Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Посохова Римма Владимировна

Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь ребенка - это не дар, она  приобретается благодаря усилиям взрослых, поэтому необходимо проводить с детьми различные упражнения, а также разнообразить детскую речевую практику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи

Пальчиковая гимнастика «Умные пальчики»

Дети, слушая стихи, делают соответствующие движения пальчиками.

Часто используются перчатки с куклами.

Зоопарк
К нам приехал зоопарк,
Занял он ближайший парк.
Очень много там зверей -
Приходи смотреть скорей!

Тихо ходит черепашка -
Костяная неваляшка.
Всем легко ее догнать -
Раз, два, три, четыре, пять.

Слон такой большой и важный,
Словно дом многоэтажный.
Тяжко топает ногами,
Как бетонными столбами.
Уж не ходит, а ползёт,
Белый у него живот.
Извивается в траве,
Языком грозит он мне.

 Мишка, мишка, Михаил
Всех сегодня удивил.
Косолапит при ходьбе
Да еще сопит во сне

Крокодил плывет в пруду,
Я к нему не подойду.
Пасть свою он открывает
И народ всегда пугает.

Косуля длинноногая
Вышагивает строгая.
Грациозна и красива,
Все зовут ее Камила.

Быстро скачет кенгуру,
Ну, затеяла игру!
Я догнать ее хочу
И за нею поскачу.

А пантера - вот беда -
Очень смелая всегда!
Так тихонечко крадется -
Даже пола не коснется.

В зоопарк мы поиграли,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут,
Место язычку дадут.

Артикуляционная гимнастика «Веселы язычок»

 Разработан целый комплекс артикуляционных упражнений со стихотворным сопровождением для различных органов речи: языка, губ, челюстей. Часто на занятиях используется рукавичка-язычок.

Жил веселый язычок,
(Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.)
Запирался на крючок.
(Делают язычок узким, кончик поднимают вверх).
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
(Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением).
А потом ты наклонись.
(Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы).
А затем подскоки, бег -
(Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу).
Тут совсем не до утех.
(Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется)).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок.

(Стараются сделать язычок как можно уже).
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел.
(Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движения сверху вниз и наоборот).
Зубы чистил, полоскал,
(Имитируют полоскание ротовой полости).
А умылся - засверкал.
(Кончиком языка облизывают губы).
А на завтрак язычок
Выпил тепленький чаек

(Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка).
С вкусным вареньем,
(Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу).
С большим наслажденьем.
(Улыбаются, сомкнув зубы).
Взялся язычок за дело -
И работа закипела:
(Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы).
Подметал, белил и мыл -
(Отрабатывают подъем языка и его подвижность).
Ничего он не забыл.
(Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба).
Прогуляться он пошел,
(Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется)).
Много он забав нашел:
С горки весело спускался,

(Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы).

На качелях покачался,
(Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением).
На лошадке поскакал,
(Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают)).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
(Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы).
Дверь закрыл и улыбнулся.
(Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются).
Наш веселый язычок
Славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул,
(Делают язык широким).
Наигрался и заснул.
(Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают).

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики

Индюшата
Индюшата болботали,
Болботать они устали (бл-бл-бл).
Дятел
Дятел дерево долбил
Он жучков там находил (д-д-д).

Барабанщик
Барабанщик идет,
Собирайся, народ.
В барабан он стучит,
«Т-т-т» говорит.
Мотоцикл
Мотоцикл заведем,
Всех ребят мы позовем (тр-тр-тр).

Игры для развития речи

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных приемов.

Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Поговорки и скороговорки
Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Данное упражнение направлено на то, что-бы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершенствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики. Для выполнения упражнения необходима яркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо . заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ( "где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи. Taк жe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

"Большой - маленький"
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глагoлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

Игры для подготовки к чтению

"Предлоги"
Перед тем как приступить к игре, необходимо подготовить инвентарь: расчертить картонную одноразовую тарелку на несколько секторов и в каждом из них написать предлоги (на, под, в, из, с, над и т.д.).
После этого на тарелку следует бросать шарик (как при игре в рулетку) и составлять вместе с ребенком предложения с выпавшими предлогами.

"Игра с картинками"
Данное упражнение прекрасно развивает внимание. Также при регулярных занятиях ребенок постепенно разучивает буквы.
Для занятия надо взять старые журналы или книги, выделить какую-нибудь букву и попросить малыша подчеркнуть ее во всем тексте. После того как ребенок выполнит задание, надо проверить его ошибки и поставить ему оценку. Для достижения наилучшего результата желательно проводить занятия ежедневно.
Рекомендуется постепенно усложнять задания, например одну букву обвести, а друryю подчеркнуть. Со временем ребенок должен находить сочетания букв и слоги, а после этого слова, начиная с простых (он, дом и т. д.).

"Бросаемся слогами"
В занятии могут принимать участие 2 или несколько человек.
В процессе игры взрослый должен называть слог, а ребенок (или дети) - добавлять к нему еще один, чтобы получилось слово. При этом надо следить за соблюдением правил орфографии и обращать внимание ребенка на совершаемые ошибки. Например:
-До!
- ска! (-рога; -ма)
-Ко!
- за! (-шка, -cа, -мар)
-Ла!
-па! (-вка, -мпа)

"Добавь букву"
В начале игры один из участников должен назвать любую букву, а другой - присоединить к ней спереди или сзади еще одну, составляя таким образом буквосочетание и загадывая слово, где таковое имеется. Буквосочетание надо удлинять путем присоединения новых букв. Победителем считается тот, кто назовет целое слово.

"Запрещенная буква"
Игра предназначена для детей старше 5 лет.
В начале занятия надо придумать «запрещенную букву» и по считалке выбрать водящего, который должен задавать всем участникам простые вопросы (например, Сколько тебе лет?). Участники должны отвечать сразу же, не используя при этом «запрещенную букву». Ребенок, который ошибся или замешкался, меняется местами с водящим.

"Скрытая подсказка"
Перед началом игры среди участников надо выбрать водящего. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, а участники в его отсутствие - загадать любое слово (существительное в единственном числе, состоящее из 4-5 букв).
Водящий, пользуясь подсказками игроков, должен отгадать слово. Подсказки не могут быть прямыми. В том случае, если водящий просит подсказать какую-нибудь букву, участники называют по очереди слова, в которых эта буква есть. Водящий, в свою очередь, должен догадаться, какая именно буква встречается в этих словах. Таким же образом отгадываются и другие буквы.
Если водящий отгадает слово, он имеет право назначить нового водящего. Если он был невнимателен и не отгадал слово, то он остается на своем месте в следующем туре.

"Кто с какими буквами дружит?"
В данной игре могут принимать участие дети от 5 лет. Она очень познавательна и направлена на развитие речи и запоминание букв. Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: карточки с изображением разных животных (по числу участников) и карточки с буквами.
Взрослый должен вытягивать карточку с буквой и объяснять связь между ней и карточкой с изображением животного. Например: "Моя собачка дружит с буквой Х, потому что у нее есть хвост" и т. д.
Победителем считается ,тот участник, который сможет без запинок ответить, почему его животное дружит с той или иной буквой.

"Кто здесь живет?"
Для этой игры понадобятся картонный домик с окошками (можно сделать из коробки) и карточки с буквами.
В процессе игры следует вставлять в окошки карточки с буквами и спрашивать малыша, кто живет в домике. Он, в свою очередь, должен называть животных на выбранную букву.

"Подарки"
Суть игры заключается в постоянном диалоге, развивающем внимание.
В начале занятия необходимо выбрать среди участников водящего. Игроки должны спросить у него, не собирается ли он в какие-нибудь города. Водящий отвечает, что собирается, и спрашивает, нет ли для него каких-нибудь поручений? Все участники дают ему то или иное поручение, например съездить в какой-либо город и привезти посылку. Названия городов должны начинаться на разные буквы. После этого водящий выходит из комнаты и придумывает посылки, которые должны начинаться с той же буквы, с которой начинается названный город. Через некоторое время водящий возвращается в комнату и раздает подарки (например, из Москвы - мешок, из Орла- ошейник).
Чем смешнее будут подарки, тем лучше. Водящий не должен ошибаться во время передачи посылок. Если это произойдет, он должен будет снова выслушать поручения и отправиться "в путешествие".

"Летела корова"
В игре могут принимать участие не менее 3 человек. Игроки должны сесть в круг, развернуть левую руку ладонью вверх, правую - ладонью вниз и соединить их с руками соседей. Суть игры заключается в том, что участники хлопают правой рукой по ладони соседей и называют по одному слову из стихотворения:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?


