Годовой отчёт учителя-логопеда Поляниной Е.И. за 2018-2019 уч.г
материал по логопедии
Анализ деятельности по направлениям: диагностическое, коррекционно- развивающее, консультативное, методическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchyot_dou_2019_god.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе учителя-логопеда МБДОУ № 32 « Лесная сказка» Поляниной Елены Ивановны за 2018-2019 уч.г.
На 1 сентября 2018 года старшую группу компенсирующей направленности посещали 14 детей, зачисленные на основании результатов заседания ПМПК.
Коррекционно-развивающий процесс в старшейгруппе компенсирующей направленности в 2018-2019 учебном году строился в соответствии с программами:
-Образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области;
-Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи/Л.Б Боряева, Т.В Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. Ред. Проф. Лопатиной.-СПб., 2014.-386с.
- Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на 2018 – 2019 учебный год.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы.
Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
5. Повышение профессионального уровня.
6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты, индивидуальные маршруты.
Составлены индивидуальные планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.
Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада.
Проведено логопедическое обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной работы с детьми).
В апреле проведено логопедическое обследование детей старшей группы, выявлено 1 человек с нарушение речи ( нарушение лексико- грамматического строя речи, фонетико-фонематических процессов, произношение сонорных звуков) с целью направления на ПМПК.
II. Коррекционно – развивающее:
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и фронтальные занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Индивидуальные занятия проводились 1-2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Фронтальные занятия 2 раза в неделю.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год и осуществлялась с использованием адаптированной программы.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Согласно исследованиям импрессивной, экспрессивной речи, грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, связной речи и звукопроизношения в начале года воспитанники старшей группы компенсирующей направленности на высоком уровне( 30,1%) знают:
- все предложенные обобщающие понятия, профессии и времена года правильно подбирает слова- антонимы;
- образовывают формы сущ. с ум. ласкательным значением , мн. числа сущ., формы мн. числа глаголов, согласовывают прил. с сущ.-ми., сущ. с числ.;
- определяют заданный звук в словах., повторяют слоги с оппозиционными звуками;
- составляют все предложения по односюжетным картинкам грамматически верно; предмет описывают самостоятельно, последовательно и точно; в пересказе точно передают содержание, соблюдают связность и последовательность изложения;
- звуки произносят правильно или одна группа звуков находится в стадии автоматизации;
На среднем уровне(13,3%) :
- из предложенных обобщающих случаях используют от одного до трёх, затрудняются при назывании весны, но справляются после помощи логопеда;
- допускает одну – три ошибки при выполнении предложенных заданий;
- допускают незначительные ( одна-две) грамматические ошибки при составлении предложений; описательный рассказ составляют с помощью, возможны пропуски отдельных деталей, единичные ошибки в построении фраз; пересказ составляют с помощью, незначительное нарушение связности изложения, единичные ошибки в структуре предложений;
-нарушена одна группа звуков; звуки находятся в стадии автоматизации.
На низком уровне (56,6%):
- не называют более трёх обобщающих слов и профессий, больше чем одно время года;
- в каждом разделе не справляются с двумя и более заданиями; количество подобранных слов- одно или менее одного, широко использует помощь логопеда;
- допускают грубые грамматические ошибки при построении предложений, не удаётся составить все предложения; описательный рассказ составляют по наводящим вопросам, неполно, неточно; пересказ составляют с помощью наводящих вопросов и указаний, не нарушена связность, пропущены эпизоды;
- нарушена одна и более групп звуков.
