Статья "Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства"
статья

Соснина Елена Александровна
В статье раскрывается субъектно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Обосновывается
пространственный аспект инфраструктуры дополнительного образования детей, когда сфера дополнительного образования
детей в современных социокультурных условиях рассматривается как пространство детства. Отмечается роль педагога
дополнительного образования как организатора личного образовательного пространства детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

В. П. Голованов

Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства

В статье раскрывается субъектно-деятельностный подход в дополнительном образовании детей. Обосновывается пространственный аспект инфраструктуры дополнительного образования детей, когда сфера дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях рассматривается как пространство детства. Отмечается роль педагога дополнительного образования как организатора личного образовательного пространства детства.

Ключевые слова: развитие личности, свобода выбора, индивидуализация, субъект, деятельность, воспитание и дополнительное образование детей.

ADDITIONAL EDUCATION

  1. P. Golovanov

Modern Additional Education of Children as Personal Educational Space of Childhood

This article deals with the subject-activity approach in secondary education. Spatial dimension of infrastructure is substantiated providing supplementary education for children, when children additional education in contemporary socio-cultural conditions is regarded as childhood space. The role of the further education teacher as a personal organizer of childhood educational space is noted.

Keywords: development of the individual, freedom of choice, individualization, subject, activity, education and supplementary education for children.

Дети – не будущие личности: они уже лично- сти. Дети – существа, в думах которых откры- ваем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью.

Януш Корчак

Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно.

Януш Корчак

Разговор, состоявшийся 17–20 июля 2017 г. в Киргизии на VI Международной научно- практической конференции «Дополнительное образование – сфера самореализации детей и молодежи», убедительно подтверждает мысль о том, что разнонаправленность и многоаспект- ность развития современного дополнительного образования детей и взрослых заставляет вновь и вновь как ученых, так и практиков обращаться с


вопросом: Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?

Сегодня самая большая опасность, подстере- гающая наше общество, полагаю, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Именно в занижении че- ловеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных про- блем наших дней. Собственно говоря, кризис че- ловека есть причина и следствие всех кризисов современности. Как помочь ребенку найти свое место в мире?

Моя личностная позиция в исследовании дан- ной проблемы отражена в известных многим фи- лософских строчках Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти До самой сути:

В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

© Голованов В. П., 2017

До сущности протекших дней, До их причины,

До оснований, до корней, До сердцевины.

Все время, схватывая нить Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

Б. Пастернак

Дойти до сути… до сущности… до их причи- ны… Вот уже более десяти лет идут обсуждения проблем развития, модернизации, реформирова- ния дополнительного образования детей, не слу- чайно в большинстве регионов Российской Фе- дерации профессиональное сообщество педаго- гов и руководителей сферы дополнительного об- разования детей коллегиально и келейно опреде- ляет основные направления развития сферы до- полнительного образования детей в современных социально-экономических и социокультурных условиях России. Подводных камней оказалось гораздо больше, чем предполагалось…

Как здесь не вспомнить древнюю притчу, ко- торую я впервые услышал в Ярославле от Миха- ила Иосифовича Рожкова: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

«Что еще слепить тебе?» – спросил Бог. «Слепи мне счастье», – попросил человек. Ничего не от- ветил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Данная притча как нельзя лучше отражает подводную часть айсберга «сферы дополнитель- ного образования детей», называемую «личным образовательным пространством детства».

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему»?»

Лучше и не скажешь, чем Самуил Яковлевич Маршак – поэт, писатель, драматург, сказочник, переводчик, поэтический лоцман детства.

Человек способен иметь (получить, присво- ить) только «свое» образование. Современное дополнительное образование детей и выступает как личное пространство самореализации лично- сти. Индивидуализация и персонификация обра- зования подрастающих поколений приобретает особую актуальность, перспективность и значи- мость в связи с современными тенденциями, ко- торые обозначились в мире, в обществе, в обще-


ственном сознании, в системе отечественного образования.

Каждый человек ощущает определенный объ- ем пространства вокруг себя как личное про- странство. Размер этого личного пространства сильно отличается в разных культурах. Форми- рование личного пространства происходит в дет- стве, его размеры регулируются бессознательно. Личное пространство (время Детства) – это объ- ективная дистанция становления человека, осо- бые условия и необходимый способ существова- ния (развития ребенка), когда он, социализируясь и индивидуализируясь, постепенно все более глубоко входит в социум.

Востребованность личности (социальная и профессиональная) в современном обществе требует создания необходимых условий и воз- можностей для ее развития. И сфера дополни- тельного образования детей позволяет полноцен- но реализовать миссию образования для челове- ка, государства и общества в современном мире.

