перспективное планирование по развитию навыков языкового анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Планирование занятий по развитию наыков языкового анализа и синтеза в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза.
Старшая логопедическая группа, 1-ый год обучения.
Сентябрь.
Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.
- Квартал (октябрь, ноябрь, декабрь).
Октябрь.
- Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков
(звучащие игрушки, предметы, хлопки).
- Развивать слуховое восприятие на материале неречевых звуков.
- Упражнять в воспроизведении различных ритмических рисунков.
- Учить различать звукокомплексы по тембру и громкости.
- Учить самостоятельно, произносить звукокомплексы с различным тембром и громкостью.
- Учить дифференцировать на слух правильно и неправильно произнесённые слова.
- Учить детей выделять гласные (а, о, у, и) на фоне других звуков.
- Учить детей выделять гласные (а, о, у, и) на фоне слова.
- Учить детей выделять ударный гласный в начале слова, затем безударный.
- Проводить анализ и синтез звукосочетаний ау, ау и т. д.
Ноябрь.
- Учить подбирать слова в рифму.
- Учить воспроизводить слоговые ряды со сменой ударного слога.
- Учить воспроизводить слоговые сочетания с одним согласным и разными гласными звуками.
- Учить подбирать слова на гласные звуки.
- Продолжать закреплять умение определять наличие звука в слове (на материале изученных звуков).
- Учить определять конечный гласный в словах.
- Дать представление о гласных и согласных звуках, и их различиях.
- Учить выделять согласные «п», «т» из ряда звуков, затем из ряда слогов.
- Учить выделять из слова первый и последний согласный (на материале изученных звуков).
- Учить проводить анализ и синтез обратного слога типа АП (на материале изученных звуков).
- Дать понятия: звук, гласный, согласный, слово.
Декабрь.
- Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками.
- Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по звонкости \ глухости (сначала по 2 слога, потом по 3).
- Закрепить понятия: начало, конец слова. Дать понятие: середина слово.
- Познакомить детей с согласными звуками «н», «м», «к».
- Учить определять место звука в слове: начало, середина, конец.
- Учить детей проводить анализ и синтез прямых слогов типа: ПА.
- Учить детей проводить полный звукобуквенный анализ слов типа: кот.
- Дать понятие: предложение.
- Квартал (январь, февраль, март).
Январь.
- Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по мягкости \ твёрдости.
- Учить детей воспроизводить слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков.
- Дать понятие: твёрдый - мягкий согласный звуки.
- Познакомить детей с согласными звуками: «б», «д» и их мягкими вариантами.
- Учить детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в изолированном положении, в слогах.
- Продолжать совершенствовать навык определения места звука в слове.
Февраль.
- Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными.
- Познакомить детей с согласными звуками: «г», «ф», «в», «х» и их мягкими вариантами.
- Продолжать дифференцировать изученные твёрдые и мягкие согласные в слогах и словах.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Учить детей полному звукобуквенному анализу слов типа: осы, мак, нога, вата.
- Дать представление о гласных звуках, как слогообразующих.
- Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трёхсложных слов. Ввести понятие: «слово», «слог».
- Ввести понятие: «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.
Март.
- Учить детей воспроизводить слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
- Познакомить детей с согласными звуками «с», «з» и их мягкими вариантами, гласным звуком «ы».
- Упражнять детей в определении места звука в слове, на материале пройденных звуков.
- Учить детей полному звукобуквенному анализу слов типа: стол, каток.
- Продолжать дифференцировать изученные согласные.
- Упражнять детей в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
- Закреплять навыки слогового анализа слов.
- Закреплять навыки анализа предложений без предлогов.
- Познакомить детей с некоторыми правилами правописания:
Раздельное написание слов в предложении;
Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных;
Точка в конце предложения.
- Учить детей составлять детей графические схемы предложений.
- Закреплять понятия: «звуки: гласные – согласные, твёрдые – мягкие», слово, предложение.
- Квартал (апрель, май, июнь).
Апрель.
- Закреплять представления о гласных и согласных звуках и их признаках.
- Продолжать детей с согласными звуками: «ш», «ж».
- Дать понятие: «согласный: звонкий - глухой».
- Закреплять умение детей определять место звука в слове (на материале изученных звуков).
- Совершенствовать навык звукобуквенного анализа пройденных типов слов.
- Познакомить детей с правилом правописания: ши - жи.
- Закреплять навыки слогового анализа.
- Познакомить детей с простыми предлогами: на, под, в.
- Закреплять навыки анализа предложений без предлогов и простыми предлогами.
Май.
- Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твёрдости – мягкости согласных.
- Познакомить детей с гласным звуком «э». Учить определять его место в слове.
- Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализа.
- Упражнять детей в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, середина, конец слова).
- Закреплять навык слогового анализа.
- Закреплять навыки анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами.
Июнь.
Закреплять изученный материал на индивидуальных занятиях.
Подготовительная логопедическая группа, 2-ой год обучения.
Сентябрь.
Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.
- Квартал (октябрь, ноябрь, декабрь).
Октябрь.
- Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и их признаках.
- Упражнять детей в дифференциации пройденных звуков.
- Упражнять детей в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить умение выделять звук из слова. Определять место звука в слове.
- Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализы слов типа: слон, мост, лист, блин, каток.
- Закрепить навыки слогового анализа слов.
- Закрепить навыки анализа предложений без предлога и предложений с простыми предлогами, составлять их графические схемы.
Ноябрь.
- Закрепить представление детей о твердости – мягкости согласных, дать понятие звонкости – глухости.
- Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов.
- Познакомить детей с согласным «й», учить определять место этого звука в слове, упражнять в подборе слов с этим звуком.
- Закрепить навыки слогового анализа слов.
- Продолжать изучать простые предлоги, учить анализировать предложения с ними и составлять их графические схемы.
Декабрь.
- Упражнять детей в различении твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.
- Познакомить детей с j-тированными гласными (е, е, ю, я).
- Учить детей проводить полный звукобуквенный анализ слов типа: кошка, мишка, Наташа.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Квартал (январь, февраль, март).
Январь.
- Продолжать упражнять детей в различении согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
- Продолжать детей знакомить с j- тированными гласными. Познакомить с ролью j-тированных гласных в смягчении согласных.
- Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Февраль.
- Познакомить детей с согласными звуками «ц», «ч», «щ». Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
- Продолжать учить детей дифференцировать согласные звуки по изученным признакам.
- Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Познакомить детей с правилами правописания: ча-ща, чу-щу.
Март.
- Познакомить детей с согласными звуками «л», «р» и их мягкими вариантами. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
- Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
- Учить детей анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Закрепить знания известных правил правописания.
- Квартал (апрель, май, июнь).
Апрель.
- Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
- Сформировать у детей представление о том, что буквы «ь» и «ъ» не обозначают звуков.
- Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
- Учить детей анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Закрепить знания известных правил правописания.
Май.
- Совершенствовать навык определения места звука в слове.
- Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
- Продолжать учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки по изученным признакам.
- Совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
- Совершенствовать навык анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
- Закрепить знания известных правил правописания.
Июнь.
Закреплять весь изученный материал на индивидуальных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...
Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"
Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.Вся система логопедической ...
Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников
В содержании разработки представлен комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков язык...
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений
В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...
Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)
В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...