Личное речевое пространство
методическая разработка по логопедии
Материал по теме: Личное речевое пространство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnoe_rechevoe_prostranstvo.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преемственность - это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. На дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный ребенком потенциал. Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования , согласно ФГОС, является то, что: - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; использует речевые высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах ; у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Хорошая речь – основа обучения предметам, инструмент познания. Всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии, в овладении навыками чтения и письма. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания , отсутствует умение рассуждать. Их затрудняет фонетический анализ, осознание звуковой культуры слов, обобщенное восприятие значения каждого из звуков и букв ; овладение синтезом звукослияния при чтении, понимание прочитанного. Все это влечет за собой ошибки в письменной речи : - связаные с заменами букв, обозначающих близкие звуки, с обозначением смягчения согласных звуков ; - ошибочное смягчение согласного звука последующими гласными, замене мягких звуков твердыми ; - пропуск и добавление букв, слогов; перестановках букв, слогов. Причины неуспеваемости школьников уходят своими корнями в дошкольный возраст.
Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника может иметь разные формы. Помимо традиционных форм взаимодействия ( взаимые посещения занятий, совместные МО, семинары - практикумы и т.д.) в нашем ДОО используются : «Индивидуальная карта развития выпускника ДОУ», позволяющая учителю и специалистам школы получить полное представление о будущих учениках , Портфолио личных достижений ребенка. Способы формирования речевого развития будущих первоклассников активно используются и в школе : 1. Общение с ровесниками и взрослыми людьми. 2. Нахождение ребенка в культурной языковой среде. Обучение родному языку на занятиях. 3. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.
Речевая развивающая среда детского сада : - обеспечивает ребенку возможность восприятия правильной речи; - обеспечивает богатство сенсорных представлений; - обеспечивает комфортное состояния ребенка в проявлении речевых реакций; обеспечивает возможность исследования и экспериментирования в языковой системе, обеспечивает ребенку возможность самостоятельной индивидуальной речевой деятельности. Личное речевое пространство ребенка , рассматривается нами, как часть общего пространства ДОУ , группы , как территория комфорта и уверенности , речевой активности , основанная на эмоциональном эффекте и личном опыте.
Главным атрибутом индивидуального речевого пространства дошкольника - считаем самодельную книгу . Педагоги и специалисты ДОО используют в работе самодельные книги различной направленности : речевые лэпбуки , книжки « Звуковушки » , книжки - самоделки , сенсорные книжки , мягкие книжки для развития мелкой моторики.
Лэпбук- это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме. В нашем случае – это именные книги – самоделки под общим названием «Я дружу со звуком », изготовленные творческими руками педагогов и родителей ,помогающие детям в автоматизации звуков на всех этапах: в слогах, словах , в предложении.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно - развивающей среде. Работа с лэпбуком может носить индивидуальный характер, парный или работа малой группой. Он помогает детям , имеющим речевые проблемы , раскрыть себя и свой потенциал. Мы активно используем в работе Речевые лепбуки , содержание которых зависит от возраста детей : «На бабушкином дворе» , « Солнышко лучистое» , « Сказка в гости приходи» - лэпбуки для детей младшего возраста для обогащения впечатлениями и формирования понятийной и активной речи; « Дикие животные России » , « Мишутка» , « Свистелки и шипелки » , « Космические путешествия » и т.д. обеспечивают комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи) у детей среднего и старшего дошкольного возраста , « Рычалки » , « Зимний букварь» , «Сказки о предлогах» , « Буквоград » - для подготовки ребенка к усвоению письменных форм речи.
Для автоматизации звуков и расширению словаря служат книжки-раскладушки « Звуковушки » придуманные для ребят учителем-логопедом. Собрана уже целая коллекция самоделок « Звуковушек », которая интересна и ребятам , не имеющим нарушений речи . К предметным картинкам в этих книжках - малышках ( а они действительно – малышки, размером 10 на 10 см) изготовлены карточки с загадками ( загадки подобраны по возрастам дошкольников). На этапе автоматизации звука , ребята получают значок « Я дружу со звуком (Р)» , прикрепленный к одежде ребенка, он показывает взрослым ( сотрудникам ДОО ), что ребенок нуждается в повышенном внимании и контроле речи .
К нижки-самоделки изготовленные ребятами (с участием воспитателей и родителей), наполнены детским словотворчеством и проиллюстрированны юными авторами. Детям хочется рассказать взрослым и сверстникам о чем-либо для них интересном и значительном .Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий : любое сообщение можно записать и записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода. Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах. Ребенок начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых. А педагоги понимают , что нужно идти вслед за ребенком , всячески поощрять его интересы к различной деятельности ( тесно связанной с речевой ): рисование, ручной труд , конструирование и создавать условия для творческой речевой деятельности ребенка.
Творчество и креатив воспитателей и родителей наиболее ярко проявились в «мягких» развивающих книжках для младших дошкольников («Сладкая книжка » , « Я принцесса » ). Особой популярностью пользуются у ребят всех дошкольных возрастов самодельные мягкие планшеты , где особенно много возможностей для развития мелкой моторики , интересно решаются задачи ориентировки в пространстве (право - лево, верх - низ, над - под) .
. Для детей среднего и старшего возраста ( с посильным их участием) изготовлены именные сенсорные книжки - папки. В них помимо познавательно - речевых задач, ребята получают возможность расширить сенсорные представления , развивать мелкие мышцы руки , транслировать свой речевой опыт, свои впечатления и предпочтения взрослым и другим детям.
Эмоциональный эффект от наших речевых самодельных книжек не меньше речевого , а в некоторых случаях важнее для проблемно-речевого ребенка в плане коммуникации и социализации.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать окружающий мир , тем активнее его речевое общение со сверстниками и взрослыми, тем выше его готовность к успешному школьному обучению и развитию личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете Тема: «Создание единого речевого пространства в детском саду»
Из опыта работы...
Организация единого речевого пространства в семье и ДО
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптим...
«Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ» Круглый стол с родителями старшей группы компенсирующей направленности
Работа с родителями групп компенсирующей направленности...
«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»
Данная презентация знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...
Использование инновационных подходов к построению речевого пространства
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества....
Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"
Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...
Статья "Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства"
В статье раскрывается субъектно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Обосновываетсяпространственный аспект инфраструктуры дополнительного образования детей, когда сфера дополнител...