Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Серегина Ольга Валерьевна

В содержании разработки представлен комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков языкового анализа и синтеза как предпосылок для обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальные педагогические чтения работников дошкольных образовательных учреждений по теме «Муниципальная система дошкольного образования в контексте ФГОС ДО»

Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников

Секция «Окно в большой мир: ИКТ в образовательном пространстве ДОУ»

Серегина Ольга Валерьевна, учитель-логопед

МБДОУ № 9 г. Амурска

                                                 2015        

        В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с детьми разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике.

        Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

        В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать коррекционно-развивающий процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми.

        Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:

  • повысить качество обучения детей с нарушениями речи;
  • развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
  • повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях.

        При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения.                                                                                                                                                            Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что педагог и дошкольники расширяют границы привычного, поднимая коррекционно-развивающий процесс на качественно новый уровень. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий.

      Интерактивная доска дает возможность решать задачи по всем образовательным областям.

     В моей деятельности компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений  речи у детей.  

        Использование интерактивной доски в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

         Мною разработан комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков языкового анализа и синтеза как предпосылок для обучения грамоте.  Эта сторона речевого развития является важной в старшем дошкольном возрасте, так как от результата нашей работы зависит успешность усвоения детьми школьной программы по русскому языку.  

        Разработанные игры и задания можно использовать при организации совместной деятельности как в подгрупповой, так и в индивидуальной форме в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей с речевыми нарушениями.

        Использование интерактивной доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Рассматривая крупные яркие изображения, действуя с ними, передвигая картинки, буквы, составляя слова и предложения, оперируя различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае дошкольники воспринимают информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

        Возможность передвижения, добавления, удаления объектов на интерактивной доске позволяют наглядно моделировать ситуацию.

        Мною разработаны следующие игровые задания для дошкольников с целью развития фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.

     1. Задания на установление соответствия

Задача: закрепить умение определять первый звук в названии картинки (или последний звук, звук в середине слова), закрепить знание букв.

Действия детей: соединить линиями картинки с буквой.

  • «Воздушные шары» - определение первого гласного звука в слове, соотнесение картинки с буквой на шарике;
  • «Поймай рыбку» - определение первого согласного звука в слове (картинка на рыбке), соотнесение с нужной буквой на ведерке;
  • «Веселые буквы» - определение гласного звука в середине слова, соотнесение картинки с нужной гласной буквой;

     2. Игры на классификацию

Задача: упражнять в дифференциации   звуков, определении первого или последнего звука в слове.

Действия детей: переместить картинку к нужному объекту на экране.

  • «Подарим картинки аисту и улитке» - определение первого гласного звука в слове А или У;
  • «Фруктовый сад» - определение последнего гласного звука в названиях фруктов во множественном числе (Ы или И), соотнесение с буквой на корзине.
  • «Домики для картинок» - определение первого звука в названии картинки, если гласный – поместить картинку в красный домик, если согласный твердый – в синий домик.

     3. Задания с раскрашиванием объектов

Задача: упражнять в составлении звуковых схем слов.

Действия детей: дети раскрашивают объект на экране в соответствии с цветовым обозначением звуков, составляют схемы слов.

  • «Раскрась гусеничку» - определить первый звук в названии картинки, дать ему характеристику, если гласный звук – раскрасить элемент гусеницы в красный цвет, если согласный звук – в синий цвет;
  • «Раскрась квадраты» - анализ звукового состава слова, характеристика звуков, цветовые обозначения на схеме.

     4. Задания на выбор и выделение объекта

Задача: упражнять в определении наличия или отсутствия звука в слове.

Действия детей: дети выбирают нужные объекты, обводят их в круг, перемещают, зачеркивают и т.д.

  • «Обведи в круг картинки со звуком Ш в названии»
  • «4 лишний» - определение картинки, в названии которой нет звука Р
  • «Подарки для Алены» - выбор картинок на звук А
  • «Кто поедет на поезде?» - выбор животных со звуком С в названии

      5. Задания с рисованием дорожек,  рисованием по точкам

Задача: упражнять в синтезе слогов и слов, развитии координации и точности движений руки.

Действия детей: дети рисуют линии, читают слоги и слова.

  • «Проведи дорожку от буквы к букве, прочитай слог» (А…..М, У……П)
  • «Соедини слоги дорожкой, прочитай слово» (РЫ-БА, УТ-КА)

        

6. Задание на выбор верного ответа

Задача: упражнять в определении количества слогов или звуков в слове.

Действия детей: дети считают звуки или слоги в названии картинки, выбирают нужную цифру, передвигают ее.

  • «Посади бабочку на цветок» - определить количество слогов в слове-изображении на цветке, найти на бабочке нужную цифру.
  • «Считаем звуки» - посчитать количество звуков в названии картинки, поместить на флажок нужную цифру.

7. Задания с письмом букв и слов

Задача: упражнять в определении последовательности звуков в слове, синтезе слов.

Действия детей: дети вписывают буквы в клетки в нужной последовательности, прочитывают слово.

  • «Озорные буквы» - вписать в клетки буквы в нужном порядке, ориентируясь на картинки-подсказки.
  • «Слово рассыпалось» - вписать в клетки буквы в нужной последовательности, прочитать слово.

        Использование интерактивной доски значительно расширяет вариативность способов работы с детьми, в значительной мере повышая интерес к выполнению заданий, побуждает к активной деятельности, являясь при этом другом и помощником. Когда ребенок, выполняя задание, касается доски, она как бы «откликается» на прикосновение, словно живая. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать с доской, наперегонки стараются отвечать и выполнять действия.

        Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе НОД, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Библиографический список

  1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
  2. Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “Smart Board” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта - http://www.edu-ago.ru
  3. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru
  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365

[Введите текст][Введите текст][Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по развитию навыков языкового анализа и синтеза

Планирование занятий по развитию наыков языкового анализа и синтеза в старшей группе...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть  навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.Вся система логопедической ...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Трудности усвоения навыков языкового анализа и синтеза, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза должно осуществляться на уровне слова и предложения, слога, фонемы.Самой сложной формой языкового анализа и синтеза является полный фонематический анал...

Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)

В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями

В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических меропр...