Занятие по формированию просодической стороны речи для детей 5-7 лет с ОНР «Маша в гостях у ребят»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кургушова Елена Александровна

 

 

Задачи

Коррекционно-образовательные. Закрепление знаний детей по лексической теме «Зима». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима», «Зимовка диких животных». Обучение дифференциации типов интонации в предложении, выделении логического ударения.

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голосовых модуляций по силе, высоте, эмоциональной окраске. Развитие диалогической речи, темпо-ритмической организации и интонационной выразительности речи, дикции, мимической, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие внимания, памяти, мышления. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных). Составление сложноподчинённых предложений.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества. Воспитание взаимопонимания, доброжелательности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по формированию просодической стороны речи для детей 5-7 лет с ОНР «Маша в гостях у ребят»

Задачи

Коррекционно-образовательные. Закрепление знаний детей по лексической теме «Зима». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима», «Зимовка диких животных». Обучение дифференциации типов интонации в предложении, выделении логического ударения.

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голосовых модуляций по силе, высоте, эмоциональной окраске. Развитие диалогической речи, темпо-ритмической организации и интонационной выразительности речи, дикции, мимической, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие внимания, памяти, мышления. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных). Составление сложноподчинённых предложений.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества. Воспитание взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование. Презентация с записью Маши (из мультфильма), магнитная доска, 7 снежинок с картинками-заданиями, запись песни «Зимушка зима», карточки со знаками (вопросительный, восклицательный, точка), подарки от Маши (магнитики-картинки из мультфильма), бейджики для детей.

 

Ход занятия

I. Разминка. Игра на внимание (Стоят врассыпную.)

Логопед. Ребята, вспомните, как меня зовут? Возьмёмся за руки, друзья. Вот какой круг получился. (Стоят в кругу.)

Логопед. Знаете игру «Волшебное слово»? За мной надо повторять действие, если скажу слово «пожалуйста». А если не скажу «пожалуйста» выполнять движение нельзя. - Пожалуйста, поднимите руки вверх. Пожалуйста, помашите руками. Опустите руки. - Пожалуйста, поставьте правую ногу на носок, на пяточку. Потопайте ногами. - Пожалуйста, присядьте. Встаньте. - Какие вы внимательные!

II. Сюрпризный момент. На экране появляется Маша из мультфильма.

Маша. Всем привет! Ребята, надоела зима, Мишка спит, кругом только снег, мне так скучно! Вот решила поступить в школу для актрис. Актрисы столько всего умеют, а у меня ничего не получается. Вы мне поможете?

Логопед. Поможем, ребята?

- Маша, прежде всего, актёры умеют правильно и выразительно разговаривать, смотри и учись у ребят.

III. Дыхательные упражнения. На презентации ПЕРВАЯ СНЕЖИНКА с рисунком «ВЕТЕР»- От Маши к нам подул холодный ветер, и прилетела весёлая снежинка.

Логопед. Что на ней нарисовано (ветер). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Ладошка под подбородком. Вдохнули – дуем.)

Логопед. А теперь подуем тёплым воздухом. Сдуем снежинку с экрана.

Логопед. Посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам. Давайте скажем на одном выдохе: - Какая красивая снежинка! – Какая она ещё (белая, холодная, весёлая …) - Какая красивая белая снежинка! - Какая красивая белая, хрупкая снежинка!

IV. На презентации ВТОРАЯ СНЕЖИНКА с рисунком «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА». (Дети садятся на стульчики.)

Разогревающий массаж.

Логопед. Что на снежинке нарисовано (дети делают артикуляционную гимнастику).

Логопед. И актёры чтобы правильно выговаривать все звуки, делают специальную зарядку. Маша, чтобы получалось, внимательно смотри на меня и на ребят.

Логопед. Для начала надо разогреться. - Потрите ладони друг о друга. – А теперь теплые ладошки (пальчики вместе) положили на лоб. – Стали пальчики плясать лобик, лобик растирать. – Соединили ладошки «клювик». – Стали пальчики плясать щёчки, щёчки к ушкам растирать. Стали пальчики плясать подбородок растирать.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1 (мимика). - Загрустили – нахмурились – рассердились – удивились – обрадовались.

Упражнение 2 (губы). - Улыбка – трубочка – рупор.

Упражнение 3 (язык). – Накажем непослушный язычок. Лопатка. Качели.

Упражнение 4 (артикуляция гласных). – Я покажу звук губами, а вы его произнесите (А, У, О, И). – А теперь наоборот, не произносите звук, только покажите губами. Посмотрите на своих друзей.

Маша. - Как интересно! Я тоже буду делать такую гимнастику!

V. Голосовые упражнения На презентации ТРЕТЬЯ СНЕЖИНКА с рисунком «ДЕТИ ПОЮТ». –Что нарисовано на следующей снежинке?

Упражнение «Вьюга». Логопед. Вьюга белая метёт, песни разные поёт.

Логопед. Каждый звук (У, А, О, И) произнесём: - шепотом; - тихим голосом;

- голосом средней громкости; - громко. А - укачиваем куклу.

О - удивились, О - огорчились, О – спрашиваем, О – радуемся.

Усиление голоса: артикуляция звука-шепот-тихо-громко: ауи-ауи-ауи-ауи. Ослабление голоса: громко-тихо-шепот-артикуляция звука: ауи-ауи-ауи.

