звук и буква З

Ознакомление с артикуляцией звуков [З], [ЗЬ] . Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [З] и ЗЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [З] и ЗЬ. Звуковой анализ слогов со звуками З и ЗЬ. Упражнение в определении места звука З в словах. Буква З. Конструирование и печатание буквы. Чтение слогов. Слов, предложений с буквой З.

Звук и буква  Ш.

Ознакомление с артикуляцией звука Ш. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С. Совершенствование навыка звукового анализа слов (МИШКА).  Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву.

Звук и букваЖ

Ознакомление с артикуляцией звука Ж. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С. Совершенствование навыка звукового анализа слов  (ЖУК). Ознакомление с буквой Ж. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Звук и буква Э.

Ознакомление с артикуляцией звука Э. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Совершенствование навыка звукового анализа трёхзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву.

Звук [j] и буква Й.

Ознакомление со звуком [j] и буквой Йй. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Совершенствование навыка печатания.

Звук [j] и буква Е

Ознакомление со звуком [j] и буквой Ее. Формирование на- выка чтения слогов и слов с новой буквой Ее. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Профилактика нарушения письменной речи.

Звук [j] и буква Ё

Ознакомление со звуком [j] и буквой. Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенствование на- выков слогового анализа и синтеза и анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Звук [j] и буква Ю

Ознакомление со звуком [j] и буквойЮю. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости.

Звук [j] и буква Я

Ознакомление со звуком [j] и буквой Яя. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Яя. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки.

Звук и буква Ц 

Ознакомление с артикуляцией звука Ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С и Т. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Звук и буква Ч.

Ознакомление с  артикуляцией звука Ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ  и ТЬ.Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Звук и буква Щ.

Ознакомление с  артикуляцией звука Щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

Звук и буква Л.

Ознакомление с артикуляцией звуков [Л], [Л’]. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов ( ЛУНА, ЛЕС).

Формирование навыка узнавания звуков[Л], [Л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания  новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней.

Звук и буква Р

Ознакомление с артикуляцией звуков [Р], [Р’]. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов (РОЗА, РЫБА).

Формирование навыка узнавания звуков [Р], [Р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания  новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней

Буква Ь

Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней.        

Буква Ъ

Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней.        

Ожидаемые результаты

К концу первого учебного года обучения при успешном усвоении программы воспитанники должны:

  • знать буквы русского алфавита
  • печатать буквы
  • понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»
  • определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце
  • различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
  • уметь «записывать» слово условными обозначениями, печатными буквами
  • соотносить звук и букву
  • «писать» слова, предложения условными обозначениями, печатными буквами
  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
  • проводить звуковой анализ слова
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

К концу второго года обучения при успешном усвоении программы воспитанники должны:

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению
  • ориентироваться в звуко - буквенной системе языка
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв
  • записывать слова, предложения печатными буквами
  • разгадывать ребусы, кроссворды
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст
  • ориентироваться в тетради
  • рисовать предметы в тетради
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности (понимать предложенные задания и самостоятельно их выполнять, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планировать свои действия на достижение поставленной цели).

Ресурсы

Информационные:

1. Познавательная литература.

2. Методическая литература.

3. Конспекты образовательной деятельности из опыта работы.

4. Сценарии конкурсов, развлечений.

Организационные:

  1. Столы, стулья.

Материально - технические:

1. магнитная доска

2. аудио и видео аппаратура

3. игрушки,

4. муляжи предметов,

5. наборы картинок (в соответствии с темой занятия)

6. схемы слов и предложений

7. цветные карандаши

8. ручка шариковая

9. ленточки, полоски бумаги

10.разрезная азбука

11.букварь

12.рабочая тетрадь

13.итерактивная доска

Показатели развития фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи на начало и конец учебного года старшей группы, конец учебного года подготовительной группы:

1) фонематическое восприятие

начало учебного года старшей группы

(1) умение дифференцировать изолированные пары согласных частично сформировано у 7 воспитанников, не сформировано у 8 воспитанников; сформировано – не выявлено;

