Развитие связной речи по теме "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии

Инесса Халанская

Задачи:

  • Упражнение детей в образовании множественного числа именительного падежа имен существительных.
  • Упражнение детей в образовании названий детенышей диких животных.
  • Развитие связной речи.
  • Активизация словаря по теме «Дикие животные».
  • Развитие внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
  • Воспитание активности на занятии.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия; имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, внимания и памяти.

Цели.

  • Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
  • Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  • Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать навыки словоизменения.
  • Развивать мышление.
  • Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), счетные палочки, мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Сегодня мы с вами поговорим о лесных жителях.

2. Игра «Кто живет в лесу?»

- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)

3. Загадки о диких животных

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги 
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной 
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

4. Артикуляционная гимнастика

- Давайте изобразим как:

  • белка щелкает орешки (упражнение «лошадка»),
  • дятел дерево долбит (упражнение «дятел»),
  • лиса хвостиком виляет (упражнение «часики»),
  • заяц с горочки бежит (упражнение «горка»).

5. Игра «Кто где живет?»

Лиса живет в норе
Волк живет в логове
Медведь живет в берлоге
Еж спит в норе
Заяц сидит под кустом
Белка живет в дупле

6. Игра «Посмотри и назови»

Дети называют диких животных, изображенных на картинках.

Далее логопед задает следующие вопросы:

- Где живут эти животные?

- Кто им ищет еду?

- Кто этим животным строит жилища?

Логопед подводит детей к выводу: дикие животные.

7. Игра «Угостим животных»

- Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу).

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.

- Что любит еж? (яблоки, грибы). 

- Что любит заяц? (морковь, капусту)

- Что лиса? (рыбу)

- Что медведь? (малину, мед)

- Что белка? (орехи, грибы)

Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»

- Я угощу малиной медведя.

- Я угощу рыбой лису.

- Я угощу яблоком ежа.

- Я угощу орехом белку.

- Я угощу морковкой зайца.

8. Подвижная игра «Веселые зверята»

  • Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам.
  • Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам.
  • Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы.
  • Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик.

9. Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)

- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют)

- Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

10. «Чудесная коробочка»

- Старичок Лесовичок пришел к нам с чудесной коробочкой, а что в ней давайте, мы с вами посмотрим.

- Каждый из вас достает из коробочки животное, называет его и называет части тела этого животного. (Дети достают фигурки диких животных и называют части тела)

- Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.

  • Пасть - …(у животных)    
  • Живот – (у людей) 
  • Руки – (у людей)
  • Шерсть – (у животных)
  • Хвост – (у животных) 
  • Когти – (у животных) 
  • Ногти – (у людей) 
  • Уши – (у людей и животных)

11. Дидактическая игра «Чей хвост?»

- Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

  • У лисы – (лисий хвост)
  • Уволка – (волчий хвост)
  • У зайца – (заячий хвост)
  • У медведя – (медвежий хвост)
  • У белки – (беличий хвост)
  • У оленя – (олений хвост)
  • У рыси – (рысий хвост)
  • У лося – (лосиный хвост)

12. Игра «Один-много» (с мячом)

Логопед называет одно животное, а дети несколько животных.

  • Заяц - зайцы,
  • Еж - ежи
  • Волк -
  • Лиса –
  • Лось -

13. Итог занятия

- Назовите диких животных?

- Где живут дикие животные?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи по теме "Дикие животные"


Задачи:

  • Упражнение детей в образовании множественного числа именительного падежа имен существительных.
  • Упражнение детей в образовании названий детенышей диких животных.
  • Развитие связной речи.
  • Активизация словаря по теме «Дикие животные».
  • Развитие внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
  • Воспитание активности на занятии.
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия; имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, внимания и памяти.

Цели.

  • Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
  • Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  • Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать навыки словоизменения.
  • Развивать мышление.
  • Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), счетные палочки, мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Сегодня мы с вами поговорим о лесных жителях.

