Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности). Пересказ сказки «Под грибом» (по серии картинок с элементами драматизации)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Развитие связной речи по серии картинок с элементами драматизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no2z.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

для детей с нарушениями речи

(комбинированной направленности)

Пересказ сказки

«Под грибом»

(по серии картинок с элементами драматизации.)

Хоменко Наталья Александровна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

г. Москва 2019 г.

Программные задачи:

- закрепить знания детей о грибах;

- пополнять и активизировать словарь детей по теме;

- продолжать учить:

  • согласованию существительных множественного числа Р.п.;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  •  в подборе слов-антонимов; синонимов;
  • формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа;

- упражнять в подборе родственных слов;

- содействовать развитию зрительной памяти и логического мышления;

-совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;

- совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказку по ролям без помощи взрослого;

- воспитывать у детей дружбу, чувство доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

- развивать творческие способности и артистизм.

Предварительная работа:

- уточнение и расширение словаря по теме «Грибы»;

- рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме (с воспитателями,

и родителями);

- беседы, чтение произведений;

- дидактические игры, загадки;

- игры на развитие диалогической речи.

Оборудование:

- муляжи грибов;

- макеты деревьев;

- схема «родственные слова»;

- серия сюжетных картинок по сказке;

- маски-шапочки героев сказки;

- мяч.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент.

- Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные чистоговорки.

(дети проходят «в лес» и садятся на стульчики)

ес-ес-ес – мы идем в лес.

бы-бы-бы – в лесу ягоды, грибы.

ду-ду-ду – я в корзину их кладу.

ай-ай-ай – как собрать весь урожай?

су-су-су – тишина стоит в лесу.

Введение в тему.

1. Беседа

- Зачем люди ходят в лес?

- Какие бывают грибы?

- Назовите съедобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

(…за грибами, за ягодами, за цветами, за травами)

(Грибы бывают съедобные – те, которые можно есть и несъедобные – их есть нельзя: они ядовитые, опасны для здоровья.)

ПОДОСИНОВИК, ОПЯТА, ВОЛНУШКИ, СЫРОЕЖКИ, ПОДБЕРЕЗОВИК, БОРОВИК (белый гриб), ЛИСИЧКИ, РЫЖИКИ, ВОЛНУШКИ, ГРУЗДЬ, МАСЛЕНОК, и т.п.

ложная лисичка, бледная поганка, ложный опенок, МУХОМОР.

а)

Дидактическое упражнение «Один – много» (согласование существительных мн. числа Р.п.)

- Каких грибов много в лесу?

   Подосиновик

   Сыроежка

   Подберезовик

   Боровик

   Лисичка

   Мухомор

много подосиновиков;

много сыроежек;

много подберезовиков;

много боровиков (белых грибов);

много лисичек;

много мухоморов.

б)

Подумайте и ответьте, что сначала, что потом

- «Положили в корзинку и сорвали гриб.»

- «Нашли грибы и пришли в лес.»

- «Пошли домой и набрали грибов.»

Сорвали гриб и положили в корзинку.)

Пришли в лес и нашли грибы.

Набрали грибов и пошли домой.

в)

«Родственная поляна» (на каждое слово выходит ребенок.)

- Мы оказались на «родственной» поляне и подберем родственные слова к слову ГРИБ.

- Как назовем маленький гриб?

- А ласково?

- Как называется суп из грибов?

- И дождик?

- Как понимаете словосочетание? (ГРИБНОЙ ДОЖДЬ)

- Поляна?

- Как называют человека, собирающего грибы?

- Как называются тонкие нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

– ГРИБОК;

– ГРИБОЧЕК;

– ГРИБНОЙ;

– ГРИБНОЙ;

- это теплый дождь, после которого в лесу быстро растут грибы);

– ГРИБНАЯ;

– ГРИБНИК.

– ГРИБНИЦА.

III.

       а)

б)

Развитие связной речи.

- Сядем на пенечки, отдохнем, а я вам расскажу сказку, которая называется «Под грибом». Автор этой сказки Владимир Сутеев.

1-ое чтение (на каждый сюжет выставляю с/картинку).

Беседа по содержанию, словарная работа:

- Как называется сказка?

- Кто автор этой сказки?

- Что случилось с муравьем?

- Куда решил спрятаться муравей?

- Кто попросился к муравью под грибок первым?

- Какая бабочка ползла?

- Что просила бабочка?

Что ответил муравей?

- Как вы понимаете: кое-как уместился.?

- Что на это ответила Бабочка?

- Кто прибежал за бабочкой?

- Что сказала Мышка?

- Как вы понимаете: вода с меня ручьём течёт?

- Что ответили Мышке?

- Что на это сказала Мышка?

- Что значит: потеснитесь?

- Кто следующим пришел?

- Что говорил Воробей?

- Что значит: дождь переждать?

- Что ответили Воробью?

- Какое волшебное слово сказал Воробей?

- Что на это ответили Воробью?

- Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?

- Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом?

- Какие слова произнесла Лягушка?

- А вы догадались?

- Ребята, а как вы думаете, герои сказки дружные?

- А какие еще, как можно сказать?

- Под грибом.

- Владимир Григорьевич Сутеев

- Муравей попал под сильный дождь.

- Под шляпкой маленького гриба.

- Бабочка.

- Мокрая.

-Пустить ее под грибок. Она вся промокла и не могла лететь.

- Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как  уместился.

- (еле, чуть…)

- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

- Мышка.

- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьем течет.

- (льется струйкой.)

- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

- Потеснитесь немножко!

- (подвиньтесь ближе друг к другу.)

- Воробей.

- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

- (ждать, когда дождь кончится.)

- Тут места нет.

- Подвиньтесь, пожалуйста!

- Ладно.

- Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

- Лягушка.

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх, вы! Гриб-то...( Не досказала и ускакала.)

- Пока шел дождь, гриб вырос.

- Да.

- Добрые, внимательные, заботливые, отзывчивые).

в)

Д/у «Назови ласково».

- Ребята, назовите наших героев ласково.

Муравей

Воробей

Мышь

– муравьишко.

– воробьишко.

– мышка.

г)

Д/у «Скажи наоборот» (с мячом)

- А теперь мы скажем слова наоборот.

сильный дождь

маленький гриб

мокрая бабочка

потесниться

намокли перышки

воробей устал

тесно всем было, а стало

– слабый.

– большой.

– сухая.

– расступиться.

– высохли.

– отдохнул

– свободно.

д)

Ф/м «Боровик»

   По дорожке шли – (идут по кругу, держась за руки.)

   Боровик нашли.

   Боровик боровой   - (приседают, опускают голову, группируются.)

   В мох укрылся с головой

   Мы его пройти могли,

   Хорошо, что тихо шли.

е)

Повторное чтение сказки.

IV.

Драматизация сказки

1). Работа над интонационной выразительностью речи.

Скажите:

- Каким голосом будет говорить бабочка?

- Почему?

- Посмотрите на картинку. Как шла бабочка?

- Каким голосом будет говорить мышка?

- Посмотрите, какая мышка на картинке?

- Каким голосом будет проситься воробей?

- Посмотрите на картинку, какие у него крылышки?

2) Инсценировка/

(Детям раздаю маски-шапочки.) …

- Тихим, слабым, жалобным.

- У нее были мокрые крылья, они от воды тяжелые и она не могла лететь.

- Она еле ползла.

- Тоненьким, писклявым.

- Она вся мокрая, с нее вода ручьем течет.

- Уставшим.

- Мокрые от дождя. Ему тоже тяжело скакать.

V.

Итог занятия. 

1)- Ребята, какие еще помните сказки похожие на эту историю?

2)- А какие вы знаете пословицы, которые подходят к нашей сказке?

3)- Чему учит сказка «Под грибом?»?

4)- Ребята, вы мне очень понравились, и гостям я думаю тоже.

- Ой, что это под деревом, ребята?

(Нахожу корзинку с грибами (сладости).- сюрпризный момент.

5) – Спасибо. (…). Скажем гостям до свидания.

- «Теремок», «Рукавичка».

- В тесноте, да не в обиде.

- Вместе жить – все делить.

- Быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....

Конснект НОД по развитию речи в группе для детей 5-6 лет с ОНР по теме: "Пересказ рассказа с опорой на серию картинок с элементами драматизации "Прошкин дом".

ЦЕЛЬ: учить  составлять простые предложения по сюжетным картинкам и объединять их в рассказ; развивать диалогическую и монологическую речь, планирующую функцию речи, речевую активность,  слу...

конспект занятия в подготовительной группе для детей с нарушениями речи."Мы сочиняем сказки"

Предложен конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию. Цели:Закрепление и расширение знаний детей о русском народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках.Закрепление навык...

«Русь, Россия, Родина моя» Конспект игры в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

Программные задачи:- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;- систематизировать знания детей ...