Один из участников называет любое слово, а его сосед - первую букву этого слова (вместе с хлопком). По очереди остальные участники называют по одной букве, а последний игрок должен успеть выхватить свою руку перед хлопком. Если он не успеет этого сделать, то считается проигравшим.

"Слова"
У данной игры есть 3 варианта.
Вариант 1. Суть игры заключается в том, чтобы предложить ребенку найти в журнале с картинками те слова, в которых встречается загаданный звук.
Вариант 2. Следует загадать букву и предложить ребенку найти как можно больше предметов, которые начинались бы с нее.
Вариант 3. Нужно открыть журнал на определенной картинке и давать ребенку подсказки, относящиеся к тому или иному предмету (например, «В этом слове только один слог», «В слове две буквы А»).

"Цепочка"
На листе бумаги следует написать несколько согласных букв и предложить участникам игры вспомнить слова, в которых бы присутствовали все эти буквы. В процессе игры можно добавлять другие согласные. Победителем считается тот, кто придумает или вспомнит больше слов.

"Путешествие"
Существует 2 варианта этой игры.
Вариант 1. Суть игры заключается в том, что участники собираются в путешествие и берут с собой предметы, названия которых начинаются на загаданную букву. В процессе игры можно занимать предметами на разные буквы несколько палуб корабля.
Вариант 2. Для игры потребуется инвентарь - несколько комплектов карточек с буквами (по количеству участников) и нарисованный паровоз (или другой вид транспорта).
Каждый участник должен заполнить свои места в вагоне необходимыми вещами. Для этого он называет предметы, названия которых начинаются на определенную букву, и кладет в вагон поезда карточку с этой буквой.

"Магазин"
Для данной игры потребуется инвентарь - настольное лото с картинками и карточки со слогами или буквами. Также можно вырезать интересные картинки из журналов. Карточки с буквами следует поместить в сумку или мешочек.
Количество участников не ограничено. Все игроки садятся за стол, кладут перед собой картинки и по очереди достают из сумки или мешочка карточки. После этого каждый участник должен найти на столе подходящую картинку с предметом, название которого начинается с буквы или слога, изображенных на карточке.
Победителем считается участник, который соберет наибольшее количество "покупок"- карточек с рисунками.

"Самодельная азбука"
С помощью этого интересного занятия можно обучить ребенка буквам.
Для игры потребуется инвентарь - папка, альбом или толстая тетрадь с плотными листами и разнообразные журналы. На каждом листе следует нарисовать буквы в алфавитном порядке. Из журналов надо вырезать интересные картинки с изображениями животных, растений, машин, домов и разнообразных знакомых малышу предметов. Вместе с ребенком следует наклеивать на листы с буквами картинки с изображением предмета, название которого начинается на данную букву. Под картинками следует делать надписи. Через некоторое время, когда ребенок познакомится со всеми буквами, можно усложнить задачу и предложить ему вырезать картинки с определенными слогами.

"Я был в цирке"
Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь - фишки и карточки со слогами или буквами. Количество игроков не ограничено. Карточки следует сложить стопкой на столе. В процессе игры игроки по очереди берут карточки с буквами или слогами и произносят: "я был в цирке и видел...". Затем игрок должен назвать слова, начинающиеся с буквы на карточке. Он может

называть не только существительные, но и прилагательные и причастия вместе существительными.
Если для игры используются карточки со слогами, то игроки могут называть слова, не только начинающиеся с этого слога, но и содержащие его.
Можно предложить игрокам другую тему, например "Я был в лесу", "Я был в магазине" и т. д.

Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти

"Времена года"
Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь. Для этого из журналов или книг следует вырезать картинки, изображающие разные времена года, и наклеить их на одну сторону картонной папки. С другой стороны на папку можно наклеить листы бархатной бумаги, чтобы картинки не скользили. Также следует вырезать небольшие картинки со снегом, дождем, грибами, солнцем, листьями, цветами, птенчиками в гнезде и т. д.
В начале игры можно класть подходящие маленькие картинки на большие, объясняя при этом ребенку, почему они будут лежать именно там. Со временем усложните задание положите несколько неподходящих картинок и предложите ребенку найти ошибки.

