Методические рекомендации родителям дошкольников с недостатками темпа и ритма речи.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Полянина Елена Ивановна

Дыхательные упражнения. Релаксация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям для преодоления недостатков темпа и ритма речи у детей.                      

                           Карточка № 1          

                                  I ЭТАП.

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО КОНТРАСТУ С   НАПРЯЖЕНИЕМ

Сегодня начинается новый вид работы — релаксация. Это слово означает снятие напряжения, т. е. расслабление. Мы знаем, что при заикании часто появляется сильное напряжение в органах речи. Дети не могут сами избавиться от этого напряжения, нервничают, и заикание усиливается. Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Часто возникает напряжение эмоциональное, когда ребенок чем-то сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен. Напряженное состояние его нервной системы тоже препятствует свободной речи. Упражнения по релаксации помогут создавать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления речи.

Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Еще больше поможет сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Так воспитывается чувство мышцы, необходимое для целенаправленного расслабления.

                                      Расслабление мышц рук.

Цель: Обучать расслаблению рук, фиксируя внимание на приятном состоянии расслабленности.

1.        Сесть на стул, опереться о спинку.  Руки на колени, расслабиться.

 Спокойным , тихим голосом в замедленном темпе взрослый  произносит:

     Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье….

И становится понятно:

 Расслабление – приятно!

2.        Упражнение «Кулачки»

Сжать пальцы в кулачок покрепче. Чтобы косточки побелели.  

Вот как напряглись ручки. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрями ручки. Вот и расслабились ручки. Легко, приятно стало.  (упражнение выполнить 3 раза).

Спокойный вдох – выдох, вдох – выдох.

Большой палец с силой прижимаем к остальным:

Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

Приподнять и уронить расслабленную кисть ребёнка.

Отдыхают пальчики.

3.        Упражнение «Олени».

Представим, что мы олени. (поднять скрещенные руки над головой, широко расставив пальцы) Вот такие рога у оленя! Напряги руки! Руки стали твёрдыми как рога у оленя. Трудно держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают.

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Посмотрите: мы олени, рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени, А теперь – немного лени…

Руки не напряжены, И расслаблены…

Взрослый лёгким движением пальцев проводит по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.

                                                  "Полный вдох".

Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.

После "предварительного выдоха" сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук, одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота, грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне -боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо  постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 3-6 раз.

Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.

                                             Упражнение 1

"Фиксированный выдох". После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

                                                  Упражнение 2.

 "Форсированный выдох". Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание "ху").

                                                 Упражнение 3.

Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не "добирать" воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Затем повторить упражнение.

     

                                                  Упражнение 4.  

«Задуй свечку».Спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через (через рот) на свечку, произнося шепотом Ф – Ф – Ф.

Упражнение повторять по 3 раза 4 раза в день.

                                            Карточка № 2

                                     Расслабление мышц ног.

 Упражнение «Пружинки».

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол.  Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза.)

Что за странные пружинки Упираются в ботинки?

Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай,        Крепче, крепче нажимай,

На пружинки нажимай,        Нет пружинок — отдыхай!

(Упражнение повторяется три раза.) 

Упражнение «Загораем» .

 Представьте себе, что ваши ноги загорают. (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! ( проверяем напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!..

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загорели! Опускаем!  (Ноги резко опустить на пол.)

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.

                                             Упражнение 1.

 Проделать упражнение "фиксированный выдох", сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф- ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.

                                                Упражнение 2.

Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами), регулируя тем самым интенсивность выдоха; постепенно переходить от очень тихого к громкому звучанию. Необходимо сохранить плавность выдоха.

                                               Упражнение 3.

 Проделать упражнение 1, мысленно (затем вслух) произнося основную табличку гласных: и, э, а, о, у, ы. Делать это не торопясь, распределить эти шесть гласных на всю длину выдоха.

                                                Упражнение 4.

Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.

 

Образец.

а)

фаф

фаф        фоф

фаф        фоф     фуф

фаф        фоф     фуф    фыф

фаф        фоф     фуф     фыф     фиф

фаф        фоф    фуф    фыф    фиф    феф.

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.