В середине года воспитанники старшей группы компенсирующей направленности на высоком уровне ( 56%) знают:
- все предложенные обобщающие понятия, профессии и времена года правильно подбирает слова- антонимы;
- образовывают формы сущ. с ум. ласкательным значением , мн. числа сущ., формы мн. числа глаголов, согласовывают прил. с сущ.-ми., сущ. с числ.;
- определяют заданный звук в словах., повторяют слоги с оппозиционными звуками;
- составляют все предложения по односюжетным картинкам грамматически верно; предмет описывают самостоятельно, последовательно и точно; в пересказе точно передают содержание, соблюдают связность и последовательность изложения;
- звуки произносят правильно или одна группа звуков находится в стадии автоматизации;
На среднем уровне (30,3 %) :
- из предложенных обобщающих случаях используют от одного до трёх, затрудняются при назывании весны, но справляются после помощи логопеда;
- допускает одну – три ошибки при выполнении предложенных заданий;
- допускают незначительные ( одна-две) грамматические ошибки при составлении предложений; описательный рассказ составляют с помощью, возможны пропуски отдельных деталей, единичные ошибки в построении фраз; пересказ составляют с помощью, незначительное нарушение связности изложения, единичные ошибки в структуре предложений;
-нарушена одна группа звуков; звуки находятся в стадии автоматизации.
На низком уровне(13,7%):
- не называют более трёх обобщающих слов и профессий, больше чем одно время года;
- в каждом разделе не справляются с двумя и более заданиями; количество подобранных слов- одно или менее одного, широко использует помощь логопеда;
- допускают грубые грамматические ошибки при построении предложений, не удаётся составить все предложения; описательный рассказ составляют по наводящим вопросам, неполно, неточно; пересказ составляют с помощью наводящих вопросов и указаний, не нарушена связность, пропущены эпизоды;
- нарушена одна и более групп звуков.
В конце года воспитанники старшей группы компенсирующей направленности на высоком уровне( 64,5 %) знают:
- все предложенные обобщающие понятия, профессии и времена года правильно подбирает слова- антонимы;
- образовывают формы сущ. с ум. ласкательным значением , мн. числа сущ., формы мн. числа глаголов, согласовывают прил. с сущ.-ми., сущ. с числ.;
- определяют заданный звук в словах., повторяют слоги с оппозиционными звуками;
- составляют все предложения по односюжетным картинкам грамматически верно; предмет описывают самостоятельно, последовательно и точно; в пересказе точно передают содержание, соблюдают связность и последовательность изложения;
- звуки произносят правильно или одна группа звуков находится в стадии автоматизации;
На среднем уровне(30,8%) :
- из предложенных обобщающих случаях используют от одного до трёх, затрудняются при назывании весны, но справляются после помощи логопеда;
- допускает одну – три ошибки при выполнении предложенных заданий;
- допускают незначительные ( одна-две) грамматические ошибки при составлении предложений; описательный рассказ составляют с помощью, возможны пропуски отдельных деталей, единичные ошибки в построении фраз; пересказ составляют с помощью, незначительное нарушение связности изложения, единичные ошибки в структуре предложений;
-нарушена одна группа звуков; звуки находятся в стадии автоматизации.
На низком уровне(4,7%):
- не называют более трёх обобщающих слов и профессий, больше чем одно время года;
- в каждом разделе не справляются с двумя и более заданиями; количество подобранных слов- одно или менее одного, широко использует помощь логопеда;
- допускают грубые грамматические ошибки при построении предложений, не удаётся составить все предложения; описательный рассказ составляют по наводящим вопросам, неполно, неточно; пересказ составляют с помощью наводящих вопросов и указаний, не нарушена связность, пропущены эпизоды;
- нарушена одна и более групп звуков.
Количество выпущенных детей
а) с чистой речью _______________________________________1 человек
б) нуждается в автоматизации звуков в речи _______________ 1 человек
в) без значительного улучшения __________________________0
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогами.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами МБДОУ):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов МБДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились:
Консультации для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика»(октябрь), «Развиваем речь через знакомство с окружающим миром» (октябрь), « Методы и приёмы развития мышления. Мышление и речь.» (ноябрь), «Развиваем пальчики – учим говорить» ( январь) , « Лексика и грамматика дошкольников. Норма и патология» (февраль), «Приемы активизации речевой активности»(март), «Познавательные беседы с дошкольниками» ( апрель).
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, педагог - психолог) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Велась тетрадь взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в МБДОУ.
Проведён семинар для педагогов МБДОУ ««Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в МБДОУ по речевому развитию дошкольников».
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
Совместно с воспитателями группы реализованы проекты:
1.Долгосрочный проект творческий практико-ориентированный проект «В мире звуков и букв».
2.Краткосрочный проект « Здравствуй, сказка!».
3. Краткосрочный проект « 9 мая- день Победы!».
В рамках проектов воспитанники группы участвовали в городских и всероссийских конкурсах:
- Конкурс чтецов « Литературная капель» .
- Театральный конкурс « Театр детства».
- Конкурс новогодней игрушки « Зимняя сказка нашего города».
- Всероссийский конкурс « Россия народом сильна!»
- Районный конкурс « Пасхальный сувенир».
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
Консультации для родителей: «Артикуляционная гимнастик»(октябрь) , « Автоматизация звуков» ( ноябрь),» Развиваем речь с помощью пальчиков» ( декабрь), «Речевые игры дома».( январь), «От слова к предложению. Развиваем связную речь» ( апрель).
Участие в собраниях:
- Родительское собрание № 1 « Здравствуй, сказка».( 6.10.2018)
- Родительское собрание № 2 «Муха-цокотуха ». ( 8.11. 2018)
- Родительское собрание № 3 «Театрализованное кукольное представление «Заюшкина избушка ». (19.04.2018)
- Родительское собрание № 4 «В гостях у тётушки Совы».( 7.06.2019)
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели).
Размещалась информация на сайте МБДОУ, личном сайте и в родительском уголке по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем (смена информации осуществлялась 1 раз в месяц).
IV. Методическая работа:
1. Участие в районном МО учителей -логопедов:
2. Участие в работе МБДОУ
- семинар ««Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в МБДОУ по речевому развитию дошкольников».
- открытое занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ОНР .Тема: «Звуки Ф-Фь. Буква Ф».
- открытое занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ. «Лесная школа».
2. Участие в конкурсах:
- Участник Всероссийского педагогического конкурса « Россия народом сильна!»
3. Проведение работы по повышению квалификации:
- изучение новинок методической литературы,
- ознакомление с инновационными ИКТ технологиями,
4.Публикации:
1.Всероссийский журнал « Коррекционная работа»
Статья « Путешествие мышонка Шума».
2. Конспект индивидуального логопедического занятия .www.1urok.ru
5. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Пополнены центры:
- центр развития мелкой моторики;
- центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза и подготовки к обучению грамоте;
- центр развития лексико – грамматических категорий и связной речи;
- информационный центр;
- центр методического сопровождения;
- театральный центр.
5. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь воспитателям, родителям и детям.
V. Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:
- Рабочая программа;
- График работы и циклограмма рабочей недели;
- Список детей группы компенсирующей направленности.
- Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми;
- Речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка,
- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2018-2019 уч.год;
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- Журнал посещаемости детей;
Задачи на 2019-2020 учебный год:
Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Повышение своего профессионального уровня.
Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.
Учитель- логопед: Полянина Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчёт учителя-логопеда 2013-2014 учебный год
Отчёт работы....
Годовой отчёт учителя - логопеда 2017-2018 уч. г.
Цель- создание учловий обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными ииндивидуальными способностями....
Годовой план учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Задачи: 1. Планирование и осуществление коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей на основе комплексного воздействия на все сферы личности с учетом ФГОС. 2.Совершенствование сист...
Годовой отчёт учителя-логопеда ДОУ
Примерный вариант отчёта учителя-логопеда ДОУ в конце года....
Годовой отчет учителя-логопеда Захаровой М.С. за 2018-2019 уч.г.
Годовой отчет учителя-логопеда Захаровой М.С. за 2018-2019 уч.г....
Годовой отчёт учителя-логопеда 2017-2018
Аналитический отчет работы учителя логопеда за год...
годовой отчет учителя-логопеда за 2018-2019 учебный год
годовой отчет учителя- логопеда о результатах коррекционной деятельности на логопункте ДОУ...