"Архитекторы и строители"
Для выполнения этого задания потребуется строительный конструктор.
Перед началом игры следует рассказать ребенку о строителях и архитекторах. Можно в процессе рассказа сделать вместе с малышом несколько чертежей построек. После этого предложите ребенку сделать постройку по чертежу.
Также можно для игры использовать один из нескольких вариантов:

* Взрослый строит дом, а ребенок после этого делает его чертеж.
* Сначала ребенок делает чертеж дома, а после этого взрослый его строит.
* Можно сделать, несколько построек и чертеж к одной из них и предложить ребенку найти постройку по чертежу.

"Ярмарка"
Эта игра развивает воображение, мышление, память, быстроту реакции и подходит для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
В качестве инвентаря можно использовать любые предметы разных цветов.
Перед началом игры дети должны встать в круг. Они будут продавцами. При этом малыши должны держать за спиной в руках разнообразные предметы.
В центр круга заходит покупатель. Он кружится, вытянув вперед руку, как стрелку, а остальные дети поют:

Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой товар милей,
Укажи нам поскорей!
С топ!

После этого покупатель останавливается и начинает разговор с продавцом, на которого указала его рука. Например, покупатель говорит, что хочет фрукт. Продавец должен предложить ему фрукт, схожий по цвету с игрушкой за его спиной. Например, предлагает клубнику, если у него за спиной красная игрушка.
В следующем туре покупателем становится продавец.

"Светофор"
В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).
В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки - думать, верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную. Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.

"Радуга"
В этой игре могут принимать участие не менее 7 человек. Она развивает внимательность, память, быстроту реакции и сообразительность.
В начале игры среди участников должен быть выбран ведущий. Игроки садятся в круг и складывают перед собой руки лодочкой. Ведущий заходит в круг и кладет в ладони некоторых детей шарики разных цветов. После этого он произносит: Радуга, появись! Радуга, покажись! Задачей участников является встать по порядку.
После этого первый в ряду показывает свой шарик (красный) и спрашивает, есть ли у кого-нибудь еще такой же цвет. Остальные называют различные предметы этого цвета (например, названия цветов и т. д.). Если кто-то в течение нескольких секунд не сможет назвать предмет нужного цвета, он считается проигравшим и выбывает из игры.
Детям, которые умеют считать, можно перед началом игры предложить посчитать количество тех или иных названных предметов.
После игры можно обсудить с ребенком, почему предметов одного цвета встречается много, а другого - мало.
Так же в качестве продолжения игры можно предложить детям нарисовать радугу.

"Топ - хлоп"
Эта игра хорошо развивает память и внимание.
В процессе ведущий (взрослый) должен называть те или иные понятия и предложения (например, "Ворона - это перелетная птица!"), а дети - определять, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать. Если ведущий произнес правильное предложение - хлопать.

"Найди цвет"
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

"Сложи картинку"
Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: картинки со схематическими изображениями различных знакомых малышам предметов (корабля, дома, животных, снеговика и т. Д,). Также следует вырезать из плотной цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадраты, трапеции, круги, прямоугольники и др.).
В процессе занятия следует показывать ребенку схематические картинки и спрашивать его, из каких частей состоят те или иные предметы. Также можно предложить малышу посчитать количество частей и определить, какой они формы. Далее ребенок может найти похожие геометрические формы и составить из них похожие фигуры.

"Найди домик"
Данная игра хорошо влияет на развитие внимания.
Д ля занятия понадобится рисунок с животными или птицами и с таким же количеством домиков. В процессе игры следует соединить волнистыми перекрещивающимися линиями животных и домики и предложить ребенку найти дорогу к каждому домику. Можно дать малышу карандаш.

"Ищем клад"
Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.
В начале игры вместе с ребятами следуeт нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы

мебели, а также окна, двери и т. Д. При этом следует объяснить ребенку, что план - это вид сверху.
После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения "клада" следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

"Давай придумывать"
Данная игра развивает речь и абстрактное, мышление и предназначена для детей от З лет.
Перед началом занятия следует подготовить необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов определенной формы (например, яйца или яблока), а также набор разнообразных предметов (коробочки, кольца, цилиндры и т. д.). Следует подбирать инвентарь так, чтобы предметы совпадали по форме с нарисованными на карточках объектами . Ребенок должен сесть за стол, на котором лежит набор предметов. Взрослый садится напротив, и показывает ему по очереди карточки, а после этого спрашивает, какой предмет на карточке похож на тот или иной предмет, лежащий перед ним. Дети от 5 лет могут играть самостоятельно.