Современное дополнительное образование детей должно отвечать вызовам нового времени: морально-нравственная дезинтеграция обще- ства; низкий уровень доверия и социальной соли- дарности; нарушение преемственности поколе- ний, социальных механизмов трансляции нацио- нальных духовных традиций и культурного опы- та; недостаток гражданского, патриотическо- го самосознания и конструктивного обществен- ного поведения; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; усиление ми- грационных процессов; недостаточный уровень воспроизводства населения; снижение физиче- ского, социального и психического здоровья насе- ления.

Главное сегодня – обеспечить успешную дея- тельность человека в условиях динамичности, нестабильности, неоднозначности, разнообразия. В связи с этим нами и рассматривается дополни- тельное образование детей как одна из важных, сущностных категорией современной педагоги- ческой науки и практики, роль которого на со- временном этапе развития российского общества усиливается как основы социализации личности, индивидуального, персонифицированного разви- тия творческой личности, умеющей восприни- мать мир как целостную систему, осознавать свою роль в этом мире. Важно помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах разви- тия собственной личности и сделать так, чтобы

личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

Многие ли руководители и педагоги образова- тельных организаций знают, что 20 ноября еже- годно отмечается Всемирный день ребенка? Именно в этот день в 1989 г. ООН приняла Кон- венцию ООН о правах ребенка, и тем самым ми- ровое сообщество взяло на себя обязательство перед детьми защищать их от равнодушия, экс- плуатации и насилия [1]. Ведь только в соответ- ствии с тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизован- ность, проверяются его гуманность, демократич- ность и складывается будущее.

Серьезную тревогу у педагогов в XXI в. вы- зывает отсутствие четко сформированной пози- ции взрослых по отношению к детству.

Отсюда        важно,        как        отмечал Д. И. Фельдштейн, вести поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности детей, кото- рая обеспечивает каждому растущему человеку возможности стать реальным субъектом соци- альной жизни, культуры, а значит – субъектом собственного развития [4].

В современных условиях нужно использовать все способы, как традиционные, так и новые, для формирования ценностного отношения к детству в нашем обществе на всех его уровнях. Вот по- чему крайне важно, чтобы государство наконец- то осознало проблему обеспечения достойного существования детей как глобальную.

Все общество в целом необходимо педагоги- зировать. А это значит, что не образовательное учреждение функционирует и развивается для экономики, а экономика создает условия и воз- можности для развития образовательного учре- ждения.

Перспективность детства определяет и пер- спективность будущего России, так как это са- мый дорогой капитал нашего общества. Органи- зовать и реализовать данный капитал способна, прежде всего, современная сфера дополнитель- ного образования детей как личное образова- тельное пространство детства, как образователь- ная среда детства, как территория перспективно- го, комфортного и безопасного детства, как охранная грамота детства.

Известно, что детство – время самых сложных вопросов. Современные дети ставят вопросы, на которые и сто взрослых не ответят, они очень самостоятельны в суждениях, свободны в своих приоритетах и не принимают готовых истин на веру.


Дети – особая категория населения, обладаю- щая переходным социальным статусом и вслед- ствие этого наиболее социально незащищенная, нуждающаяся в наибольшем благоприятствова- нии для развития Дети не сами по себе являются будущим. Дети – лишь та возможность, требую- щая колоссальной работы всего «взрослого» об- щества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре.

Наивно предполагать, что существуют меха- низмы саморазвития детства в благополучное состояние «взрослости». Еще более наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формирования детства во взрослое поколение.

Рассматривая актуальность проблемы разви- тия современного дополнительного образования детей в целом, не можем не отметить, что это непосредственно связано с новым понимание сущности образования.

Сегодня прослеживаются две противоречивые тенденции:

− объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетво- ренность его состоянием;

− недостаточное осознание возросшей роли образования и неспособность государства и об- щества к адекватному ее обеспечению.

Одним из возможных условий разрешения возникающих противоречий может быть органи- зованное изучение развития современного до- полнительного образования детей как важнейшей составляющей личного образовательного про- странства детства, сложившегося в современном российском обществе. Современное дополни- тельное образование детей и рассматривается нами как территория личного образовательного детства.

Личное образовательное пространство детства рассматривается нами как его социокультурное пространство– оптимальное для приобретения навыков самости; территория перспективного и безопасного детства, а главное – возможность преодоления дефицитов участия и «личного при- сутствия» человека в своем образовании.

Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основа- нии признание ребенка высшей ценностью педа- гогической деятельности, учитывает индивиду- альные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные

потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека.

«Все острее встает задача общественного по- нимания необходимости дополнительного обра- зования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения пра- ва человека на развитие и свободный выбор раз- личных видов деятельности, в которых происхо- дит личностное и профессиональное самоопре- деление детей и подростков», – подчеркнуто в Концепции развития дополнительного образова- ния детей (от 04.09.2014 г. № 1726-р.) [2].

Конечно, детство нуждается в поддержке и заботе взрослых из-за возрастных ограничений дееспособности и невозможности полноценной ответственности. Однако это не предполагает навязывания детям взрослыми готовых образцов жизни в качестве единственных и незаменимых и тем самым лишения детей права на собственный выбор. Именно современное дополнительное образование детей и предоставляет свободу вы- бора.

Во всем развитом мире центральным показа- телем и критерием реального качества жизни на территории является состояние и, в первую оче- редь, перспективность детства как основы и за- лога достойной будущности страны и жизни на данной территории. С нашей точки зрения, рабо- та по выращиванию, выпестыванию детства и детей должна строиться относительно двух век- торов – воспроизводства и развития. Воспроиз- водство является необходимым условием обеспе- чения качества потенциала детства в целом и каждого ребенка персонально и описывается па- раметрами безопасности детства. Развитие свя- зано с теми перспективами, которые открывают- ся каждому ребенку.

Вместе с тем современное дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности между общественным, так как оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства и общества, и личностным, персо- нифицированным образованием.

Именно дополнительное образование детей делает реальную социальную политику детства более осознанным, научно обоснованным, мето- дологически        и        институционально- технологически обеспеченным процессом, рас- сматривая детство как базовый этап социализа- ции и самореализации личности, как главный фактор развития общества.


Я. Корчак «поймал секрет детства» и сумел перешагнуть через три барьера, которые, как он утверждал, существуют между взрослыми и детьми [3].

Он видел эти барьеры в несовершенстве мира; в скверной работе детских учреждений, функци- онирующих без учета интересов ребенка; в пре- пятствиях, которые возникают в процессе непо- средственного общения ребенка со взрослым.

Современное дополнительное образование детей проблематизировано, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситу- ации современного детства, а с другой – понима- нием того, что можно преодолеть кризисные яв- ления в российском обществе, только опираясь на воспитанного, социализированного, культур- ного человека.

Сегодня необходимо культивировать охрани- тельное отношение к детству. Главная задача состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребенку прожить его в радости и полноте устремлений.

Не менее важная задача – обеспечить посте- пенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.

Педагогическая, образовательная деятель- ность в сфере дополнительного образования де- тей направлена на формирование свободной, жизнеспособной, социально-адаптивной и креа- тивной личности.

Современное дополнительное образование детей является не только «зоной ближайшего развития» детей, его можно назвать «основой непрерывного процесса саморазвития и самосо- вершенствования человека как субъекта культу- ры и деятельности» [2].

В дополнительном образовании детей глав- ное – обнаружить и развить личностные склон- ности, способности, задатки; разрешить нрав- ственные конфликты; осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего жизненного пути.

В связи с этим сегодня требуется создание условий и возможностей для развития личности обучающихся, ее индивидуальности, так как она является основной формой бытия человека в об- ществе, и от ее развития в конечном итоге зави- сит и развитие общества.

Личное образовательное пространство дет- ства – социокультурное пространство самоакту- ализации и самореализации личности путем ре- шения проблемы педагогически целесообразной

занятости, что сокращает пространство возмож- ного девиантного поведения детей. Именно до- полнительное образование детей выступает тем фактором (условием), которое дополняет образо- вательное пространство до его целостности.

Дополнительное образование детей – новая категория для отечественной педагогики – пони- мается как мотивированное образование за рам- ками основного и профессионального образова- ния, позволяющее ребенку приобрести устойчи- вую потребность в познании и творчестве, мак- симально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, а глав- ное – личностно.

Личное образовательное пространство дет- ства – многомерное явление, обладающее поли- функциональностью, вариативностью, включа- ющее множество процессов, происходящих за пределами образовательного стандарта и обяза- тельного труда ребенка, в том числе и продук- тивную организацию его свободного времени; оно включает досуговое пространство, представ- ляющее собой совокупность рекреационных, творческих, игровых, спортивных и иных спосо- бов проведения ребенком свободного времени, которое имеет воспитательную и образователь- ную значимость.

Личное образовательное пространство дет- ства – открытая «область» свободной реализа- ции индивидуальных образовательных траекто- рий ребенка. И дополнительное образование де- тей исходит из принципа индивидуализации как механизма целенаправленной поддержки в само- реализации человека, удовлетворении вариатив- ных и изменяющихся потребностей личности.

Смысл развития дополнительного образова- ния детей – в развитии способности к самостоя- тельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социаль- ного опыта, частью которого является собствен- ный опыт обучающихся (воспитанников).

В современном дополнительном образовании детей проявляется, прежде всего, личностный смысл, который можно определить как персони- фицированное (индивидуализированное) отра- жение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы.


Подводя итог, следует отметить, что перво- степенной задачей образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является развитие социально значимых личностных ка- честв воспитанников, необходимых для жизнеде- ятельности в современном обществе.

В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созда- нию условий для развития индивидуальности каждого ребенка. К этим условиям следует отне- сти признание приоритета личности ребенка всеми субъектами воспитательного процесса – педагогами, родителями и детьми; нацеленность ресурсов дополнительного образования детей на развитие системы ценностных ориентаций обу- чающихся, определяющих их личностные каче- ства; учет психовозрастных особенностей детей; вариативность содержания, форм и методов об- разовательного процесса, обеспечивающую установку на удовлетворение потребностей де- тей, формирование мировоззрения, на мотива- цию к обучению как ведущую мотивацию разви- тия личности; освоение гуманистических мето- дик обучения и воспитания, а также новых спо- собов познания и форм организации образова- тельного процесса; согласованное взаимодей- ствие педагогов и родителей, предусматриваю- щее социально-педагогическую помощь и под- держку детей: открытость к идеям воспитанни- ков и их обсуждению; содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий; организацию разновозрастного нефор- мального общения, являющегося ценностно- значимой формой взаимодействия детей и взрос- лых; подготовку и проведение социальных тре- нингов, позволяющих ребенку отработать разно- образные формы межличностного взаимодей- ствия; участие в разработке и реализации инди- видуальных планов воспитанников с целью определения перспектив и результатов личност- ного развития.

Современное дополнительное образование детей и взрослых – не только средство освоения всеобщих норм, культурных образцов и интегра- ции в социум, но и возможности для реализации фундаментального личного вектора процесса развития человека – индивидуализации – поиска и обретения человеком «самого себя».

Думать надо о смысле Бытия, его свойстве. Как себя мы ни числи,

Что мы в этом устройстве? Кто мы по отношенью

К саду, к морю, к зениту?

Что является целью, Что относится к быту? Что относится к веку,

К назначенью, к дороге? И, блуждая по свету, Кто мы все же в итоге?


Д. Самойлов


  1. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej. Utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r [Jelektronnyj resurs]. – URL: http: // government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  2. Korchak Janush. Izbrannye pedagogicheskie pro- izvedenija/per. s pol. K. Je. Senkevich ; sost. i avt. primech. E. S. Rubenchik ; pod. red. i predisl. M. F. Sha-

Библиографический список

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка». Утвер- ждена генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей : сборник нормативных и методи- ческих материалов для дополнительного образования детей // Воспитание и доп. образование детей / под ред. А. К. Бруднова. – М., 2000.
  2. Концепция развития дополнительного образо- вания детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р [Электронный ресурс]. – URL: http: // government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  3. Корчак Януш. Избранные педагогические про- изведения / пер. с пол. К. Э. Сенкевич ; сост. и авт. примеч.   Е. С. Рубенчик ;   под.   ред.    и    предисл. М. Ф. Шабаевой [послесл. И. Неверли]. – М. : Про- свещение, 1966. – 470 с.
  4. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и пе- дагогической психологии [Текст] / Д. И. Фель- дштейн. – М., 1995. – С. 258.

Bibliograficheskij spisok

1. Konvencija OON «O pravah rebenka». Utverzhde- na general'noj Assambleej OON 20 nojabrja 1989 g. Ot vneshkol'noj raboty k dopolnitel'nomu obrazovaniju de- tej : sbornik normativnyh i metodicheskih materialov dlja dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Vospitanie i dop. obrazovanie detej/pod red. A. K. Brudnova. – M., 2000.


baevoj [poslesl. I. Neverli]. – M. : Prosveshhenie, 1966. –

470 s.

4. Fel'dshtejn, D. I. Problemy vozrastnoj i pedagog- icheskoj psihologii [Tekst] / D. I. Fel'dshtejn. – M., 1995. – S. 258.

Reference List

  1. The convention of the UN «About the child’s rights». It is approved by the United Nations General As- sembly on November 20, 1989. From out-of-school work to additional education of children: the collection of standard and methodical materials for additional educa- tion of children // Education and additional education of children/under the editorship of A. K. Brudnov. – M., 2000.
  2. Concept of children additional education develop- ment. Confirmed by the Order of the Government of the Russian Federation from 04.092014 of № 1726-p [An electronic resource]. – URL: http: // govern- ment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  3. Korchak Janusz. The chosen pedagogical works/transl. by K. E. Senkevich; made by E. S. Rubenchik; edited and foreword by M. F. Shabayeva [af- terword by. I. Neverli]. – M. : Prosveshchenie, 1966. – 470 p.
  4. Feldstein D. I. Problems of age and pedagogical psychology. – M., 1995. – P. 258.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»

Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет

СодержаниеБлок  № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Областной творческий конкурс профессионального самоопределения среди обучающихся образовательных организаций Челябинской области «ProfiУрал» ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей», номинация «Конкурс образовательных проектов иметодическ

Областной творческий конкурс профессионального самоопределения среди обучающихся образовательных организаций Челябинской области «ProfiУрал» ГБУДО «Областной Центр дополнительного об...