Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности). Пересказ сказки «Под грибом» (по серии картинок с элементами драматизации)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Развитие связной речи по серии картинок с элементами драматизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no2z.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
для детей с нарушениями речи
(комбинированной направленности)
Пересказ сказки
«Под грибом»
(по серии картинок с элементами драматизации.)
Хоменко Наталья Александровна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
г. Москва 2019 г.
Программные задачи:
- закрепить знания детей о грибах;
- пополнять и активизировать словарь детей по теме;
- продолжать учить:
- согласованию существительных множественного числа Р.п.;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- в подборе слов-антонимов; синонимов;
- формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа;
- упражнять в подборе родственных слов;
- содействовать развитию зрительной памяти и логического мышления;
-совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
- совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказку по ролям без помощи взрослого;
- воспитывать у детей дружбу, чувство доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.
- развивать творческие способности и артистизм.
Предварительная работа:
- уточнение и расширение словаря по теме «Грибы»;
- рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме (с воспитателями,
и родителями);
- беседы, чтение произведений;
- дидактические игры, загадки;
- игры на развитие диалогической речи.
Оборудование:
- муляжи грибов;
- макеты деревьев;
- схема «родственные слова»;
- серия сюжетных картинок по сказке;
- маски-шапочки героев сказки;
- мяч.
Ход занятия:
№ | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Организационный момент. - Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные чистоговорки. (дети проходят «в лес» и садятся на стульчики) | ес-ес-ес – мы идем в лес. бы-бы-бы – в лесу ягоды, грибы. ду-ду-ду – я в корзину их кладу. ай-ай-ай – как собрать весь урожай? су-су-су – тишина стоит в лесу. | |
Введение в тему. 1. Беседа - Зачем люди ходят в лес? - Какие бывают грибы? - Назовите съедобные грибы. - Назовите несъедобные грибы. | (…за грибами, за ягодами, за цветами, за травами) (Грибы бывают съедобные – те, которые можно есть и несъедобные – их есть нельзя: они ядовитые, опасны для здоровья.) ПОДОСИНОВИК, ОПЯТА, ВОЛНУШКИ, СЫРОЕЖКИ, ПОДБЕРЕЗОВИК, БОРОВИК (белый гриб), ЛИСИЧКИ, РЫЖИКИ, ВОЛНУШКИ, ГРУЗДЬ, МАСЛЕНОК, и т.п. ложная лисичка, бледная поганка, ложный опенок, МУХОМОР. | |
а) | Дидактическое упражнение «Один – много» (согласование существительных мн. числа Р.п.) - Каких грибов много в лесу? Подосиновик Сыроежка Подберезовик Боровик Лисичка Мухомор | много подосиновиков; много сыроежек; много подберезовиков; много боровиков (белых грибов); много лисичек; много мухоморов. |
б) | Подумайте и ответьте, что сначала, что потом - «Положили в корзинку и сорвали гриб.» - «Нашли грибы и пришли в лес.» - «Пошли домой и набрали грибов.» | Сорвали гриб и положили в корзинку.) Пришли в лес и нашли грибы. Набрали грибов и пошли домой. |
в) | «Родственная поляна» (на каждое слово выходит ребенок.) - Мы оказались на «родственной» поляне и подберем родственные слова к слову ГРИБ. - Как назовем маленький гриб? - А ласково? - Как называется суп из грибов? - И дождик? - Как понимаете словосочетание? (ГРИБНОЙ ДОЖДЬ) - Поляна? - Как называют человека, собирающего грибы? - Как называются тонкие нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? | – ГРИБОК; – ГРИБОЧЕК; – ГРИБНОЙ; – ГРИБНОЙ; - это теплый дождь, после которого в лесу быстро растут грибы); – ГРИБНАЯ; – ГРИБНИК. – ГРИБНИЦА. |
III. а) б) | Развитие связной речи. - Сядем на пенечки, отдохнем, а я вам расскажу сказку, которая называется «Под грибом». Автор этой сказки Владимир Сутеев. 1-ое чтение (на каждый сюжет выставляю с/картинку). Беседа по содержанию, словарная работа: - Как называется сказка? - Кто автор этой сказки? - Что случилось с муравьем? - Куда решил спрятаться муравей? - Кто попросился к муравью под грибок первым? - Какая бабочка ползла? - Что просила бабочка? Что ответил муравей? - Как вы понимаете: кое-как уместился.? - Что на это ответила Бабочка? - Кто прибежал за бабочкой? - Что сказала Мышка? - Как вы понимаете: вода с меня ручьём течёт? - Что ответили Мышке? - Что на это сказала Мышка? - Что значит: потеснитесь? - Кто следующим пришел? - Что говорил Воробей? - Что значит: дождь переждать? - Что ответили Воробью? - Какое волшебное слово сказал Воробей? - Что на это ответили Воробью? - Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? - Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом? - Какие слова произнесла Лягушка? - А вы догадались? - Ребята, а как вы думаете, герои сказки дружные? - А какие еще, как можно сказать? | - Под грибом. - Владимир Григорьевич Сутеев - Муравей попал под сильный дождь. - Под шляпкой маленького гриба. - Бабочка. - Мокрая. -Пустить ее под грибок. Она вся промокла и не могла лететь. - Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился. - (еле, чуть…) - Ничего! В тесноте, да не в обиде. - Мышка. - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьем течет. - (льется струйкой.) - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. - Потеснитесь немножко! - (подвиньтесь ближе друг к другу.) - Воробей. - Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! - (ждать, когда дождь кончится.) - Тут места нет. - Подвиньтесь, пожалуйста! - Ладно. - Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось. - Лягушка. - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх, вы! Гриб-то...( Не досказала и ускакала.) - Пока шел дождь, гриб вырос. - Да. - Добрые, внимательные, заботливые, отзывчивые). |
в) | Д/у «Назови ласково». - Ребята, назовите наших героев ласково. Муравей Воробей Мышь | – муравьишко. – воробьишко. – мышка. |
г) | Д/у «Скажи наоборот» (с мячом) - А теперь мы скажем слова наоборот. сильный дождь маленький гриб мокрая бабочка потесниться намокли перышки воробей устал тесно всем было, а стало | – слабый. – большой. – сухая. – расступиться. – высохли. – отдохнул – свободно. |
д) | Ф/м «Боровик» По дорожке шли – (идут по кругу, держась за руки.) Боровик нашли. Боровик боровой - (приседают, опускают голову, группируются.) В мох укрылся с головой Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. | |
е) | Повторное чтение сказки. | |
IV. | Драматизация сказки 1). Работа над интонационной выразительностью речи. Скажите: - Каким голосом будет говорить бабочка? - Почему? - Посмотрите на картинку. Как шла бабочка? - Каким голосом будет говорить мышка? - Посмотрите, какая мышка на картинке? - Каким голосом будет проситься воробей? - Посмотрите на картинку, какие у него крылышки? 2) Инсценировка/ (Детям раздаю маски-шапочки.) … | - Тихим, слабым, жалобным. - У нее были мокрые крылья, они от воды тяжелые и она не могла лететь. - Она еле ползла. - Тоненьким, писклявым. - Она вся мокрая, с нее вода ручьем течет. - Уставшим. - Мокрые от дождя. Ему тоже тяжело скакать. |
V. | Итог занятия. 1)- Ребята, какие еще помните сказки похожие на эту историю? 2)- А какие вы знаете пословицы, которые подходят к нашей сказке? 3)- Чему учит сказка «Под грибом?»? 4)- Ребята, вы мне очень понравились, и гостям я думаю тоже. - Ой, что это под деревом, ребята? (Нахожу корзинку с грибами (сладости).- сюрпризный момент. 5) – Спасибо. (…). Скажем гостям до свидания. | - «Теремок», «Рукавичка». - В тесноте, да не в обиде. - Вместе жить – все делить. - Быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, помогать друг другу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"
Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"
Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях. 2. Уточнять и активизировать слова...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"
Цель. 1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....
Конснект НОД по развитию речи в группе для детей 5-6 лет с ОНР по теме: "Пересказ рассказа с опорой на серию картинок с элементами драматизации "Прошкин дом".
ЦЕЛЬ: учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам и объединять их в рассказ; развивать диалогическую и монологическую речь, планирующую функцию речи, речевую активность, слу...
Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности) "Зимующие птицы" (развитие диалогической речи: умение задавать вопросы)
Активизация и расширение словаря по теме "Зимующие птицы"...
конспект занятия в подготовительной группе для детей с нарушениями речи."Мы сочиняем сказки"
Предложен конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию. Цели:Закрепление и расширение знаний детей о русском народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках.Закрепление навык...
«Русь, Россия, Родина моя» Конспект игры в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи
Программные задачи:- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;- систематизировать знания детей ...