б)        Полунапевно произносить на выдохе

ммаммоммуммэммиммымм

ннанноннуннэнниннынн

ллаллоллуллэллиллылл

лляллёллюллеллилль

ммнаммноммнуммнэммнуммниммны

в)        разговорно произносить на выдохе

мму!     ммо!     мма!

ммэ!     мми!     ммы!     и т.д.

                                             Рекомендации

•        Звуки произносить легко, свободно, естественно, без

напряжения.

•        Делать подобные упражнения и с другими согласными.

•        При отработке слоговых последовательностей вначале следует все слоги произносить равноударно , а затем последовательно перемещать ударения с первого слога на второй, третий и т.д.

Например:

ММАммоммуммэммиммымм

 ммаММОммуммэммиммымм

 ммаммоММУммэммиммымм       и т.д.

                                          Карточка 3.

                  Расслабление мышц рук, ног и корпуса. 

 Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.)

 Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)

Упражнение «Штанга»   Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть — выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.)

Крепко держим...

— И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)

Наши мышцы не устали — И еще послушней стали!

Нам становится понятно: Расслабление — приятно.

Упражнение « Кораблик»  Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!

Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать!

 Крепче   ногу  прижимаем, А другую — расслабляем!

 

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для

левой.  

— А теперь сядьте и слушайте. (говорить медленно, спокойно.)

Снова руки на колени,

А теперь — немного лени...

Напряженье улетело

 — И расслаблено все тело...

 Наши  мышцы   не  устали

И еще  послушней  стали.

Дышится легко... ровно...глубоко...

                 Упражнения для формирования навыков носового дыхания.

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

Упражнение 1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами - вдох; похлопывать средними пальцами по ноздрям - выдох.

Упражнение 2. Широко открыть рот и подышать носом.

Упражнение 3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох, выдох. Упражнение выполнять поочередно.

Упражнение 4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Выдох - через другую ноздрю (затем поменять).

Упражнение 5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 6. Вдох широко открытым ртом, выдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую - закрывать средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 7. Вдох между сомкнутыми губами, выдох - как в упражнении 6.

Упражнение 8. Вдох - носом, удлиненный выдох носом с усилением в конце (как в упражнении 6).

Упражнение 9. Вдох - носом, выдох через нос толчками: через две ноздри, через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 10. Вдох - носом: через две ноздри, через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать), выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах - как "греют руки").

Упражнение 11. Вдох - так же как в упражнении 10, выдох - через неплотно сомкнутые губы:

а)        плавно;

б)        толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! в! в! ф! ф!);

в)        с усилением в конце;

Щеки не надувать.

Упражнение 12. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как дышит собака).

Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), выдох длительный, можно сочетать со звуком "а-а-а-а".

Упражнение 14. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый угол рта, через левый: а)плавно; б) прерывисто.

Упражнение 15. Вдох через нос, выдох - высунуть широкий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос (сдуть ватку с носа и т.д.):

а)плавно;

б) прерывисто.

Упражнение 16. Вдохнуть через нос и рот одновременно, постепенно толчкообразно выдохнуть через рот.

                                          Карточка №4.

            Беседа с родителями

Для спокойной и плавной речи необходимо пользоваться спокойным речевым дыханием. Как известно, во время вдоха диафрагма (грудобрюшная преграда) прогибается вниз, увеличивается объем легких, передняя стенка живота выдвигается вперед. Сокращение этих же мышц обеспечивает правильный выдох. При этом диафрагма поднимается. У большинства заикающихся речевое дыхание нарушено: часто во время речи наступает чрезмерно напряженное, судорожное сокращение мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Чтобы снять напряжение в области диафрагмы, научите ребенка расслаблять мышцы живота. Ненапряженное состояние мышц живота благоприятствует свободному дыханию, плавному выдоху при речи...

                                  Расслабление мышц живота

 Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)

                 Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Упражнение «Шарик» . Начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!

 Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно  вдох — выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.

— Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапряженный! Делайте, как я.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем. (Делается вдох.)

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится   легко...   ровно...   глубоко...    (Повторить3 раза)

— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ДВИЖЕНИЯМИ

Делать все эти упражнения можно в различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя различные несложные движения.

К ним относятся: различные движения рук (поднимание их вверх, закладывание на затылок или за спину, разведение прямых рук в стороны и т.д.), полуприседания, полупоклоны с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Упражнение 1. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.

Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавливать ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.

Упражнение 2. Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить ф-ф-ф-у-у-у.

Упражнение 3. Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Противоположная рука при этом своей ладонью скользит вдоль туловища

вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш.

Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

Упражнение 4. Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху.

Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

Упражнение 5. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую - на пояс, левую - над головой) и повторить движение в правую сторону.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч.

На выдохе через рот осуществлять поочередно вращательное движение локтями (вперед и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперед и опускать голову. При движении локтей рук в стороны и вверх - голову вверх и легкий прогиб назад.

Вдох делать носом в верхнем положении рук, затем медленный выдох на 2-3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном направлении.

Упражнение 7. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произносить "пффф".

 Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону или вперед-назад.

Упражнение 8. Исходное положение - основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 30).

Упражнение 9 "Насос". Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Смоделировать мысленно рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как будто накачиваете шину. На выдохе произносить звук "с" ("ш", "ф"). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху.

С-С-С-С-С-С.

Выполнять упражнение 5 раз.

Упражнение 10 "Лыжник". Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем "насос". Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху.

СУ-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ.

Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 11 "Китайский болванчик". Стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко

БА-БО-БЭ.

Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе

НА-НО-НЭ,

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклоняя голову влево, произносить на выдохе

МА-МО-МЭ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произносить на выдохе

КА-КО-КЭ.


                                             Карточка 5.

                     Расслабление мышц шеи.

 Принять позу покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем повторяются  кратко упражнения для расслабления мышц живота.)

Упражнение «Любопытная Варвара»

Сейчас делаем новое упражнение. Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно... Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится.

Любопытная Варвара

Смотрит влево... Смотрит вправо...

А потом опять вперед

 — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена!

 И   рассла-а-бле-на...   (Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)

— Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится .

Расслабление  приятно!

 Шея не напряжена

 И рассла-а-бле-на...

А Варвара смотрит вверх! Выше   всех,   все   дальше   вверх! Возвращается обратно —

А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь.

Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.

А теперь посмотрит вниз

—        Расслабление  приятно!

Мышцы шеи напряглись!        

Шея     не     напряжена.

Возвращается обратно—        

И рассла-а-бле-на...

— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УДЛИНЕНИЯ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ФОНАЦИОННОГО

(РЕЧЕВОГО) ВЫДОХА

К освоению этих упражнений следует перейти на более поздних этапах занятий.

    Рекомендации

•        При выполнении упражнений следует обращать внимание на ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания;

•        Необходимо придерживаться умеренного темпа речи

с четким договариваем слова в полном его объеме.

Упражнение 1. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д.

Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха.

По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.

Упражнение 1. Произносить скороговорку - считалку "Тридцать три Егорки" в умеренном темпе, равномерно рас-пределяя выдох на 3-4 слова:

Как на горке, на пригорке    (вдох)

Стоят тридцать три Егорки,

(сделайте вдох и продолжите)

Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и т.д.

Для упражнений используйте долгоговорку:

Шли семеро стариков, Говорили старики про горох, Первый говорит: "Горох хорош!" Второй говорит: "Горох хорош!" Третий говорит: "Горох хорош!"   и т.д.

Упражнение 2. Обучитесь умению делать добор дыха¬ния (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быс¬тро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.

Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:

На дворе трава,  (добор)

на траве дрова,   (добор)

раз дрова,   (добор)

два дрова,   (добор)

три дрова, (добор)

не вместит дров двор, (добор)

дрова выдворить.

Черемуха душистая        (добор)

С весною расцвела        (добор)

И ветки золотистые,        (добор)

Что кудри завила.

В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 3 "Трубач". Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука од¬ним воздухом нужно "выдышать" мелодию на одном выдохе:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров, Постарайся обойтись без докторов, Водой холодной обливайся, Если хочешь быть здоров!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение темпа и ритма речи.

   Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения....

Памятка для воспитателей по профилактике у дошкольников нарушений темпа и ритма речи

Профилактика нарушений темпа и ритма речи у дошкольников позволит создать необходимые условия для гармоничного формирования речи детей....

Нарушение темпа и ритма речи

консультация по данной теме...

Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на разви...

Логопедические игры для развития дыхания, темпа и ритма речи дошкольников

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на разви...

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи.

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи....