Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosodika_pri_dizartrii.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.
В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.
В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.
В настоящей время поднимается проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Основные компоненты просодической стороны речи.
Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.
Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:
- речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
- речевой выдох ослаблен;
- речь монотонна, маловыразительна;
- темп речи замедленный или ускоренный;
- ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
- голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
- голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
- тембр чаще низкий;
Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.
Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.
Традиционную утреннюю гимнастику целесообразно заменить занятием продолжительностью 10-15 мин, включающим в себя элементы логопедической ритмики, что послужит в свою очередь базой для проведения логоритмических занятий.
Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Подготовительный | Основной | Заключительный |
1. Работа над речевым дыханием. | 1. Формирование общих представлений об интонации. | 1. Работа над интонацией повествовательного предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...
Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...
Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)
Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....
Использование музыкальных распевок, дыхательной гимнастики для развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей для старшей группы...
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспре...
"Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
quot;ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ» Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959,...