"Чем пахнет?"
Перед началом игры следует подготовить и рассмотреть вместе с ребенком различные предметы, например лимон, обувной крем, чеснок, духи, мыло и т. д. Затем нужно дать ребенку понюхать каждый предмет и спросить, какие у них запахи (кислый или сладкий, приятный или нет, съедобный или несъедобный). После того можно завязать ребенку глаза и предложить ему определить предметы по запаху.

"Я знаю 10 названий"
Количество участников игры не ограничено. В качестве инвентаря можно использовать мяч.
Дети должны сесть в круг и перекидывать друг другу мяч, произнося следующие слова:
-Я...
- Знаю...
- Десять...
- Названий...
- Цветов (деревьев, животных, птиц, рыб, фруктов и т. д.).

После этого игроки по очереди должны назвать 10 предметов на заданную тему.
- Роза - раз!
- Пион - два!
- Мак - три!
- Ромашка - четыре!
и т. д.
Тот участник, который не смог ответить на вопрос, отдает фант, а затем выкупает его (поет песни, танцует, читает стихотворение и др.).

"Ты луна, а я звезда"
Игра развивает быстроту реакции и логическое мышление. Желательно играть в нее вдвоем с ребенком. Суть игры заключается в том, что взрослый называет какое-то понятие, а ребенок отвечает ему, например:
- Я гроза!
- А я туча!
Если в игре принимают участие не меньше б человек, следует поставить в круг 5 стульев и начать игру по-другому. Например, 1 ребенок садится на стул и говорит: Я - пожарная команда!". Другие дети могут сесть на стул рядом с ним только после того, как назовут подходящее по смыслу слово, например "шланг", или "пожарная машина". Проигравшим считается тот участник, который останется без стула.

Игры на развитие воображения.

Воображение играет большую роль в формировании личности ребенка. Для его развития существуют специальные игры, которые помогают постепенно усваивать принцип замещения одних предметов другими. Также занятия подобного рода способствуют формированию умения одушевлять предметы по принципу условности.

Оживление предметов. Тема "одежда"
Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Имитация действий. Тема "посуда"
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Пластический этюд.
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.

Пельмени.

Сыплю в миску из руки,
Размешаю тесто ложкой,
Тесто я руками мну.
Делаю я колобочки.
Я три горсточки муки

Подолью воды немножко

Все с яйцом я перетру,

Разделяю на кусочки,

Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша  горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье-

Вылеплю я сто пельменей!

                        (И. Лопухина)

Тема "Домашние птицы"
Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки "Жили у бабуси два веселых гуся".
Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

Тема "Домашние животные"
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.

Обыгрывание ситуаций.
Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).

Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
"В рот не суй что попадется!"
                                   (А. Воронько)

Тема "Дикие животные"
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций.
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке.

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Игра "Найди зайчика"
Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: "А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?" На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: "А вот и хвостик! Давай его погладим".

Пластические этюды. Тема "Птицы"
Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.
Этюд "Чайка защищает свое гнездо от песца".

"Совушка-сова"
Перед началом игры следует показать ребенку сову и рассказать ему о ней. После этого надо взять небольшой резиновый мячик, нарисовать на нем граза и клюв совы и прочитать про нее стихотворение, показывая ребенку мячик:

Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Игра "Солнечные зайчики"
Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними. В процессе игры можно прочитать ребенку стихотворение, например:

       

 Зайчики

Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
                           (А. Бродский)

      Мишка

Бедный мишка заболел-
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
-У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет-
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.
                      (Ф. Бобылев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма) Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма)

Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма)  Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая  форма) « На огороде»1 часть:Отгадайте, кто идёт к нам ребята в о...

Комплекс утренней гимнастики в стихотворно-игровой форме для детей 3–4 лет

      Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоциональног...

Состояние зрительного восприятия и коррекция его недостатков у старших дошкольников с нарушениями речи в работе логопеда

В сборнике представлена статья "Состояние зрительного восприятия и коррекция его недостатков у старших дошкольников с нарушениями речи в работе логопеда" автор Мурашова И. Ю кандидат психоло...

практический материал для преодоления недостатков пересказа у дошкольников с недоразвитием речи

Представлен доклад и презентация.Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенны...