К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ
статья по логопедии (старшая группа)

Бодюл Татьяна Александровна

реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития детей с ТНР в условиях специально организованной развивающей познавательной игровой деятельности;

- раскрыть  основные принципы коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией;

- познакомить с структурными компонентами процесса обучения грамоте через игры и упражнения со звуками, буквами и словами;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

  МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

      К   ЧТЕНИЮ   ЧЕРЕЗ  ИГРЫ  СО  ЗВУКАМИ  И  БУКВАМИ

               консультативно-практический материал для родителей            

                          из опыта работы

                                                                     Подготовил: Бодюл Т.А.

                                                         учитель-логопед

                               

                                   г. Губкин

                                      2019

Задачи:

- Познакомить родителей  с системой коррекционных упражнений для успешного усвоения детьми программного материала по выполнению пробелов в овладении детьми звуковым анализом слов, нормализации звуковой стороны речи, формированию и совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия .

- На практическом материале показать процесс формирования предпосылок к овладению чтением через игры со звуками и буквами.

- Помочь родителям сделать занятия по подготовке к обучению грамоте увлекательными для дошкольников. Через игры со звуками и буквами воспитывать в будущих школьниках: внимание, память, фонематический слух, умение анализировать.

Цель:

- реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития детей с ТНР в условиях специально организованной развивающей познавательной игровой деятельности;

- раскрыть  основные принципы коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией;

- познакомить с структурными компонентами процесса обучения грамоте через игры и упражнения со звуками, буквами и словами;

- помочь родителям творчески использовать представленный материал  при овладении детей чтению;

- показать комплексы учебно-игровых заданий способствующих закреплению понятий и представлений о звуках и буквах.

Каждый  поступающий  в  школу  ребёнок должен хорошо овладеть грамотой. Правильное и  достаточно  беглое  чтение, как  и  грамотное  письмо, являются необходимыми  условиями  для  успешности  обучения  в  целом. До  начала  обучения  грамоте у  детей  должны  быть  сформированы  необходимые для  этого  предпосылки:

- полноценность  владения речевыми  звуками;              

- сформированность грамматических систем.

Основной акцент при подготовке дошкольников ставится на развитие у детей более высокой степени фонематического слуха и фонематического восприятия, аналитических умений звукобуквенного анализа, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Таким образом, в процессе обучения у детей формируются такие  умения, как анализировать звуковой состав слов, т.е. различать и выделять звуки в слове, определять их последовательность и количество звуков в слове, давать качественную характеристику каждому звуку. Кроме того, дети познакомятся с ударением и его фиксацией; понятием «предложение» и умение его анализировать. Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавное и правильное чтение. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторые специфические ошибки в процессе школьного обучения.

С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, а, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.  Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться писать и читать, ребёнку необходимо сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Но чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки  недостаточно одной речевой практики.

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

 Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров, аффрикатов);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.  Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Использование занимательного наглядного материала, игр  в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога  не подкрепляются иллюстративным материалом. При знакомстве детей с гласными звуками целесообразно использовать картинку девочки в красном платье ( или красный домик-квадратик, красный смайлик и т.п.), а при знакомстве с согласными звуками предложить картинку мальчика в синей (твердый) или зеленой (мягкий) одежде.

Немаловажную роль использования наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги  используются приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Паровозик» дети «цепляют» столько вагончиков, сколько частей-слогов в слове, а в упражнении «Угостим Карлсона» дети выкладывают клубнички по количеству слогов в слове.

При ознакомлении дошкольников с предложением проводится работа по анализу и синтезу его словесного состава. Сначала  использую полоски-домики ( на начальном этапе), затем делаем зарисовки в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре «Живые предложения», придумывая предложения с помощью кубика, на гранях которого указывается количество слов в предложении.

Работу по обучению грамоте  провожу в несколько этапов. На каждом из этих этапов  использую дидактические игры и упражнения.

Подготовительный этап

 Начинаю работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим  формируется  тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

  • сначала предлагаю детям  звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, звон стакана, шелест фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо»

«Кто позвал?», «Кто сказал: «мяу?», «Звук потерялся»

На этом этапе провожу  работу  по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

 Использую  игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Фрукты»   делим на слоги слова:  а-пель-син, ли-мон, гра-нат, ман-да-рин  и  в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия:

  • «Паровозики»: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • «Гаражи»: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • « Назови гостей»: деление слов на слоги нескольких родовых групп (птицы, животные, посуда…);
  • «Домино»: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановаюсь на звуке [и]. Детям рассказываю, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваю у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (использую символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняю, что воздух не встречает препятствие и говорю, что этот звук гласный (использую карточку красного цвета). Говорю, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры: 

  •  «Фотография звука»:  произносится  звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
  • «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл);
  • «Какой звук живет в словах?»:  называется три слова, а дети определяют звук;
  • «Поймай заданный звук (словечко) в ладошки»:  называются слова, а дети хлопают в ладошки;
  • «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Илюше - на звук [и];
  • «Путешествие по группе»: находим  предметы на заданный звук

Предлагаю следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: 

  • Выделение данного звука среди других звуков:  а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее буквы);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове.  Выделяется нужный звук голосом, интонационно и закрепляем  его символом);
  • Затем  учю детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

 Предлаю следующие пособия: «Светофор», «Птичка».

1. В начале обучения детям  предлагаю  фигурки животных или птички, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3.» Светофоры». Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Например слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается. Затем можно предложить картинку малыша и спросить как он зовет маму: УА. Провести звуковой анализ этого звукосочетания.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендую  начинать со звуков [м], [н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее останолюсь на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Использую  карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, использую  прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаю  детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков использую  символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети в  игровой  форме  выясняют, чем они похожи и различаются.

Предлагаемые игры: «Гномики Тим и Том», «Камень – вата»,  - определение твердости и мягкости звуков; «Цепочка слов», «Улитка» - определение первого и последнего звука в слове, «Назови имена»- определение первого звука в словах, «Волшебники» - замена одного звука в слове другим, «Мы со звуками играли» - подбор слов на заданный звук, « Составь слово» - составление слов из набора звуков, «Найди слово, которое спряталось»- составление слов из названий первого звука в картинках, «Звукоград» - различение звуков на слух, «Звуковые домики» - подбор картинок и «расселение» их в нужные домики, «Звуковые часы» - различение звуков на слух, «Звонкий – глухой» - определение глухих и звонких согласных, «Цветочная полянка» - составление звуковых схем к словам.

Знакомство с буквами

На этом этапе начинаю  знакомить детей с буквами. В своей работе  букву произносим как звук. Говорю, что буква читается. Помогаю  её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу  детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа ( Упражнение «На что похожа буква?»).  Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, д - труба, т- антена).

Рассматриваются элементы, их количество.  Предлагаю детям  стихи  для запоминания образа буквы. Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.  

Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.                

Запоминание зрительного  образа буквы  организую по-разному, с использованием различных анализаторов. При этом важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других  мелких  предметов;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендую начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала, труба, гроза);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина, лопата, машина).

Слово для звукового анализа  беру  из лексической темы, которую проходим в данный момент.  Рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложения. Читаются слоги и слова только с изученными буквами: от простого –в начале года-  к более сложному в конце. В книге Е.В. Куршевой « Практическое пособие по обучению чтению дошкольников с речевыми нарушениями» даются задания для чтения в виде готовых карточек. Эти карточки можно использую для индивидуального чтения, хором, чтение  по «цепочке». Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось ассоциативное восприятие, умение составлять слоги и слова.

Предлагаемые игры:  « Конструктор букв» - дети из частей-элементов составляют буквы, « Узнай букву и придумай слова на неё»,  букву и«Клоун-жонглер»- когда клоун «подбрасывает» буквы, а дети узнают образ зрительно, «Вкусные буквы» - помочь Карлсону разложить гласные и согласные в банки с вареньем, «Разрезные буквы» - дети собирают буквы из частей, «Чудо-дерево» -собрать слово на листьях дерева из букв или слогов, «Цветочная полянка» - собрать  цветы одного цвета и составить из них слово,»Покупки» - «купить» картинку или игрушку  за слоги- деньги, «Подпиши картинку» - с помощью букв дети подписывают картинки, «Нарядная ёлочка» - составление из слогов-флажков слов, «Альбом слогов» - детям предлагается фото-альбом, а дети меняют в нем слоги и составляют слова или придумывают новые, «Игры деда Буквоеда»- серия игр для  профилактики  дисграфии, «Трансформеры букв» - ребенок с помощью своего тела изображает букву, более сложные игры «Звездный час», «Поле чудес», разгадывание кроссвордов, ребусов

В своей работе по обучению грамоте  использую авторскую методику Е.Н. Рыженковой «Пальчиковая азбука», в которой разработаны игры и упражнения с пальчиковыми буквами, предложенные для работы на разных этапах обучения чтению и письму:

  • на уровне буквы: «Подбери  пару»- показывается  буква, а ребенок с помощью рук показывает пару букве; «Какой буквы не стало?» -  убирается  буква, а ребенок показывает какой буквы нет
  • На уровне слога: «Допиши слог» -  показываю  букву, а ребенок дописывает с помощью пальцев рук вторую и прочитывает слог;
  • На уровне слова: «Подпиши картинку» - ребенок с помощью рук подписывает картинку, «Путаница» -  показываю буквы с помощью рук, а ребенок из них составляет слово, «Пальчиковые ребусы» - ребенок с помощью пальцев рук отгадывает слово

Занимательные игры: «Прочитай слово» - прочитать слова, показанные педагогом, «Живое слово» - дети показывают с помощью рук одну букву и прочитывают слово.   

Игры и упражнения с пальчиковыми играми развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление, зрительно-пространственное восприятие. Эти игры хороши еще и тем, что не требуют  подготовки наглядного материала и их можно с успехом использовать на прогулке, как «минутки отдыха» в свободной деятельности.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Использовать эврические приемы, поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью. Занятие  стараюсь строить в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» Во все занятия включаю всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, которые любят дети. Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.

 Во все занятия   включаю  всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, которые любят дети. Настольными книгами при подготовке к занятиям являются пособия:  Волиной «Занимательное азбуковедение», Пожиленко Е. А. «В мире звуков и слов», где предложены конспекты  занятий в основе которых предложен комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты.Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки, картинки сказочных героев: Буратино, Незнайки, Петрушки, Карлсона, почтальона Печкина и другие. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Например при изучении буквы А – Айболит, В- Винни Пух, М – Матроскин. Приходит к детям в гости и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, кроссворды, ребусы. Иногда приходит Незнайка – смешной и озорной, он шалит, ленится, часто делает ошибки. Желание помочь сказочному герою стимулирует умственную деятельность ребенка, вызывает интерес к занятию.

Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: « Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”».

На занятии  «Поездка в Простоквашино» (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: « Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”».

Игра –путешествие «Звуки и буквы С-Ш». «Согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша - здороваются,

со-шо-со-шо - удивляются,

су-шу-су-шу - сердятся,

сы-ши-сы-ши - прощаются.»

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку  , к восприятию новых и повторению пройденных звуков  и букв.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления. 

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

  Через игры со звуками и буквами  дети  постепенно  усваивают  навык послогового  чтения.   И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть дети  от занятия к занятию чувствует свой успех, делают какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...