Сообщение «Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_usvoeniya_emotsionalno-_ekspressivnoy_leksiki.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Гераськина Ольга Михайловна, воспитатель
МБДОУ ЦРР ДС «Ёлочка» г. Новый Уренгой ЯНАО, Тюменской области
Сообщение (из опыта работы)
«Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики
у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство
с событиями и явлениями в родном городе и стране»
В период дошкольного возраста ребёнок усваивает начало общественно – исторического опыта, общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей. На протяжении всего периода развития ребёнка существует 3 уровня включения его в сферу социального общения:
- первое – ближайшее семейное окружение
- второе – контактный коллектив ДОУ
- третье - удовлетворение потребности в общении по интересам (дополнительное образование).
Детям с недостатками в развитии речи это удаётся с трудом.
Однако, они могут передать своё мнение или отношение к окружающему в чувствах. Такие дети хорошо проявляют себя в художественной, трудовой, социальной деятельности. Тем ни менее, они с удовольствием рассказывают о том, что увидели или пережили сами. В этот момент они не заостряют внимание на своих недостатках речи, а просто в «захлёб» делятся впечатлениями о событии, которое оставило след не только в памяти, но и в душе ребёнка.
Передо мной возникла задача: как сделать, чтобы педагогическое воздействие на воспитанников было целесообразным, чтобы детский сад стал не только условием, но и источником развития их эмоционально- экспрессивной лексики.
Эмоционально – экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, ярко выражает симпатии или антипатии детей; является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.
В научно-методической литературе существуют различные точки зрения на процесс развития и формирования эмоционально-экспрессивной лексики. Мною были взяты за основу рекомендации И.Ю.Кондратенко.
В своей работе «Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране», я попыталась раскрыть проблему и основные направления этой деятельности, отражающие эмоциональные состояния и оценки ребенка. Осуществлялась эта работа по трём блокам: на занятиях, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей. Мною был составлен примерный план событий на год.
План мероприятий
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с событиями и явлениями в родном городе и стране
№ пп | Мероприятия | Срок | Задача эмоционально – экспрессивной лексики | Деятельность детей |
1. | День города | сентябрь | Уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления. | Использование пиктограмм, игра «Волшебные шары», рисование красками: «Мой город» |
2. | День воспитателя и учителя (всенародный) | октябрь | Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых, музыкальных и художественных приёмов. | Игры: «Мама и детёныш», «Наседка и цыплята», изготовление поздравительных открыток из пуговиц( по цвету) |
3. | День именинника | ноябрь | Распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти | Рассматривание фотографий, игра «Кубик», чаепитие |
4. | День «Русской кухни» | декабрь | Закрепить эмоции, развитие мимики и пантомимики. | Игры: «Поварята», «Люблю – не люблю» с исполь-зованием индивидуального зеркала, изготовление мимических образов из теста. |
5. | Праздник «Новый год» (всенародный) | январь | Научить различать эмоции по схематическим изображениям, умение пользоваться средствами выразительности. | Игра «Маски», Хоровод: « Что нам нравится зимой?» Изготовление пригласительных открыток |
6. | День Святого Валентина (всенародный) | февраль | Формирование интонационной стороны речи, проговаривание фраз с разной интонацией. | Чтение стихотворения, слушание песни «Валентинов День», изготовление «валентинок» по цвету |
7. | Праздник Севера | март | Развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. | Рассматривание атрибутов народов севера, изготовление альбома из детских рисунков, аппликаций… Игры: «Олени и пастух», «Гей, гей, гей». |
8. | День смеха (всенародный) | апрель | Формирование умения пользоваться средствами выразительности иронического и шуточного характера. | Игра: «Облака», рассказывание шуточных историй, чтение «перевёртышей», обыгрывание дразнилок, рисование юмористических картинок. |
9. | День земли (всенародный) | май | Развитие у детей невербальных средств общения, уточнение эмоциональных состояний | Игры: «Дождик», «Берёзка», изготовление поделок из оригами и природного материала |
10. | День защиты детей (всенародный) | июнь | Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей. Передавать заданное эмоциональное состояние. | Рассматривание иллюстраций под рубрикой: «Счастливое детство» в сравнении с иллюстрациями изображения детей Х1Х века. Игра – пиктограмма: «Прочитай письмо», коллективная работа: «Дети нашей планеты»
|
Но жизнь не стоит на месте и некоторые интересные моменты, наиболее близкие детям, нашли своё отражение в процессе нашей деятельности.
На первом этапе работы большое внимание было уделено развитию эмоций у детей, так как они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях, что помогло не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и смягчить некоторые нарушения их психоэмоционального развития (эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность). Большую помощь в этом мне оказали сенсорные и эмоционально - экспрессивные игры, так как они естественно вписываются в любую детскую деятельность.
Педагоги должны помнить, что для ребёнка просто необходимо наполнить жизнь событиями, о которых они смогут рассказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели
Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития...
Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов. I этап: Создание охранительного режима.II этап: Воспитание шепотной речи.III этап: Воспитание сопряженной речи....
Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе по экологии и развитию речи "Интересное знакомство"
Непрерывная образовательная деятельность с детьми по экологии "Интересное знакомство"...
Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»
Цель:• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.• Формировать у детей интерес к фольклору, обогаща...
Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»
Обучающие:Расширять знания детей о предметах старины.Дать представление о народных промыслах.Развивающие: 1. Развивать психические процессы (связную речь, сообразительность, во...
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ОЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес пр...
Презентация "Развитие речи через знакомство со сказкой"
Презентация "Развитие речи через знакомство со сказкой"...