(2) умение дифференцировать слоги с парными согласными не сформировано у всех детей группы (15 воспитанников);

(3) умение дифференцировать слова — квазиомонимы не сформировано у 13 воспитанников, частично сформировано у 2 воспитанников, сформированное умение не выявлено;

(4) умение исправлять деформированные фразы не сформировано у 13 воспитанников, частично сформировано у 2 воспитанников, сформированное умение не выявлено;

конец учебного года старшей группы

(1) умение дифференцировать изолированные пары согласных сформировано у 8 воспитанников частично сформировано у 7 воспитанников, не сформировано не выявлено;

(2) умение дифференцировать слоги с парными согласными частично сформировано у всех детей группы (15 воспитанников);

(3) умение дифференцировать слова — квазиомонимы сформировано у 2 воспитанников, частично сформировано у 13 воспитанников, не сформированное умение не выявлено;

(4) умение исправлять деформированные фразы сформировано у 2 воспитанников, частично сформировано у 13 воспитанников, не сформированное умение не выявлено;

конец учебного года подготовительной группы

(1) умение дифференцировать изолированные пары согласных сформировано у 11 воспитанников частично сформировано у 4 воспитанников, не сформировано не выявлено;

(2) умение дифференцировать слоги с парными согласными сформировано у 11 воспитанников частично сформировано у 4 воспитанников, не сформировано не выявлено;

(3) умение дифференцировать слова — квазиомонимы сформировано у всех воспитанников(15 воспитанников);

(4) умение исправлять деформированные фразы сформировано у 11 воспитанников, частично сформировано у 4 воспитанников, не сформированное умение не выявлено;

2) фонематический анализ

начало учебного года старшей группы

(5) навык выделения начального звука в слове не сформирован у 10 воспитанников, частично сформирован у 5 воспитанников, сформирован – не выявлено;

(6) навык определения последовательности звуков в слове не сформирован у всех детей группы (15 воспитанников);

(7) навык определения количества слогов в слове не сформирован у 10 воспитанников, частично сформирован у 5 воспитанников, сформирован – не выявлено;

(8) навык определения количества звуков в слове не сформирован у всех детей группы (15 воспитанников);

конец учебного года старшей группы

(5) навык выделения начального звука в слове сформирован у 5 воспитанников, частично сформирован у 10 воспитанников, не сформирован – не выявлено;

(6) навык определения последовательности звуков в слове не сформирован у 1 воспитанника, частично сформирован у 14 воспитанников, сформирован – не выявлено;

(7) навык определения количества слогов в слове сформирован у 5 воспитанников, частично сформирован у 10 воспитанников, не сформирован – не выявлено;

(8) навык определения количества звуков в слове не сформирован у 1 воспитанника, частично сформирован у 14 воспитанников, сформирован – не выявлено;

конец учебного года подготовительной группы

(5) навык выделения начального звука в слове сформирован у 8 воспитанников, частично сформирован у 7 воспитанников, не сформирован – не выявлено;

(6) навык определения последовательности звуков в слове сформирован у 4 воспитанника, частично сформирован у 11 воспитанников, не сформирован – не выявлено;

(7) навык определения количества слогов в слове сформирован у 13 воспитанников, частично сформирован у 2 воспитанников, не сформирован – не выявлено;

(8) навык определения количества звуков в слове сформирован у 7 воспитанника, частично сформирован у 8 воспитанников, не сформирован – не выявлено;

3) фонематический синтез

начало учебного года старшей группы

(9) умение добавлять звук в словах частично сформировано у 7 воспитанников, не сформировано у 8 воспитанников; сформировано – не выявлено;

(10) умение составлять слова из произнесенных звуков не сформировано у 12 воспитанников, частично сформировано у 3 воспитанников, сформированное умение не выявлено.

конец учебного года старшей группы

(9) умение добавлять звук в словах частично сформировано у 7 воспитанников, не сформировано у 8 воспитанников; сформировано – не выявлено;

(10) умение составлять слова из произнесенных звуков сформировано у 3 воспитанников, частично сформировано у 11 воспитанников, не сформировано у 1 воспитанника.

конец учебного года подготовительной группы

(9) умение добавлять звук в словах сформировано у 6 воспитанников, частично сформировано у 9 воспитанников; не сформировано – не выявлено;

(10) умение составлять слова из произнесенных звуков сформировано у 6 воспитанников, частично сформировано у 9 воспитанников, не сформировано – не выявлено.

Таким образом, по результатам диагностики было выявлено, что на начало учебного года старшей группы большинство детей имели не сформированный уровень развития фонематических процессов относительно возрастной нормы.

Результаты диагностики на конец учебного года старшей группы показали положительную динамику развития фонематических процессов, большинство детей имели частично сформированный уровень развития фонематических процессов относительно возрастной нормы.

Была продолжена целенаправленная коррекционная работа по развитию и совершенствованию фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста в результате которой у детей были частично и полностью сформированы фонематические процессы, что говорит об эффективности работы.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематических процессов дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. А это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Список использованных источников

1.Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург: "Лань", 1999

2.Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. СПб: " Детство -пресс", 1999.

3.Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М.: "Айрис Пресс", 2006.

4.Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.М.: "Мозаика-Синтез".

5.Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21

6.Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль: "Академия развития", 1999.

7.Козырева Л. М. Тайна твёрдых и мягких согласных. Ярославль: "Академия развития", 1999.

8.Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет. М: "Гном-Пресс", 1999.

9.Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М.:"Гном-Пресс", 1999.

10.Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. М.:"Просвещение", 1983.

11.Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб: " Детство -пресс", 2015.

12.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.М.:"Владос", 1999.

13.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург «Литур», 1999.

14.Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом дошкольника. М.: "Гном и Д", 2003.

15. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика. С помощью нее определяется результат достижения поставленных задач и целей. В предлагаемом варианте диагностики фонематических процессов использован набор диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др.

Диагностика фонематических процессов у детей.

Узнавание неречевых звуков. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

Различение слов, близких по звуковому составу

«Внимательные ушки» Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца. Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно. гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса. фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка. баман, панан, ваван, банан, баван суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч. Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
«Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию. Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата — мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка — щёлка и др.)

I вариант: Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха. Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

II вариант: Инструкция: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть. Например: мак, рак, лак, сок, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие. Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном). Да-та-да Ба-па-ба  Га-ка-га Са-ша-са Ча-тя-ча За-жа-за За-са-за идр. кот— год— ход дом— дам— дым бак— бык— бок копка— кепка— папка Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи. Ориентируемся на возраст ребенка: 4 года — серии из двух слогов 5 лет — серии из двух-трех слогов 6 лет — серии из трех слогов, слов. Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

Дифференциация фонем.

Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности к формированию звукового анализа. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет) Материал: ряд звуков м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м. б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м« — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет) Материал: ряд слогов ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма. в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м« — выделение звука из ряда слов. (с 4 лет) Материал: ряд слов мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох. Навыки звукового анализа и синтеза. Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет) Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др. Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т. д».. Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).

Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):

а) вычленение первого согласного звука из слов. Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др. Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д.;

б) вычленение последнего звука из слов. Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др. Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д.;

в) определение места звука в слове. Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове «рука» в начале, середине или в конце?» и т. д.;

г) определение последовательности звуков в слове. Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5. Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д.;

д) определение количества звуков в слове — количественный анализ. Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5. Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д.;

е) определение места звука в слове по отношению к другим звукам — позиционный анализ. Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности. Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности. Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений) Задания:  Назвать слова, в которых есть звук ш.  Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.  Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности формирования и развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

Дидактическое пособие. Лэпбук "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Дидактическое пособие в виде лэпбука позволяет развивать логическое мышление и операции мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. В пособии представлены дидактические игры...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....