2. Игра «Кто живет в лесу?»

- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)

3. Загадки о диких животных

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги 
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной 
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

4. Артикуляционная гимнастика

- Давайте изобразим как:

  • белка щелкает орешки (упражнение «лошадка»),
  • дятел дерево долбит (упражнение «дятел»),
  • лиса хвостиком виляет (упражнение «часики»),
  • заяц с горочки бежит (упражнение «горка»).

5. Игра «Кто где живет?»

Лиса живет в норе
Волк живет в логове
Медведь живет в берлоге
Еж спит в норе
Заяц сидит под кустом
Белка живет в дупле

6. Игра «Посмотри и назови»

Дети называют диких животных, изображенных на картинках.

Далее логопед задает следующие вопросы:

- Где живут эти животные?

- Кто им ищет еду?

- Кто этим животным строит жилища?

Логопед подводит детей к выводу: дикие животные.

7. Игра «Угостим животных»

- Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу).

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.

- Что любит еж? (яблоки, грибы). 

- Что любит заяц? (морковь, капусту)

- Что лиса? (рыбу)

- Что медведь? (малину, мед)

- Что белка? (орехи, грибы)

Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»

- Я угощу малиной медведя.

- Я угощу рыбой лису.

- Я угощу яблоком ежа.

- Я угощу орехом белку.

- Я угощу морковкой зайца.

8. Подвижная игра «Веселые зверята»

  • Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам.
  • Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам.
  • Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы.
  • Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик.

9. Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)

- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют)

- Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

10. «Чудесная коробочка»

- Старичок Лесовичок пришел к нам с чудесной коробочкой, а что в ней давайте, мы с вами посмотрим.

- Каждый из вас достает из коробочки животное, называет его и называет части тела этого животного. (Дети достают фигурки диких животных и называют части тела)

- Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.

  • Пасть - …(у животных)    
  • Живот – (у людей) 
  • Руки – (у людей)
  • Шерсть – (у животных)
  • Хвост – (у животных) 
  • Когти – (у животных) 
  • Ногти – (у людей) 
  • Уши – (у людей и животных)

11. Дидактическая игра «Чей хвост?»

- Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

  • У лисы – (лисий хвост)
  • Уволка – (волчий хвост)
  • У зайца – (заячий хвост)
  • У медведя – (медвежий хвост)
  • У белки – (беличий хвост)
  • У оленя – (олений хвост)
  • У рыси – (рысий хвост)
  • У лося – (лосиный хвост)

12. Игра «Один-много» (с мячом)

Логопед называет одно животное, а дети несколько животных.

  • Заяц - зайцы,
  • Еж - ежи
  • Волк -
  • Лиса –
  • Лось -

13. Итог занятия

- Назовите диких животных?

- Где живут дикие животные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию связной речи «Наши друзья – животные».

Комплексное занятие по развитию связной речи «Наши друзья – животные» активизирует словарь дошкольников по теме «Домашние животные», закрепляет умение согласовывать имена существительные с именами при...

Развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Задачи:1. Коррекционно-образовательныеактивизация и актуализация словаря по теме занятия; совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок; формирование целостного впечатления об и...

Конспект ООД по развитию связной речи. Тема: Домашние животные. "Загадки Кошки Мурки".

Лексическая тема: «Домашние животные».Тема: Составление и отгадывание загадок-описаний о животных по карточкам-подсказкам «Загадки Кошки - Мурки».Цель: Создание условий для развития связной речи посре...

Речевое развитие, развитие связной речи на тему: «Животные в осеннем лесу»

Формирование экологического отношения к природе у детей подготовительной логопедической группы,  посредством решения коррекционно-речевых задач в непосредственно- образовательной деятельности....

по развитию связной речи на тему «Животные жарких стран» в логопедической подготовительной группе.

В данном конспекте ООД представлен перессказ рассказа с использованием мнемотехники....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....