Упражнение «Эхо». Логопед. Вьюга воет и в лесу, а там отдаётся эхом.

Эхо, я тебя зову! А –У, А –У.

Я тебе конфетку дам! АМ, АМ, АМ, АМ.

Хочешь булочку мою? ЧЬЮ? ЧЬЮ? ЧЬЮ? ЧЬЮ?

Эхо, ближе подойди! ТЫ ИДИ, ИДИ, ИДИ.

Разбиваемся на две команды, становимся напротив друг друга. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом «ау-у-у» второй команды и так до полного затихания звука.

Упражнение «Песенка про смех»

Логопед. «Толстый» голос

Это песенка про смех - (все низким голосом) ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех - (все низким голосом) ха-ха-ха!

Так смеются все волчата, - (одни мальчики) ха-ха-ха!

Кабанята и лосята - (одни мальчики) ха-ха-ха!

Логопед. «Тонкий» голос

Это песенка про смех - (все высоким голосом) ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех - (все высоким голосом) ха-ха-ха

Так смеются зайчата - (одни девочки) ха-ха-ха.

И мышата, и бельчата - (одни девочки) ха-ха-ха.

Маша. Я поняла можно петь и разговаривать громко и тихо, «толстым» голосом и «тонким».

VI. Темпо-ритмические упражнения. ЧЕТВЁРТАЯ СНЕЖИНКА с рисунком «БАРАБАН» (отстукивать ритм).

Пальчиковая гимнастика. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Пальцы соединяем на ударные слоги сначала одной руки, потом другой.

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год. (смена рук)

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

Восприятие и воспроизведение ритма Логопед. Ребята, Маша сделала фотографии следов животных и птиц. – Это чьи следы? (Волчьи, заячьи, лисьи, лосиные, оленьи, кабаньи, беличьи, сорочьи, вороньи). Послушайте, как шёл волк: 1 – топ, 2 и 3 вместе – топ-топ, 4 – отдельно. Ещё раз послушайте: топ, топ-топ, топ.

Логопед. Подойдите к столам и выберите фото со следами. (Дети отвечают чьи следы, отхлопывают заданный ритм.)

VII. Физминутка-логоритмика. ПЯТАЯ СНЕЖИНКА с рисунком «ТАНЕЦ».

Маша. - Я тоже люблю петь и танцевать. И зима мне уже нравится.

VIII. Дифференциация типов интонации в предложении. (ШЕСТАЯ СНЕЖИНКА СО ЗНАКАМИ.!?) (Садятся за столы.)

Логопед. Возьмите карточку со знаком «точка». Если услышите, что я о чём-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом то поднимите её.

На улице холодно. Ах, как красиво кругом! Маша катается на санках.

Логопед. А теперь, возьмите карточку с вопросительным знаком. Если услышите, что я задаю вопрос, поднимите её.

На улице идёт снег! Ты любишь играть в снежки? Ваня идёт в парк.

Куда идёт мальчик?

Логопед. Возьмите карточку с восклицательным знаком. Если услышите, что я радостно и громко говорю, поднимите её.

Мы играли в догонялки. Ой, как жарко! Кто водящий? Ура, меня не догнали!

Логопед. Поднимай карточки, которые подходят на каждое предложение. Повтори с той же интонацией.

- Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!

- Снег идёт! Снег идёт? Снег идёт.

- Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?

IX. Логическое ударение. (СЕДЬМАЯ СНЕЖИНКА С МОЛОТОЧКОМ.)

Логопед. Будем ударять голосом как молоточком, выделяя важное слово.Послушайте сосчитайте, сколько слов в предложении: «Медведь зимой спит».

Логопед. Назовите первое слово (обозначим его прямоугольником), второе, третье. Я, как молоточком, голосом ударю на одно из слов. Вот так: Медведьзимой спит. – Какое слово я произнесла громче и протяжнее остальных. (Ни волк, ни заяц, а медведь.) Повторите как я.

Логопед. Медведь зимой спит. (Не ходит, не гуляет.) Выделите слово «спит».

- А теперь, попробуйте сами выделить второе слово «зимой». (Ни летом, ни осенью, он впадает в спячку только зимой).

Работа над интонационной выразительностью. (Образование относительных прилагательных).

Логопед. А сейчас молоточек, нам поможет делать паузу в предложении. Скажите, если идёт снег, то погода… (снежная). Повторите предложение, выделите голосом последнее слово.

- Если сильный мороз, то погода …? (морозная)

- Если метет метель, то погода …? (метельная)

- Если сильный ветер, то погода …? (ветреная)

- Если на улице стужа, то погода …? (студёная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима …? (вьюжная)

X. Итог занятия. - Давайте, напомним Маше, что ей поможет стать актрисой.

Дети выставляют снежинки, составляют сложноподчинённое предложение: Чтобы стать актрисой, надо… (правильно дышать, говорить на выдохе; делать артикуляционную гимнастику; учиться разговаривать и петь громко и тихо, «тонким» и «толстым» голосом; выполнять ритмические упражнения, танцевать, говорить с разной интонацией, выделять голосом важные слова).

Маша. Спасибо, друзья, я теперь знаю, чем заняться зимой и обязательно стану актрисой! А вам на память дарю магнитики со своими фотографиями!

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. М., 2006.
  3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. М., 2011.
  4. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Занятие по формированию просодической стороны речи с элементами экспериментирования.

Речь- одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным  развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....